ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Статьи по теме-1-акыда, Читальный зал > ЭТО НАДО ЗНАТЬ КАЖДОМУ!

ЭТО НАДО ЗНАТЬ КАЖДОМУ!

гос139МОЖНО ЛИ ГОВОРИТЬ
«ГДЕ АЛЛАh?» И Т.П.
Часть 2

Эта тема очень важна на сегодняшний день. Важность не в самом вопросе «Где Ал-лах?» и в ответе на него, потому как данный вопрос и ответ на него не являются обязательным для каждого. Но у человека должна быть правильная акыда (вероубеждение), то есть если речь пошла о каком-то вопросе веры, человек должен знать правильный ответ на него.

Человек может день и ночь поклоняться Аллаху, однако если убеждения у него ошибочные и заблудшие, то не будут приняты его деяния и поклонения.

Раз такой вопрос поднимается некоторыми из мусульман, учёные и талибы (студенты) обязаны указать людям на правильное мнение в соответствии с Кораном, сунной и мнением истинных ученых нашей общины. Иначе мусульманская община впадёт в заблуждение в таких важных вопросах и будет поклоняться не тому «богу», которому нужно поклоняться, а кому-то, кто соответствует их фантазиям.

Итак, существует вопрос: «Где Аллах?»

Мнение истинных учёных о приписывании Аллаху места, формы и т.п.

Конечно, большинство истинных учёных саляф не комментировали вопросы, связанные с иносказательными аятами Корана, а верили в них как есть, не придавая места и образа Аллаху. Об этом же пишет Ибн Касир (да смилуется над ним Аллах):

إنما نسلك في هذا المقام مذهب السلف الصالح مالك والأوزاعي والثوري والليث بن سعد والشافعي وأحمد وإسحاق بن راهويه وغيرهم من أئمة المسلمين قديما وحديثا وهو إمرارها كما جاءت من غير تكييف ولا تشبيه ولا تعطيل

«Поистине, в этом вопросе мы следуем пути саляфу салих, таким, как имам Малик, аль-Авзаи, ал-Ляйс бин Саад, имам аш-Шафии, имам Ахмад, Исхак бин Рахувия и другим (да смилуется над ним Аллах). Они веровали в такие предания так, как те дошли до них: без придания образа, без уподобления и без отрицания (того, что пришло в предании)…» (в книге «ат-Тафсир», толкование сура «аль-Хадид»).

Величайший имам, мухаддис, факих, основатель мазхаба (правовая школа) Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ولقاءُ الله تعالى لأهلِ الجنة حقٌ بلا كيفيةٍ ولا تشبيهٍ ولا جهةٍ

«Встреча Аллаха с обитателями Рая — это истина, которая будет происходить без места, подобия и сторон». В книге «аль-Васийя».

Также имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) пишет:

ونقِرُّ بأنَّ اللهَ سبحانه وتعالى على العرشِ استوى من غيرِ أن يكونَ له حاجةٌ واستقرار عليه ، وهو حافظٌ على العرشِ وغيرِ العرش مِن غير احتياج ، فلو كان محتاجا لما قدَر على إيجاد العالم وتدبيرِه كالمخلوقين ، ولو كان محتاجا إلى الجلوس والقرار فقبل خلق العرش أين كان الله ؟ تعالى الله عن ذلك علوًّا كبيرًا

Смысл: «Мы признаем, что Аллах Истава «استوي» над Троном, но без нужды в нем (в Троне) и без утверждения на нем. Он хранитель Трона и не только Трона, и без нужды в нём. Если бы Он (Аллах) был нуждающимся, то не был бы в силе сотворить Мир и управлять им как сотворённым. Если Аллах нуждался бы в сидении и установлении, то где же Он был до сотворения Трона?! Аллах Превыше всего, что приписывают Ему, и Велик» (см. книгу «ар-Рисаля»).

Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) еще пишет:

قلتُ أَرَأَيْت لو قيل أَيْن الله تَعَالَى ؟ فقال يقال له كان الله تعالى ولا مكان قبل أَنْ يخلُقَ الخلقَ وكان اللهُ تعالى ولم يكنْ أَيْنَ ولا خلقٌ ولا شيْءٌ وهو خالق كلِّ شيْءٌ

«Я сказал: «Что ты (то есть тот, кого спросили) ответишь, если спросят тебя «Где Аллах?». Тот ответил: «Ему (тому, кто спросил) необходимо ответить: «Был Аллах, и не было места, пока Он не создал творения, и был Аллах, и не было «Где» и не было творений, и не было ничего, а Он – Творец каждой вещи» («Аль-Фикхуль Абсат»).

Подобное мнение было и у имама аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), которое он написал в своей книге «ар-Рисаля» (стр. 7-8), и имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах), которые сказали:

«Мы не говорим о том, что у Творца есть направление» («Дафу шубухат» Ибн Джаузий аль-Ханбалий).

Ученый Ислама, шейх Абдуль-Кахир Аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах) сказал:

وأجمعوا على أنه لا يَحْوِيهِ مكانٌ ولا يَجْرِي عَليْه زمانٌ , خِلافَ قولِ مَن زعَم مِن الهِشاميَّةِ والكَرَّامِيَّةِ أَنَّه مُماسٌّ لِعَرشِهِ , وقد قال أميرُ المؤمنينَ عَلِيٌّ رضي الله عنه : «إنَّ اللهَ تعالى خلَق العرْشَ إظهاراً لِقُدْرتهِ لَا مكاناً لذاته» وقال أيضاً : قد كان ولا مكانَ وهو الآنَ على ما كان

«Единодушны (ученые) в том, что Его не окружает место и не проходит время для Него в отличие от тех, кто это оспаривает, таких, как хишамиты и карамиты, что Он (Аллах) касается Арша (то есть воссел на него). Повелитель правоверных Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, Аллах сотворил трон, выявляя Свою мощь, а не (выявляя) место Себе», также сказал: «Воистину, Он существовал, и не было места, и теперь Он как был (так и остался, не изменился)» («аль-Фарк байналь-фирак»).

Имам аль-Харамайни Абуль-Маали аль-Джувейни (да смилуется над ним Аллах) сказал:

مذهبُ أهلِ الحقِّ قاطِبةً أنَّ اللهَ سبحانه وتعالى يتعالى عن الحيِّزِ والتخصُّصِ بالجِهاتِ

وذهَبتِ الكرَّامية وبعضُ الحشويَّةِ , إلى أنَّ الباريَ — تعالى عن قولهم — متحيِّزٌ مختصٌ بجهةِ فوقٍ , تعالى الله عن قولهم

«Мазхаб (школа, путь) людей [придерживающихся] истины, абсолютно един: что Аллах чист от ограничения в пространстве и обособления места. Карамиты и некоторые хашавиты придерживаются того, что Аллах Всевышний ограничен в пространстве и обособлен верхней стороной (то есть наверху). Аллах превыше их слов (лжи)» («аль-Иршад», 39).

Ибн Нуджейм аль-Мисри в главе «Положение вероотступников» сказал:

 فإن قال الله في السماءِ فإن قصد حكايةَ ما جاءَ في ظاهرِ الأخبارِ لا يكفُر وإن أرادَ المكانَ كفَر , وإن لم يكن له نيةٌ كفَر عند الأكثر , وهو الأصحُّ وعليه الفتوى

«Если передающий хадис сказал: «Аллах в Небе», но этим он желал просто передать цитату (из иносказательного аята или хадиса), который в буквальном переводе звучит так, но не приписывает Всевышнему место и не комментирует предание, то он не впадает в неверие. Если же он желал установить место (приводя цитату из Корана и сунны, как довод), то он впадает в неверие. А если он не имел подобного намерения, то, по мнению большинства ученых, он стал неверным, и это более весомое слово, и на нем основывается фетва» («аль-Бахру ар-раик Шарху Канзи ад-дакаик», 5 том, 202-203 стр.).

Это же мнение приводит в своей книге «Маджмау аль-анхур фи Шархи Мультакъ аль-абхур» ханафитский ученый Шейх Заде Абдуррахман бин Мухаммад бин Сулейман. Также оно приводится в книге «Аль-Фатава аль-Хиндийя», собранной более чем двадцатью ханафитскими учеными из Индии. Подобное решение приводится у большого ханафитского ученого Фахруддина Кази Хана в его известной книге «Фатава Кази Хан» в главе «Вероот-ступничество».

Хафиз Абу Бакр Аль-Байхаки аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) приводит от Абу Сулеймана Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) следующее:

وليس معنى قولِ المسلمينَ إنّ اللهَ استوى على العرشِ هو أنَّه مُمُاسٌّ له , أو متَمكِّن فيه, أو متَحيِّز في جهةٍ من جهاتِه , لكنَّه بائنٌ مِن جميعِ خلْقِه , وإنما هو خبرٌ جاء به التوقيف فقلنا به , ونفينا عنه التكييفَ , إذْ ليس كمثله شيء وهو السميع البصير

«В словах мусульман, что Аллах над Аршем, не подразумевается, что Он (Аллах) касается его (сидит) или что Он утвердился на нем, или что Он ограничен в пространстве в одной из сторон, однако Он (Аллах) отделен от всех Своих творений. Это то, что пришло в Шариате, и мы (также) говорим это и отрицаем придание образа Ему (Всевышнему), как пришло в аяте «Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий»» («Аль-Асмаъ ва ас-Сыфат», 369 стр.).

Хафиз Абу Бакр Аль-Байхаки аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) говорит:

في الجملة يجب أنْ يُعلمَ أنَّ استواءَ اللهِ سبحانه وتعالى , ليس باستواءِ اعتدالٍ عن اعْوِجاجٍ , ولا استقرارٍ في المكان , ولا مُماسّةٍ لشيءٍ مِن خلْقه , لكنَّه مستوٍ على عرْشِه كما أخْبرَ بلا كيف بلا أين بائنٌ مِن جميعِ خلقِه

«В общем, нужно знать, что «аль-Истива» Аллаха Всевышнего не является подобным выпрямлению искривлённого, или утверждением в местности, касанием к чему-нибудь из творений, однако Он (Аллах) «Истава» над троном, как об этом рассказал Он (Аллах), без формы, без «Где» и не прикасаясь к творениям» (см. книгу «аль-Итикад»).

Кади Абу Бакр Аль-Бакилляни аль-Маликий (да смилуется над ним Аллах) сказал:

فَإنْ قال قَائِلٌ : أين هو ؟

قِيل له : الأيْنُ سُؤالٌ عن المكان , وليس هو مِمَّن يَجُوز أنْ يَحوِيَه مَكانٌ ولا تُحيطَ به أقْطَارٌ

غير أنَّا نَقُولُ : إنَّه على عرْشِه لا على معنى كوْنِ الجِسمِ بالملاصقة والمجاورة , تعالى عَن ذلك عُلُوّاً كبيراً

«Если скажет говорящий: «Где Он (Аллах)?», пусть скажут ему: «где?» – это вопрос о месте, а в отношении Него (Аллаха) недопустимо охватывание местом, и не охватывают Его границы» («Тамхидуль аваиль фи тальхиси-ддалаиль»).

Кади Абдуль Ваххаб аль-Багдади аль-Маликий (да смилуется над ним Аллах) говорит:

واعلم أنَّ الوصْفَ له تعالى بالاستواءِ اتباعٌ للنصِّ ، وتسليمٌ للشرْعِ ، وتصديقٌ لما وصَف نفسَه تعالى به ، ولا يجوز أن يُثبَتَ له كيفيةٌ ؛ لأنَّ الشرْعَ لم يرِدْ بذلك ، ولا أخبرَ النبيِّ عليه السلام فيه بشيءٌ ، ولا سألتْه الصحابةُ عنه ، ولأنَّ ذلك يرجِع إلى التنقُّلِ والتحوُّلِ وإشغالِ الحيَّزِ والافتقارِ إلى الأماكنِ ، وذلك يؤُول إلى التجسيمِ ، وإلى قِدَمِ الأجسامِ ، وهذا كفرٌ عند كافَّةِ أهلِ الإسلام

وقد أجملَ مالكٌ رحمه الله الجوابَ عن سؤال مَن سأله : الرحمن على العرْش استوى , كيف استوى ؟ فقال : الاستواءُ منه غيرُ مجهولٍ , والكيْفُ منه غيرُ معقولٍ , والسؤالُ عنه هذا بدعةٌ , ثم أمَر بإخراجِ السائل

«Знай, что описание Аллаха Всевышнего «аль-Истива» означает следование кон-тексту, полное следование Шариату и признание того, чем описал Аллах Себя. И нельзя утверждать форму (вознесения). Потому что Шариат не объяснил форму, и не рассказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение) об этом что-либо, и не спрашивали его об этом сподвижники, потому что это приводит к переходности, изменчивости, заполнению пространства и к нужде в месте, а это (в свою очередь) приводит к телесности (приданию тела Аллаху) и предвечности тел. А это является неверием, по мнению всех мусульман.

Поистине, хорошо ответил имам Малик (да смилуется над ним Аллах) в ответе на вопрос спрашивающего, который прочитал следующий аят Малику: «Милостивый истава над Троном», – [и затем спросил у имама Малика смысл этого аята], каким образом Он истава? Он (имам Малик) ответил: «Истива (которое говорится в аяте) небезызвестно, а «как?» (в какой форме истава) не поддаётся разуму, вопрос об этом является новшеством, а уверовать (без придания формы и образа) является обязатель-ным». Затем он повелел вывести спросившего».

Кади Абу Яъля аль-Ханбалий (да смилуется над ним Аллах) говорит:

وَلا يجوز وصفُه بِأنَّهُ في كلِّ مكانٍ , ولا في مكانٍ

«Нельзя описывать Аллаха тем, что Он везде, и нельзя описывать тем, что в ка-ком-то месте» (см. книгу «аль-Муътамад фи усули-ддин»).

Известный толкователь Корана Абу Музаффар аль-Исфарайини аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах), рассказывая об акиде спасённой группы, пишет:

وأنْ تعلمَ أنَّه لا يجوز عليه الكيفيَّة والكمِّية والأيْنِيَّة ، لأنَّ مَن لا مِثلَ له لا يُمكِن أنْ يُقالَ فيه «كيف هو؟» ، ومَن لا عددَ له لا يُقال فيه «كم هو؟» ، ومَن لا أوَّلَ له لا يقال له «مِمَّ كان؟» ، ومَن لا مكانَ له لا يقال فيه «أين كان؟» , وقد ذكَرْنا مِن كتابِ الله تعالى ما يدُلّ على التّوحيد , و نفْيِ التّشْبيهِ , و نفْي المكانِ و الجِهَةِ , ونفْيِ الابْتِداءِ و الأوَّلِيَّة

وقد جاء فيه عن أميرِ المُؤمنِينَ عليٍّ رضِي الله عنْه أشْفَى البَيَانِ حِينَ قِيلَ له : «أين الله؟» , فقال : » إنَّ الذي أيَّنَ الأيْنَ لا يُقال له أيْنَ» , فقيل له : «كيف الله؟» , قال : «إنَّ الذي كيَّف الكَيْفَ لا يُقَال له كيْف

«…и чтобы ты знал, что нельзя придавать Ему (Аллаху) форму, количество, место, потому как о том, кто не подобен ничему, не спрашивают: «Как он?», о том, у кого нет количества, не спрашивают: «Сколько Его?», и про того, у кого нет начала, не спрашивают: «Откуда Он?», о том, у которого нет места, не спрашивают: «Где Он был?». Мы упомянули из книги Аллаха то, что указывает на единобожие и отрицание уподобления, отрицание места, отрицание стороны, отрицание начала и конца.

И дошло от правителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах), когда спросили его: «Где Аллах?», он ответил: «Поистине, о том, который сотворил «Где», не спрашивают «где Он?»». Тогда тот спросил: «Как Аллах (образ Его)?», он ответил: «Поистине, о том, который сотворил «образ», не спрашивают «какой образ у Него»».

Истинные ученые сунны, истинные праведные предки (саляфу салих) придерживались вышеприведённого мнения, они не погружались в глубокий смысл аятов и хадисов об атрибутах Аллаха и ничего недостойного не приписывали Ему.

«Любимый хадис» заблудших, тех, кто говорит, что Аллах «на небе», или «на Троне восседает».

Очень часто те, кто приписывают место Всевышнему Аллаху, в своё оправдание при-водят их «любимый хадис», рассказывающий о рабыне одного из сподвижников. Итак, хадис следующий. Муавия Ибн Хакама ас-Сулями (да будет доволен им Аллах) рассказал:

«И была у меня служанка, которая пасла моих овец в стороне Ухуда и Аль-Джуванийи. И вот однажды она взошла на возвышенность и увидела, как волк унёс одну из ее овечек (и ничего не сделала). Я же, печальный, ударил ее по лицу и пришёл (с этим известием) к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему: «О Посланник Аллаха, не отпустить ли мне ее?» Он сказал: «Приведи ее ко мне». Я привёл ее к нему, и он спросил: «Где Аллах?» Она ответила: «На небе». Он спросил: «Кто я?» Она ответила: «Ты – Посланник Аллаха». Он сказал: «Отпусти ее на свободу, ведь она верующая»» (в книге «Сахих» Муслим, 537).

1) Этот хадис дошёл до нас из разных достоверных преданий и с абсолютно разными содержаниями. Например, в другом предании сказано: «…Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Кто Твой Господь?», и она ответила: «Аллах». Затем Он спросил ее: «Кто Я?», и она ответила: «Ты – Посланник Аллаха»» (Ибн Хиббан в книге «Сахих»).

В другой версии сказано: «…Пророк (мир ему и благословение) сказал ей: «Свидетельствуешь ли ты, что нет бога, кроме Аллаха?», и она ответила: «Да». Он спросил: «Свидетельствуешь ли ты, что я – Посланник Аллаха?», и она ответила: «Да»» (Абдур-Раззак, достоверная цепочка, приводится в книге «аль-Мусаннаф», 9 том, 175 стр., №16814).

В некоторых преданиях сказано, что она была немая, и когда Пророк (мир ему и благословение) спросил ее: «Где Аллах?», то она просто указала на небо.

Когда один хадис имеет несколько версий, то данный хадис нельзя единолично ис-пользовать в вопросах вероубеждения, потому как возможно, что он был передан на основе понимания этого передатчика.

2) Действительно ли нужно буквально понимать эти хадисы? Что говорят компетентные ученые, мухаддисы, по этому поводу?

قال الإمام ابن فورك (406هـ) :

 إذا كان ذلك مشهوراً في اللغة ، احتمل أن يقال إن معنى قول النبي صلى الله عليه وسلم أين الله استعلاماً لمنزلته وقدره عندها وفي قلبها ، فأشارت إلى السماء ودلَّت بإشارتها على أنه في السماء عندها ، على قول القائل ، إذا أراد أن يُخبر عن رفعة وعلو منزلة: » فلان في السماء» أي هو رفيع الشأن عظيم المقدار. كذلك قولها في السماء على طريق الإشارة إليها تنبيهاً على محلّه في قلبها ومعرفتها به. وإنما أشارت إلى السماء لأنها كانت خرساء ، فدلَّت بإشارتها على مثل دلالة العبارة على نحو هذا المعنى ، وإذا كان كذلك لم يجزَ ان يُحمَل على غيره مما يقتضي الحد والتشبيه والتمكين في المكان والتكييف)

«Очень известно в арабском языке использование (слова «Айна», то есть «Где»). Ученые сказали, что в словах Пророка (мир ему и благословение) «Где Аллах?» имелось в виду использование (слова «Где») о степени и мощи Аллаха для нее (рабыни) в ее сердце. Она указала на небо и этим дала понять, что Аллах для нее на небе, как сказал один, который захотел указать на степень: «Один человек на небе», то есть высокая степень у этого человека. Так же и ее слова «на небесах» с указанием на небеса установили место и положение Аллаха в ее сердце и ее знание о Нем (Аллахе).

Поистине, она указала в небо потому, что она была немая, и указание ее было выражением на этот (вышеприведённый) смысл. Исходя из этого, нельзя придавать этому хадису другой смысл, который указывает на ограничение в пространстве, уподобление, утверждение в месте и образе» (в книге «Мушкиль аль-хадис», стр. 77-78).

قال القاضي عياض ) :

(قال الإمام — أي المازري — إنما أراد النبي صلى الله عليه وسلم أن يطلب دليلاً على أنها موحدة

Маликитский ученый Казы Ияд (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу хадиса «о рабыне»: «Сказал имам [аль-Марузий], что поистине, Пророк (мир ему и благословение) желал потребовать довод на ее единобожие (то есть узнать, что она не поклоняется идолам, находящимся на земле)» («Икамаль аль-муаллими бифаваиди мислам», 2 том, 465 стр.).

ال شيخ المحدثين الإمام النووي (676هـ) :

هذا الحديث من أحاديث الصفات، وفيها مذهبان تقدَّم ذكرهما مرَّات في كتاب الإيمان: أحدهما: الإيمان به من غير خوض في معناه ، مع اعتقاد أنَّ الله ليس كمثله شيء ، وتنـزيهه عن سمات المخلوقات. والثَّاني : تأويله بما يليق به. فمن قال بهذا قال: كان المراد امتحانها هل هي موحِّدة تقرُّ بأنَّ الخالق المدبِّر الفعَّال هو الله وحده ، وهو الَّذي إذا دعاه الدَّاعي استقبل السَّماء ، كما إذا صلَّى المصلِّي استقبل الكعبة ، وليس ذلك لأنَّه منحصر في السَّماء ، كما أنَّه ليس منحصراً في جهة الكعبة ، بل ذلك لأنَّ السَّماء قبلة الدَّاعين ، كما أنَّ الكعبة قبلة المصلِّين ، أو هي من عبدة الأوثان العابدين للأوثان الَّتي بين أيديهم ، فلمَّا قالت : في السَّماء علم أنَّها موحِّدة وليست عابدة للأوثان.

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу данного хадиса: «Это один из хадисов, в которых идет речь об атрибутах Аллаха. Есть два пути в толковании таких хадисов, оба я уже разъяснял не раз в разделе «О вере».

Один из них – это верить в них без погружения в смысл, с убеждением, что нет ничего подобного Аллаху, очистив Его от описания качествами творений.

Второй путь – это разъяснение (таъвиль) соответствующим образом, как подо-бает Ему (Аллаху). И те, кто придерживаются этого (пути), говорят, что имелось в виду, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) хотел проверить, язычница ли она, которая поклоняется идолам, или она относится к единобожницам, признающим, что творящий, контролирующий и единственный – это только Аллах.

Ведь те, которые взывают к Аллаху, поворачиваются к небу (то есть поднимают руки ладонями вверх), подобно как люди в молитве поворачиваются в сторону Каабы, и это не значит, что Аллах ограничен небом, подобно тому, как не значит, что Аллах ограничен возле Каабы.

Наоборот, это значит, что небо является киблой для мольбы, подобно тому, как Кааба – кибла для молящихся в молитве. И вот, когда она ответила: «На небе», стало понятным, что она единобожница и не поклоняется идолам (которые на земле, перед ними) …» («Шарху ан-Нававий аля Сахихи Муслим», 5 том, 24 стр.).

Сказал имам аль-Газалий (да смилуется над ним Аллах): «И когда вынес Пророк, мир ему, хукм об имане рабыни после того как она указала на небеса, то это было лишь потому, что у немого нет возможности выразить величие степени Аллаха, кроме как указав на сторону возвышенности. И Пророк, мир ему, думал, что она идолопоклонница, и спросил ее о том, кому она поклоняется, и она дала понять указанием на возвышенность, что она не поклоняется идолу» (в книге «аль-Иктисад»).

3) Если же кто-то будет говорить: «Пророк (мир ему и благословение) не исправил ее, ведь он лучше знал…» и т.д., то возникает вопрос: получается, что не нужно читать свидетельство о единобожии? Просто сказать: «Аллах на небе», и этого достаточно, чтобы стать мусульманином?

Конечно же, нет. Во-первых, в хадисе говорится, что Пророк (мир ему и благословение) спросил о ее вере, значит, она уже была уверовавшей, а не принимала Ислам.

Вовторых, в достоверной сунне пришло, что, только произнеся слова свидетельства о единобожии, человек становится мусульманином, а в данном хадисе от имама Муслима не было произнесено рабыней свидетельства. Что говорит о том, что Пророк (мир ему и благословение) просто проверил, кому она поклоняется: идолам, которые на земле, или великому Аллаху, который не ограничен местом и сторонами, величие которого «выше небес», как указала рабыня в хадисе.

Завершение.

Если человек немного поразмышляет, то поймёт и примет мнение ученых сунны. Кто-то скажет, что в каком-то аяте или в каком-то хадисе сказано: «в небесах», «вверху», «спускается» и т.д. Но возникает неясность в нескольких моментах:

1) Неужели ученые сунны, которые знали наизусть сотни тысячи хадисов, не знали о таких важных хадисах, которые касаются вероубеждения мусульман, незнание или ошибка в которых приводит к неверию и заблуждению? Конечно, знали. Но при всем при этом отвечали: «Нет подобного Аллаху, и Аллах ни на что и ни на кого не похож, Аллах чист от недостатков и телесности, места и времени». Потому как имели истинные знания и понимания об этих аятах и хадисах, они выносили решения.

2) Если представить, что эти великие имамы, шейхи, факихи не знали эти аяты и хадисы о «небесах» и «возвышенности» и т.д., или же если не поняли эти хадисы, как утверждают невежды, то за какие заслуги эти ученые стали признанными авторитетами уммы и получили почётные звания «Имам», «Хафиз», «Амируль-Муъмин», Шейхуль-Ислям», «Худжатуль-Ислалям» и т.д.? Эти великие ученые соответствовали своим званиям и оправдали доверие общины Пророка (мир ему и благословение).

3) Все ученые сунны едины в том, что нет у Аллаха органов, места, сторон и времени, и все, кто придерживаются заблудших и ошибочных взглядов, говорят обратное, но таких мало, а большая часть учёных со времён Пророка (мир ему и благословение) и сегодня находятся на истинном пути.

На эту тему можно долго дискутировать, но, думаем, что приведённых мнений авторитетных учёных достаточно для человека разумеющего. Да наставит Аллах на путь истины.

Примечание: слово «Истава» или «аль-Истива» имеет очень много лексических значений в переводе с арабского на русский. Это следующие значения:

1) Утверждение, установление (الإستقرار و التمكن (

2) Равнение, выпрямление الإستثقامة و الإعتدال

3) Завершение.التمام

4) Овладение الإستيلاء

5) Созревание, поспевание النضج

6) Намерение, отправка القصد والإقبال

7) Сравнение, схожесть التماثل و تساوي

8) Сидение الجلوس

9) Возвышение العلو

Эту и более подробную информацию можно найти в книге «Изалят аш-Шубухат» Ибн аль-Ляббана аш-Шафии, стр. 103), а также в книгах: «Лисан аль-Араб», «аль-Камус аль-Мухит».

Что же касается научного смысла и конкретного значения этого слова (Истава «إستوي» ( в контексте цитаты из Корана, то ученые высказывают два основных мнения: 1) Мнение саляфу салих, 2) Халяф.

То есть мы видим, что у этого слова много смыслов, а нужен тот смысл, который под-ходит и подчёркивает величие Аллаха и не уподобляет Его никому и ничему. Поэтому большинство саляфу салих не переводили и не давали смысл таким аятам. Они вверяли смысл этих аятов Всевышнему Аллаху.

Что же касается большинства ученых халяф (то есть тех, которые жили после трёх первых столетий до шестого века), таких, как имамы ан-Навави, аль-Газалий, ибн Хаджар (да смилуется над ними Аллах) и т.д., они трактовали эти аяты как подобает Величию Аллаха, например, «величие», «могущество», «власть», «справедливость» и т.д.

Да поможет Аллах следовать за мнением истинных ученых саляфов и халяфов.
Источник: islamdag.ru
Автор: IШамиль Зурпуканов


This post has been viewed 815 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Статьи по теме-1-акыда, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru