25.04.2024

УМИРОТВОРЕНИЕ И БЛАГОЧЕСТИЕ ВО ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАМАЗОВ

Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал громадное значение намазам, при молении он преисполнялся любовью, благочестием и благоговением. Он совершал намазы с чувством страха и уважения, прекрасно осознавая ответственность и важность стояния пред Аллахом. Как человек радуется при встрече с любимыми людьми и преисполняется счастьем, так и Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) перед каждой молитвой, от мысли, что он сейчас предстанет перед Аллахом, ощущал радость в тысячу раз большую. Осман Шамс Эфенди, подчеркивая, что для достижения степени ихсан224намазы необходимо совершать с такой же любовью и радостью, писал:

Если нет любви во время молитвы и зикра,

То не достигнешь ты степени ихсана!

Наш любимый Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) во время намазов достигал самой высокой степени хушу (смиренности, богобоязненности) и скромности. Кроме того, он испытывал неописуемое наслаждение от самозабвенного моления.

Одной из особенностей полноценного намаза является чувство богобоязненности, когда душа наполнена страхом перед могуществом Аллаха, а все органы и части тела неподвижно замерли от чувства удовлетворения. Во время молитвы нужно полностью сосредоточиться, отрешиться от всего мирского, не отворачивать лицо в другую от киблы сторону и смотреть только в одну точку. Абдуллах бин Шиххир (радыйаллаху анху) состояние   Пророка  Мухаммада  (саллаллаху алейхи ва саллям) во время совершения намаза описал следующим образом:

«Однажды я пошел к Пророку  Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) домой, где застал его исполняющим намаз, во время которого из-за рыданий у него из груди исходили звуки, словно из кипящего казана».225

Молитва, во время которой тело, душа и помыслы заняты только Аллахом, имеет огромное значение для достижения Его любви и беспредельной милости. Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивая, что намаз нужно совершать в состоянии страха и почтения, молясь и рыдая, говорил:

«Намаз исполняют по два ракята. После каждого второго ракята совершается ташаххуд (сидение между ракятами). Намаз – это выражение чувства страха и своей ничтожности. После окончания намаза нужно поднять руки в небеса и неустанно молить «О мой Господь! О мой Господь! О мой Господь!». Если кто-либо не сделает этого, то его совершенный намаз будет неполноценным».226

Когда Пророк  Мухаммад   (саллаллаху алейхи ва саллям) во время коллективного намаза предстоял впереди правоверных, он, учитывая то обстоятельство, что среди молящихся могут быть пожилые, больные и люди, которым нужно спешить на работу, никогда не читал длинные молитвы. Иногда, услышав плач ребенка, он сразу сокращал намаз, так как среди молящихся людей могла находиться мать ребенка. Только во время намаза тахаджуд227 Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)  совершал намаз так, как ему хотелось, ибо можно было не брать во внимание состояние других. По его словам, долгие намазы  предпочтительнее, чем короткие. Вот почему Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), совершая дополнительные намазы, читал их долго, наслаждаясь ощущением пребывания перед Божьим ликом. Хузайфа (радыйаллаху анху), который вместе с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям)  совершал ночные намазы, рассказал следующее:

«Как-то ночью я встал рядом с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям)  для исполнения ночного намаза. Он начал молитву с чтения суры «Бакара»228 и во время намаза я подумал про себя: «Когда дойдет до сотого аята, он сделает поясной поклон». Однако Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)  продолжил чтение. Тогда я решил, что в процессе чтения этой суры он сделает два ракята, но Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)  продолжал читать. Я подумал: «Скорее всего, он сделает поясной поклон в конце этой суры», но он начал читать суру «Ниса», закончив которую, перешел к суре «Али Имран». Читал Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) очень медленно. Читая места, где нужно восхвалять Аллаха, он восклицал «субханаллах». Где нужно было просить защиты от наущения дьявола, он произносил «аузу билляхи». Только потом Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям)  сделал рукуа (поясной поклон), произнося «Субхана Раббияль азим», но этот рукуа длился столько, сколько длилось кыям (стояние). Затем он, воскликнув «Самиаллаху лиман хамидах, Раббана лякаль хамд», выпрямился. Немного постояв прямо, упал ниц для совершения суджуда, во время которого он исступленно шептал «Субхана Рабияль ала». В этом положении Пророк  Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) находился столько времени, сколько он читал суры.229

Намаз – это такое духовное состояние, при котором все мирские заботы отбрасываются в сторону и душа, обретая чистоту ангелов, стремится приблизиться к Аллаху. Достичь подобного состояния можно лишь в результате постоянного и частого совершения молитв. Чтобы добиться этого, необходимо при первой же возможности молиться Аллаху, чтобы тело и душа привыкли к поклонению. Благодаря постоянным упражнениям проходит чувство тяжести и лености, которое обычно бывает с непривычки, и люди начинают исполнять намазы с огромным желанием и удовольствием. Таким же образом впоследствии можно достичь состояния страха и умиротворения во время моления.

Одним из благочестивых деяний, доступных каждому правоверному, является чтение намазов при каждом удобном случае, так как Всевышний Аллах, характеризуя истинно верующих, следующее их качество выставляет на передний план: 

 

الَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلاتِهِمْ دَائِمُونَ

 «Они постоянны в молитвах!»230

Джалалятдин Руми, утверждал, что только проникновенный намаз может приблизить раба к Аллаху, а приобретенное чувство близости нужно сохранить и в обычном состоянии, в своих стихах он писал:

 Намаз, который показывает нам прямой путь, который удерживает нас от дурных поступков, совершается пять раз в день. Тогда как настоящие «влюбленные» совершают намаз все время. Любовь, пылающая в их груди, любовь, занимающая все помыслы, нельзя вместить ни в пяти, ни в пяти тысячах намазах. Слова «посетите меня немного» обращены не к влюбленным. Души влюбленных всегда томятся от жажды! Разве слова «посетите меня немного» подходят для рыб? Разве могут рыбы жить без моря? Бескрайние воды морей страшны для людей, но не для рыб. Разлука даже на короткое время для влюбленных похожа на целый год!

 Имам Мухаммад Париса, ученик знаменитого шаха  Бахауддина Накшибанда, о том, какое значение придают влюбленные намазу, писал следующее: «Для искателя истины, который поминанием Аллаха осветил себе душу, самым прекрасным благочестивым деянием является намаз, ибо намаз – это такой вид ибады, который вбирает в себя все виды поклонения.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *