24.04.2024

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ ДЕТИ

 

Довольно часто приходится сталкиваться с ситуациями, когда родители разводят руками и говорят: «Ну что с ним поделать, он же маленький, ему не объяснишь», – таким образом оправдывая любую дитячью шалость.

 Если дитятко шалит дома, то это ещё полбеды, потому что страдают от его неуправляемости только те, кто сам её провоцирует. Но когда подобное поведение происходит налюдях: на детской площадке, в гостях, в учреждениях, в детском саду или школе, – у окружающих возникает резонный вопрос: с какой стати им это терпеть? И вот на это и следует от родителей зачастую вышеприведённый ответ.

Ваши дети не тупые!

Серьёзно, если вы не можете ничего поделать со своим малолетним проказником, это означает, что вам самим не хватает интеллектуальных способностей, а ваше чадо ими как раз одарено сверх меры и уже давно вас переиграло.

Уровень соображалки у детей настолько высок, насколько вы в него верите. Не зря же уже устоявшейся психологической истиной является утверждение, что чем чаще в детстве маленькому человеку говорили, что он умный, тем умнее он вырастает. И, что важно в контексте данной статьи, наоборот всё тоже верно. Да, разумеется, это не в ста процентах, но всё же…

В качестве примера могу привести случай из личной педагогической жизни. Мой тогда без месяца трёхлетний сын гостил две недели у бабушки. Вернувшись, начал постоянно спрашивать меня, прежде чем взять или сделать что-то: «Можно?» Я отнесла этот феномен на счёт бабушкиного строгого влияния, я в разы мягче. Созваниваюсь с мамой через какое-то время, речь заходит о горячо ею любимом внуке: «Слушай, какой он молодец! Он же вообще всё спрашивает, прежде чем сделать. Феномен какой-то, как ты этого добилась?!» Упс… то есть ни я, ни она ему это не привнесли. В его маленькой голове в связи с только ему известной информацией вызрело решение, что прежде чем нечто сделать– лучше спросить.

Следующая история: у меня в гостях была подруга, её сын (ровесник моего, на тот момент двухлетнего) спокойно и методично выбрасывал с балкона игрушки моего сына. Я не знала, как реагировать, ждала реакции от его матери. Она мягко журила: «Разве так можно делать?», он продолжал. А когда я спросила, почему она не остановит этот беспредел, услышала: «Бесполезно. Он мал ещё, не понимает, что это нельзя». Надо отметить, что игрушки собирать под свой балкон (10-й этаж) я пошла тоже сама. Действительно, как ребёнок поймёт, если мама сама не демонстрирует своим поведением, что таки правда поступать нельзя, не только не предпринимает внятных попыток до него донести это, но и сама вовсе не стремится исправить провинность перед хозяевами дома. Не чувствует вины мама – не чувствует и дитя.

Она же была в совершенном шоке от того, что мой ребёнок на слово «нельзя» реагировал моментально и безропотно. Довольно много времени она потратила на то, чтобы убедить меня, что я его бью (а может, даже избиваю). На самом деле у меня в системе воспитания вообще отсутствуют физические наказания. Просто я сама железно убеждена в том, что если нельзя – значит, вообще никак, категорически без вариантов, невозможно. А у неё «ну что я могу поделать, он не понимает». Время показало: у нас с ней примерно одинаково умные дети. Я уверена: маленькие дети понимают, просто не всех родителей считают нужным слушаться. И поделом!

Уверена, каждый читатель сталкивался с ситуациями, когда чужой ребёнок в его доме рисует на обоях и ему ничего не бывает за это, да и родитель исправить причинённый вред не спешит. Если и извиняется, то для проформы, сам он уже привык к регулярным казусам. В мечети дитятко всем мешает читать намаз, в том числе и своей маме. Для неё это не проблема, и она настолько не чувствует себя виноватой, что даже не извиняется, бормочет: «А я-то что могу поделать? Он такой». В магазине ребёнок сносит с витрины товары, родитель самозабвенно ругается с персоналом, который посмел сделать замечание, и долго и нудно спорит, когда от него требуют возместить ущерб. А ребёнку ничего! Более того, ребёнок наблюдает и делает вывод: он ничего этакого не сделал. 

Опускать руки нельзя

Сначала я хотела закончить этот подзаголовок словом «харам», да побоялась ошибиться со строгостью формулировки. Но что такое «опустить руки», когда ребёнок вас не слушается? Он дан вам Всевышним на воспитание! Это прямая женская обязанность. Если он вас уже с пелёнок не слушается, как вы будете с ним справляться, когда он ещё поднаберётся ума и сообразительности? А когда грянет подростковый возраст? Вам же в Судный День отвечать за то, каким он вырос, а вы: «Ну что я могу поделать, он такой, он не понимает». Знаете, что мне это напоминает? «Ну да, я знаю, что я должна, но что я могу поделать?» – и дальше: «Я не могу встать так рано», «меня не поймут на работе», «мои родители никогда этого не примут», – ну и всё остальное, когда что-то из фардов или ваджибов (да и суннатов) нам нужно сделать.

Меня научил один алим на всю жизнь: «Если у твоего ребёнка есть проблема в характере, ищи у себя такую. Не напрямую. Например: ребёнок непослушен – смотри, что из велений Всевышнего Аллаhа ты не выполняешь. Он необязательный? Проверь себя: ты с азаном встаёшь на коврик для намаза? Всё делает из-под палки? Может, ты тоже, только когда Создатель проявляет к тебе строгость, начинаешь быть усердной в поклонении?» Наши дети – калька с нас, и чем они младше, тем в большей степени они копируют нас.

Самый первый раз мой сын меня послушался, когда ему было несколько месяцев от рождения: в момент грудного вскармливания он меня укусил, и я очень строго, в категоричной форме запретила ему это делать впредь. Моя мама была в шоке: «Ты что, он же не понимает, какой смысл ему запрещать?» Поверьте – он больше вообще ни разу меня не укусил. Но это было единственное «нельзя» до двух лет. Почему единственное? Я всегда старалась следовать правилу: «На один год один строгий запрет». Всё остальное формулировала «не надо», «не делай», «давай не будем этого делать», и поясняла почему! И он не делал. Правда, чаще, пока он был маленький, я отвлекала его внимание и переводила с нежелательного занятия на желательное. Это не я придумала, а всякие умные психологи, но это непростой путь. Проще орать по каждому поводу, а потом сказать: «Ну что я могу поделать?» Да, орать и руки распускать! Вот обращаются ко мне родители с вопросом по воспитанию, описывают проблему и «я ж на него ору уже бесконечно, я закончу – муж продолжит. И бьём мы его. Воспитываем изо всех сил, а он не понимает». Это уже с детками постарше, с теми, которые уже достаточно взрослые с точки зрения родителя, чтобы понять. Но время-то упущено, он раньше, пока вы его за дебила держали, понял: главное – не дать знать, что ты понял, а так все запреты можно нарушать.

Как добиться послушания – тема отдельной статьи, и, иншАллаh, я её напишу. Сегодня же главное – понять: дети становятся неуправляемыми, только если вы бросили руль или держите его неправильно и неуверенно. Такая неуправляемость ведёт к серьёзным последствиям. Дай Аллаh всем нам избежать неудачи в этой важнейшей жизненной роли – родительстве!

Автор: Лейла Наталья Бахадори
Источник: muslim.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *