Прибытие в Высокочтимую Мекку
Как только мы прибыли в Высокочтимую Мекку, нас вышли встречать паломники. Еще когда мы сидели верхом на мулах, к нам подошел один араб и сказал, что разыскивает нас. После того как мы поведали ему свою историю, он познакомил нас с проводником родом из Казани. Погонщик мула (т. е. араб. — Прим. перевод.) передал этому проводнику письмо, которое было у него в руках. После чего мы направились в дом нашего проводника. В дороге мы заметно проголодались, поэтому первым делом попили чаю, а потом пообедали. Настроение намного улучшилось. После чего мы направились [к Ка‘абе], чтобы совершить таваф. Слава Аллаху, удалось в точности исполнить этот обряд. Сейчас мы пользуемся той благостью, что исходит от Харама Шарифа[1]. Кроме того, мы посетили следующие места: место, где Умар принял Ислам, гора Абу Кубайс[2], место, где родился ‘Али (да будет Аллах доволен им), место, где родился наш Пророк (саллялаху аляйхи ва саллям). [Л.35.] Пятое — место, [где родилась] госпожа наша Фатима аз-Захра[3] (да будет Аллах доволен ею). Шестое — благословенная обитель Хадиджи аль-Кубры[4]. Состоит из трех комнат. В одной из комнат жила сама госпожа наша Хадиджа, во второй — Фатима (да будет Аллах доволен ею), а в третьей — место, где Пророк совершал свое омовение. Чтобы попасть в эти комнаты, надо пройти через ворота и спуститься на семь ступенек вниз. Слева от входа — школа, где обучаются дети. Чтобы туда войти, нужно повернуться направо. Описанная выше обитель — любимое место [мусульман]. Седьмое — Абу Бакра[5] (да будет Аллах доволен им). Мы также посетили и восьмое место, где в небольшом шатре джинны[6] приняли Ислам от Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) . Посещение этих святых мест (обителей Хадиджи, матери нашей Амины[7], могил асхабов) оставили у нас самые благоприятные впечатления. В девятую очередь мы посетили благословенную пещеру. Это место еще называют «Джабаль Саур»[8], и оно расположено в одном фарсахе[9] от Мекки на очень высоком месте. Подниматься туда трудно, и восхождение заняло у нас час с четвертью. Поэтому мы не рекомендовали бы подниматься туда больным и немощным людям. В тот день, когда мы посещали эту пещеру, оба входа в нее были открыты. С одной стороны от входа — узкое место, однако выход довольно простой. Четыре или пять человек, встав в полный рост, могут одновременно читать намаз в этой пещере. Внутри много земли, мы взяли с собой [на память] горсточку.
10-е [посещение]. В этот день мы посетили Ка‘абу. Ее стороны направлены на четыре стороны [света]. Внутри нее есть две колонны, которые носят названия Ханнан и Маннан. Простой народ верит в то, что в прошлом [были два народа] под этими названиями. Об этом мы спросили нашего проводника Салахетдина-эфенди. «Не было никаких Ханнана и Маннана», — ответил он. Справа от мултазама[10] имеется дверь, которую называют «Баб-и тауба» («Дверь Покаяния»).
И это он назвал «пустыми словами». Слава Аллаху, мы посетили и это место, где прочли особые молитвы, да внемлет им Аллах, Милостивейший из Милостивых!
Мы пробыли в Мекке 29 дней. В течение этого времени [я прошел обучение] у ‘Абдуллаха-эфенди Баширхана, знатока слова Аллах [т. е. Корана. — Прим. ред.] владеющего саб‘у кыра’ат[11], уроженца Хиндистана (Индия), впоследствии переселившегося в Мекку. По окончании [обучения] я получил иджазат. [Л.36] Слава Аллаху за такую великую милость!
[Записи на полях — Л. 35]
Кажется, в 19 день месяца зуль-ка‘да мимо меня на занятия шли студенты, держа в руках книги. Я же был занят рецитацией (чтением нараспев) Корана. Эти студенты подговорили меня: «Идемте, эфенди, [с нами] на занятие к сеид-хазрату». Я принял [их приглашение] и занимался на его лекции, да принесет [мне] это пользу!
Я слышал, что у этой пещеры (Джабаль Саур. — Прим. ред.) есть такая особенность: если кто-то в ней побывает, то не будет бояться ничего на этом свете. Думаю, это и вправду так.
Один из муджавиров[12] Высокочтимой Мекки Шарафутдин-эфенди живет в Апанаевском текие. Он пригласил нас на званый ужин, куда мы пошли с моим спутником Ибрагимом. На этом меджлисе началось оживленное обсуждение проблемы вероотступничества. Там же были мулла Муса и Лутфулла-эфенди. Между мной и муллой Мусой случился жаркий спор. Под влиянием запальчивости муллы Мусы, я тоже разгорячился и, отвечая резко, вынудил его замолчать. Однако на другой день в мой номер пришли Муса-эфенди и Лутфи-эфенди, с которыми у нас состоялся задушевный разговор […].
[Записи на полях — Л. 36]
…Рассказал мне о себе (?). С того дня между нами возникла симпатия и дружба. После этого мы вместе отправились с караваном в Медину, куда прибыли [также] вместе. Я остановился в благословенном доме сеида ‘Али, они [мулла Муса и Лутфулла-эфенди] остановились в доме человека по имени ‘Абдулвахид. Поскольку пребывание в доме сеида было мне в тягость, мой учитель и меня переселил в дом сеида ‘Абдулвахида. Прожив там месяц, мы вместе совершили два хаджа[13] и вместе совершенствовали образование в Пресветлой Медине. От них я не слышал ничего, кроме добрых слов. На занятиях они были очень старательными.
Первых три занятия я посветил [изучению] хадисов у мединского шейха-‘алляма[14] Мухаммад-‘Али бин Захира аль-Витри[15]. Да дарует Аллах Всевышний пользу от всех наших знаний. Амин!
Также мы совершили посещение горы Хира[16].
В Высокочтимой Мекке 40 или 50 мухаджиров из казанских жителей. Они добывают средства к жизни, оказывая различные услуги паломникам. Заработанных таким образом денег им хватает на целый год безбедного существования. Да сделает Аллах Всевышний возможным еще одно паломничество к Дому Аллаха (т. е. Ка‘абе. — Прим. ред.)!
[3] Фатима бинт Мухаммад (ум. 633 г.) — дочь Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), жена четвертого праведного халифа ‘Али. Потомство Пророка от ее детей — Хасана и Хусейна — наиболее почитаемо в Исламе.
[4] Хадиджа бинт Хувайлид (ум. 619 г.) — состоятельная мекканская вдова впоследствии ставшая первой женой Пророка Мухаммада . Мать всех детей Пророка, кроме Ибрагима: четырех дочерей — Зайнаб, Рукайя, Фатима, Умм-Кульсум и двух мальчиков, умерших в младенчестве.
[5] Абу Бакр ас-Сиддик (правдивейший) (572–634), первый праведный халиф (с 632). Один из ближайших сподвижников и друзей Мухаммада . Отец ‘Аиши — жены Пророка . Похоронен рядом с Пророком (салляллах аляйхи ва саллям) в Мединской мечети.
Скажите,пожалуйста, разве можно брать горстку земли с РОДИНЫ ПРОРОКА (МИР ЕМУ)?Я слышала что нет,а тут говорится,что они взяли на память.
Отвечает Учитель Мухаммад Муслимов:
Ассаляму аляйкум, сестра!
Вы правы, с территории Харама в Мекке и Медине нельзя ничего из земли, камней или растений забирать.