19.03.2024

ЖЕЛУДОК КАК ИСТОЧНИК СЧАСТЬЯ И НЕСЧАСТЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Одним из самых губительных деяний человека является чревоугодие. Живот является источником практически всех желаний человека, его болезней и страданий.

Удовлетворение потребности желудка возбуждает желание удовлетворить похоть, после просыпается жажда к славе и богатству, за удовлетворением одного желания следует желание удовлетворить другое, и это становится причиной многих глупостей. И всё это по причине небрежности к желудку и того, что проистекает из этой небрежности, потому Пророк ﷺ назвал живот худшим сосудом:

مَا مَلَأَ آدَمِيٌّ وِعَاءً شَرًّا مِنْ بَطْنٍ، بِحَسْبِ ابْنِ آدَمَ أُكُلَاتٌ يُقِمْنَ صُلْبَهُ، فَإِنْ كَانَ لَا مَحَالَةَ فَثُلُثٌ لِطَعَامِهِ، وَثُلُثٌ لِشَرَابِهِ، وَثُلُثٌ لِنَفَسِهِ

«Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево. Сыну Адама достаточно нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину [поддерживать свои силы], а если ему приходится есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». (Тирмизи, 2380; Ибн Маджах, 3349; Ан-Насаи, «Сунан аль-Кубра»)

К тому же переедание – одно из деяний лицемеров, и на это указывает другой хадис Пророка ﷺ:

المُؤْمِنُ يَأْكُلُ فِي مِعًى وَاحِدٍ، وَالكَافِرُ يَأْكُلُ فِي سَبْعَةِ أَمْعَاءٍ

«Верующий ест в один желудок, а неверующий – в семь». (Бухари, 5393; Муслим, 2060)

Эти слова Пророка подразумевают, что неверный ест в семь раз больше, чем верующий, или то, что аппетит лицемера в семь раз превышает аппетит верующего, а не то, что у него в буквальном смысле желудок в семь раз больше обычного.

А кто будет ограничивать себя в еде и голодать, следуя канонам шариата и словам праведников, тот защитит себя от вреда своего чрева и получит пользу, которую мы назовём по воле Аллаха. Итак, у голода десять видов пользы:

  1. сохранение чистоты сердца, проницательности и разума;

Сытость приводит к слабости разума, лишает человека ясности ума и перегружает сердце, отчего скорость мысли затормаживается. Ад-Дарани (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Голодайте, в этом заключается унижение эго, смягчение сердца, а это причина обретения небесных знаний».

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لِكُلِّ شَيْءٍ زَكَاةٌ، وَزَكَاةُ الْجَسَدِ الصَّوْمُ

«Для каждой вещи существует закят, а закятом тела является пост». (Ибн Маджах, 1745)

Аш-Шаляби сказал: «В какой бы день я ни голодал ради Аллаха, мне открывалась дверь к мудрости, которой я ранее не ведал».

  2. наслаждение поминанием Аллаха;

Сколько славословий и восхвалений Аллаха сходит с языка человека, однако на сердце они не влияют, будто между ним и поминанием стоит преграда из-за чёрствости сердца. Абу Сулейман сказал: «Слаще всего для меня поклонение, когда моя спина соприкасается с животом».

Наслаждение общением с Аллахом при поклонении достигается путём размышления об истине. Полный желудок препятствует этому, а голод открывает дверь к познанию истин, которые переполняют сердце.

     3. сломление и унижение собственного эго, избавление от высокомерия излишней радости и зла;

Ничто не ломает наше эго, как голод. Лишь голод заставляет его покориться Господу. Когда его лишают куска еды и долгожданного глотка воды, он перестаёт противиться из-за немощности и безысходности.

Пока человек не станет замечать свою униженность и немощность, он не увидит величие и могущество своего Творца. А спасение раба – в лицезрении себя низким и немощным, а Господа своего – великим и могущественным.

Живот и половые органы – это двери Ада, а сытость – пропуск в них. Унижение и сломление эго – это двери Рая, а голод – пропуск в них. Кто закрыл двери Ада, тот открыл двери Рая. Они подобны востоку и западу, чем ближе к одной стороне, тем дальше от другой.

     4. позволяет помнить о людях, подвергающихся испытаниям и страданиям;

Сытый человек не вспоминает голодного и не помнит голода. Умный человек, видя бедствия другого, вспоминает страдания Судного дня. Так, испытывая жажду, он вспоминает о жажде творений в День великого стояния, а от голода вспоминает обитателей Огня, которые вынуждены есть плоды адского дерева заккум, по вкусу похожие на смесь из раскалённого гноя и крови.

Человеку следует разделять страдания других. Он должен либо видеть их, либо испытывать их на себе. И лучше всего разделить их путём голодания.

Напоминание о голодных и нуждающихся – одно из огромных достоинств голода, ведь оно пробуждает в человеке милосердие, стремление накормить бедняка и сострадание к сиротам и ко всем творениям Аллаха. А сытый не ведает боли, которую испытывает голодный.

      5. отказ от грехов и полная власть над собственным эго;

Источник всех грехов – это внутренние желания и энергия, а поддерживает их, несомненно, еда. Следовательно, уменьшение её ослабляет всякую страсть и силы раба. Счастье раба в том, чтобы владеть своим эго, а не в том, чтобы оно владело им. Праведник Зу-н-Нун сказал: «Когда бы я ни ел досыта, я либо грешил, либо думал о грехе».

Голод является кладезем Аллаха, и наименьшее, от чего он сохраняет человека – это вред от языка и похоти. Голод не оставляет человеку сил на лишние разговоры и раздумья о грехе, напротив, он сторонится этого и тем самым оберегает себя от злословия и необдуманных действий.

       6. короткий сон и постоянство в ночном поклонении;

Зачастую тот, кто много ест, и пьёт много, а большое количество воды вызывает сон. Единое мнение семидесяти праведников заключается в том, что долгий сон случается от потребления большого количества воды.

В долгом сне – трата жизни и упущение ночного поклонение, причина неразвитости человеческой натуры и чёрствого сердца. Жизнь – это самое драгоценное, что есть у человека и его основной капитал, которым он ведёт торговлю, а сон – это смерть, частый сон укорачивает жизнь человека.

Общеизвестны достоинства ночного бодрствования, а во сне происходит его упущение. И когда бы ни возобладал над верующим сон, если он даже проснётся, он не найдёт сладости в поклонении.

     7. лёгкость в поклонении;

Еда мешает учащению поклонения, так как на неё уходит много полезного времени: на покупку продуктов, приготовление пищи, частое посещение уборной. Большое количество еды усложняет постоянное пребывание в омовении, в мечети. А привычка голодать облегчает всё это и помимо этого облегчает соблюдение поста и многое другое, что приводит к довольству Аллаха.

Один из праведников в целях экономии времени на приготовление еды потреблял толокно в сухом виде, а когда его спросили об этом, он ответил, что во время пережёвывания и глотания еды можно 70 раз прочитать «Субхана-Ллаh», поэтому он не ел хлеб 40 лет.

      8. здоровье тела и защита от болезней;

Чаще всего причиной болезни является злоупотребление едой, из-за чего в кишечнике и сосудах собираются излишки, которые становятся причиной многих болезней.

Затем эти болезни мешают поклонению, сосредоточению сердца, чтению зикра, размышлению, а порой делает жизнь человека невыносимой. Эти болезни принуждают человека к посещению врачей, трате средств и времени на лекарства. А привычка голодать защищает раба от всего этого.

       9. экономия финансовых и материальных расходов;

Кто привык мало есть, тому достаточно и самой малости денег. А кто привык к сытости и чревоугодию, тот становится рабом своего живота, преследуемым и схваченным за шею каждый день. Привыкший довольствоваться малым свободен от долгов и лишних расходов на еду.

В общем, причина погибели людей – это сильное устремление к мирскому, причина их устремления к мирскому – половые органы, причина страсти половых органов – страсть живота, а в уменьшении рациона есть то, что закрывает все эти врата.

       10. возможность тратить излишки на сирот и бедняков.

Человек, не скупящийся на милостыню, в Судный день будет под тенью своей милостыни. Ведь то, что он съест, исчезнет, а то, что расходовал, останется у Аллаха.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды, когда они зарезали овцу, Пророк ﷺ спросил:

مَا بَقِيَ مِنْهَا؟ قَالَتْ: مَا بَقِيَ مِنْهَا إِلَّا كَتِفُهَا قَالَ: بَقِيَ كُلُّهَا غَيْرَ كَتِفِهَا

«Что от неё осталось?» ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Ничего, кроме лопатки». Тогда он сказал: «Вся она осталась, кроме лопатки». (Тирмизи, 2470)

Человек ничем не владеет, кроме того, что расходовал на пути Аллаха, а то, что он съел или надел, исчезло и износилось.

Польза голода не ограничивается десятью вышеперечисленными достоинствами, в каждой пользе есть ещё много скрытых видов пользы, перечисление которых невозможно. Это огромный клад Ахирата. Один из праведников сказал: «Голод – это ключ к Ахирату и дверь к аскетизму, а сытость – ключ к мирскому и дверь к соблазну». (Имам Аль-Газали, «Ихья ‘улюм ад-дин»)

В завершение сказанного в целях предостережения, пробудившегося от голодания, дабы он не впал в крайность, мы скажем: лучше всего во всём соблюдать золотую середину, как на это указывает Аллах в Коране:

وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا

«Ешьте и пейте, но не излишествуйте [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Аʻраф: 31)

Последнее мешает поклонению в физическом плане, а чувство сильного голода также отвлекает мыслями о еде. Обе крайности порицаются шариатом. Когда Пророк ﷺ узнал, что кто-то решил поститься каждый день и выстаивать всю ночь в молитвах, он запретил это.

Просим помощи у Аллаха в получении пользы и защиты от вреда, и нет помощи, кроме как от Него. Мир и благословение Аллаха пророку Мух’аммаду ﷺ, его семье и сподвижникам.
Чингиз Шихмагомедов
Источник:islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *