20.04.2024

гос160ЭТИКА ПОЧИТАНИЯ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА

В нас укоренилась привычка почитать человека выше нас рангом, считать его добродетельным, милосердным. Как же мы тогда должны почитать Всевышнего, Величайшего из великих, самого Добродетельного из добродетельных, Всемилостивого из милостивых, Дарующего нам несметные блага, богатства, Всемогущего Аллаhа!
Всевышний Аллаh — наш Господь и Повелитель, Он неотрывно связан с нами, живы мы или мертвы, в пути мы или дома, Он всегда видит нас и ведает обо всем, что у нас на душе, что мы говорим, что мы делаем, Он создал нас и обеспечивает нас необходимыми жизненными благами.
Поэтому непочитание Аллаhа можно рассматривать только как невежество и отсутствие у человека здравомыслия. Нет более несчастного в этом и том мире человека, чем тот, кто не соблюдает этику почитания Аллаhа. Не будет преувеличением сказать, что подобный опускается ниже уровня животного. Даже собака признает своего хозяина-покровителя, а ведь Аллаh создал человека разумным, в отличие от животного, так что же сказать о непочитании им Всевышнего — разве это не является падением ниже уровня животного?

Этика почитания Всевышнего Аллаhа, которой должны придерживаться все люди:

1. Первым обязательным условием почитания Всевышнего Аллаhа является Его признание с убежденностью, исходящей от всего сердца. Вера в Аллаhа — это убеждение, что Он существует, и нет у Него начала и конца, Он вечен и не подвержен изменениям, Он не нуждается ни в чем и ни в ком, а все Его создания нуждаются в Нем, Он Един, и не похож ни на кого и ни на что. Нет у Него сотоварища ни в сущности, ни в атрибутах, ни в деяниях. Он не подвластен времени, не связан с местом пребывания. Он был и до созданных Им же времени и места и есть сейчас. Он не подвержен временным изменениям, и времена остаются такими, какими Он их создал. Он волен в своих желаниях. Без Его желания и воли не может происходить ничего, Он Всемогущий. Он без зрачков и глаз видит все. Нет ни на земле, ни на небесах мельчайшего атома или пылинки, которых Он не видит. Все видит в одно и то же время, разом, как единое целое. Он Всеслышащий без ушей, нет в небесах и на земле даже самого малейшего шороха, которого Он не слышит. Он говорящий без звуков и букв, Его слово не нуждается в языке и речи. Он Создатель всего, питающий, дающий необходимые средства к существованию всем, оберегающий все. Он может создать мир и мгновенно превратить его в прах. Даже если Он разрушит весь мир, от этого не пострадает Его Величие и Царство не уменьшится даже на пылинку. От Него не скрыто ни прошлое, ни настоящее, ни будущее, ни даже сокровенные мысли людей. Он живой и не подвластен смерти. Безграничное господство, величие, совершенство и царство принадлежат только Всевышнему Аллаhу, и никто не может в совершенстве постичь Его. Он силен в гневе, и нет предела Его милости и милосердия — но Его милость опережает гнев. Не заслуживает поклонения никто и ничто, кроме Аллаhа, Он невидим в этом мире, но Его могут видеть на том свете искренне верующие мусульмане. Абсолютно все, начиная с атома, — планеты и Вселенная, Солнце, Луна, звезды, галактики, ‘Арш, Курс — все свидетельствует о сущности и единстве Аллаhа, о всемогуществе и совершенстве Его воли в обустройстве Своих созданий, свидетельствует о том, что Он всезнающий вечно живой повелитель.
Мусульманин должен искренне верить во все выше¬перечисленные атрибуты (сыфаты) Аллаhа. Говорить, тем более думать, что Аллаh находится на ‘Арше физически, что Он имеет части тела, например, руки, лицо и т. п., или представлять Его в каком бы то ни было виде или форме, как это делают приверженцы ваhhабизма, — большое заблуждение. Да упасет Аллаh нас от такого заблуждения! Как Его священная сущность, так и все Его атрибуты не имеют начала, и нет им подобия. В Хадисах упоминаются 99 прекраснейших имен Всевышнего Аллаhа. Кроме них имеются совершенные имена и атрибуты, сущность которых знает только Сам Всевышний Аллаh. Во всем миро, во всей Вселенной, ничего не происходит без воли на то и желания Всевышнего Аллаhа. Но человеку Он дал право отказаться от плохого и совершить хорошее, и дал ему разум, способный отличить добро от зла и выбрать добро. Он также установил вознаграждение за совершение благих деяний и мучительное наказание за совершение дурных. Хоть и создал Аллаh хорошее и плохое, Он недоволен теми, кто поступает дурно. Для испытания Он и сделал так: Он разъясняет нам, что если мы совершили дурное, за это непременно следует наказаие. Аллаh не позволяет нам подчиняться воле и решению других, но по Его повелению мы следуем Пророкам, имамам, святым угодникам — Авлияъ. Они только разъясняют нам, народу, повелении Аллаhа, и призывают к Его пути.

2. Этика почитания Всевышнего Аллаhа включает сознательный поиск наличия, существования Всевышнего Аллаhа — более того, человек обязан стараться познать существование Аллаhа, размышляя над окружающим нас миром, природой, Вселенной. Ему следует изучить дошедшие до нас из Кур`ана и Хадисов атрибуты и имена Аллаhа и через них стараться познать Творца. Следует изучить все двадцать обязательно присущих и двадцать недопустимых,

неприсущих Всевышнему Аллаhу атрибутов и смысл всех 99 прекраснейших имен-эпитетов Аллаhа, которые переданы нам через Хадисы. Нет науки священнее и важнее, чем наука познания Всевышнего Аллаhа. Ведь святость и важность науки зависит от святости и важности предмета его исследования — нет священнее и величественнее Всевышнего Аллаhа, и нет важнее науки, чем наука познания Его.
Этикой почитания Всевышнего Аллаhа считается размышление над теми созданиями Аллаhа, которые окружают нас. В Хадисе, переданном Абу Нуаймом и ат-Табарани, говорится: «Вы размышляйте над созданиями Аллаhа, но не размышляйте о самом Аллаhе, вы не сможете постичь Его Величия».
Начиная с атома и заканчивая Солнцем, Луной, звездами и галактикой, нет ни одной мельчайшей частицы, которая бы не свидетельствовала о существовании Аллаhа, о Его живости и всемогуществе, о воле и безграничных знаниях. Чем больше мы станем размышлять об окружающей нас природе, чем больше мы углубимся в эти размышления, тем больше мы видим и осознаем величие, всемогущество, чудотворность и милосердие Аллаhа.
Поэтому каждая Сура Кур`ана призывает нас размышлять о создании неба и земли, о гармоничности и слаженности взаимодействия природы, созданной Аллаhом. К примеру, в Священном Кур`ане говорится:
Смысл: «Скажи (о Мухаммад!) : «Понаблюдайте, размышляйте о том, что на небесах и на земле» (Кур`ан, 10:101).

3. Этика почитания Всевышнего Аллаhа включает поклонение, служение Аллаhу, преклонение Его величию, подчинение Его воле.В Кур`ане говорится: Смысл: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы ОНИ ПОКЛОНЯЛИСЬ Мне» (Кур`ан, 51:56).
Созданный Аллаhом, обеспечиваемый Им всеми благами, нуждающийся в Нем, находящийся под Его властью человек обязан поклоняться, служить Аллаhу, хочет он того или не хочет. Поклонение — главный и естественный атрибут, свойственный человеку. Человек не может освободиться от этого атрибута. Нет лучшего определения человеку, чем поклоняющийся Аллаhу.
Человек, который по гордости своей не поклоняется Аллаhу, будь он даже могущественный царь, — это самый низкий раб Аллаhа. Человек, горделиво отказывающийся от поклонения Аллаhу, неизбежно попадает под унизительное поклонение природе, страстям своим или другого человека или своей супруги или денег или характера или своего эго (нафса) или желудка или шайтана. О таких людях Всевышний Аллаh говорит:
Смысл: «Те, кто гордятся и не поклоняются Мне, вскоре униженными войдут в Ад» (Кур`ан, 40:60).
Поклонение Аллаhу не ограничивается только или совершением намаза или соблюдением поста, или чтением Кур`ана, или поминанием Аллаhа (зикр). Поклонение Аллаhу включает в себя все поведение, весь образ жизни человека. Выполнение своих обязанностей в соответствии с повелениями Аллаhа и отказ от всего запрещенного — тоже служение Всевышнему Аллаhу. Прием пищи, прием лекарства при болезни, почтительное отношение к родителям и к старшим при чистом намерении — тоже поклонение Аллаhу. Одним словом, жить в соответствии с требованиями Аллаhа, выполняя обязательное и отвергая все недозволенное, и есть поклонение Аллаhу. Чем больше человек поклоняется Аллаhу, исполняя обязательные (фарз) и желательные (сунна) намазы, соблюдая обязательные посты, читая Кур`ан, молитвы, многократно упоминая, восхваляя Аллаhа, — тем больше раб любит Аллаhа и Аллаh любит Своего раба. Многократное упоминание Аллаhа — это духовная пища, которая очищает душу человека, совершенствует его.

4. К этике почитания Всевышнего Аллаhа также относится признательность и благодарность за те блага, которые Он нам дает — а Аллаh нам дает несметные блага, их не счесть! Если такой же человек, как ты, поможет тебе, ты чувствуешь себя обязанным ему и испытываешь неловкость, пока не найдешь способ его отблагодарить, похвалить, отплатить добром. А как же надо обязывать себя перед Ним, как же необходимо стараться отблагодарить и добиться довольства Того, Кто побуждает людей совершать хорошие деяния, помогать друг другу, Чьи блага и милость беспредельны!
Священный Кур`ан нам говорит, что если мы будем признательны Аллаhу, возблагодарим Его за Его милость, Он еще больше добавит нам из Своих несметных благ. Некоторые люди думают, что если они просто скажут «аль-хамду лилляh» («хвала Аллаhу»), — это и есть признательность и благодарение Аллаhа, А ведь благодарение Аллаhа только тогда бывает совершенным, когда ты признателен Аллаhу всеми фибрами своей души, всем сердцем, и когда ты все полученные блага, от кого бы ты их ни получил, считаешь полученными по воле и желанию Аллаhа. Благодарить Аллаhа надо и устно, словами, ибо каждая часть тела создана со своими функциями, и каждая часта тела и должна благодарить Аллаhа, исходя из этого. Например, глаза созданы, чтобы созерцать чудеса, сотворенные Аллаhом, смотреть на Кур`ан, на родные лица родителей, друзей и для удовлетворения жизненных потребностей, необходимых в процессе жизни. Если глазам дать волю и смотреть на недозволенное — на красоту посторонних женщин, на недостатки других, это значит, что ты не признателен Аллаhу за глаза, не благодарен Ему за эту бесценную милость.
Соответственно, признательность, благодарность Аллаhу означает использование каждой части тела, данную нам по милости Аллаhа, по своему назначению. А использование их для других, недозволенных целей означает неблагодарность, непризнательность Аллаhу. Тому, кто искренне благодарен Аллаhу, Аллаh увеличивает блага, дает по Своей милости из Своих бесконечных богатств, увеличивает вознаграждение. А тот, кто неблагодарен Аллаhу получит суровое наказание. Всевышний Аллаh в Священном Кур`ане говорит:
Смысл: «Если вы будете выражать благодарность (шукру), то Я непременно преувеличу вам блага, если же будете неблагодарны, то ведь Мое наказание очень сурово» (Кур`ан, 14:7).

5. Если мы даже самую меньшую из милостей Аллаhа посчитаем незначительной, то это будет непочитанием Аллаhа. Ибо мы должны думать не о том, что мы получили, а о Том, Кто нам это дал..

6. Непочитанием Всевышнего Аллаhа считается смотреть даже на самый незначительный свой грех как на несущественное, мелкое, ибо полагается думать не о том, насколько грех велик или мал, а о Том, Кого мы ослушались, Чье повеление мы не исполнили при совершении этого греха.

7. Непочитанием Всевышнего Аллаhа также считается проявлять свое недовольство посылаемой Им погодой — жаловаться зимой на холод, летом — на жару, на обильные снегопады или засуху. Но одобряется, совершая намаз, читать молитвы с просьбой о ниспослании дождя — это сунна.
Одобряется помянуть добрым словом тепло в зимнее время и прохладу в летнее время.

8. Благоговейно чувствовать стыд перед Всевышним Аллаhом считается Его почитанием. Обычно люди стыдятся тех, кто достиг определенных высот, люди стараются спрятать свои недостойные поступки от посторонних глаз. А какой же стыд нам нужно испытывать перед Всевышним Аллаhом, который создал эти высоты и этих людей, Всемогущего, Милость которого не имеет предела, который властен над всеми Своими созданиями и видит все мысли человека и все его деяния!
В Хадисе, переданном ат-Тирмизи, говорится, что Пророк (салляллаhу алейхи ва саллям) сказал: «Вы стыдитесь Аллаhа по-настоящему». Сподвижники сказали: «О Посланник Аллаhа (салляллаhу алейхи ва саллям), хвала Всевышнему Аллаhу, мы и стыдимся Его». Он сказал: «Я имею в виду не тот стыд, о котором вы говорите. Настоящий стыд означает сохранение головы и всего, что в ней (глаза, уши, уста, язык, мысли) от всего недозволенного, сохранение живота и всего, что в нем {т.е. беречь свои половые органы от запретного, от прелюбодеяния, а также живот от недозволенного и сомнительного питания и неумеренности в еде), а также частое поминание смерти и ее последствий (разложении своего тела в могиле). Тот, кто возлюбил вечную жизнь, отказывается от красот бренного мира и останавливает свой выбор не на этом свете, а на том. Такой человек и считается испытывающим настоящий стыд перед Аллаhом».
Этот священный Хадис разъясняет нам, что стыдиться Аллаhа означает стараться не делать запретное и не пропуекать ничего из того, что Он вменил нам в обязанность. Не одобряется стыд, из-за которого человек не делает то, что возлагается на него Шариатом. Например: если человека просят громким голосом провозгласить призыв к намазу (азан), а он отказывается, оправдываясь тем, что ему стыдно, то такой стыд в Шариате не одобряется. Стыд одобряется, если человек стыдится быть голым без крайней необходимости, даже если вокруг него нет никого. Некоторые праведники (Авлияъ), стыдясь Всевышнего Аллаhа, не поднимают голову вверх, не сидят, протянув ноги вперед, а сидят на коленях, потупив взор. В Хадисе, переданном имамом Ахмадом, говорится, что однажды благословенный Пророк (салляллаhу алейхи ва саллям) увидел человека, который, обнажив свое тело, купался в месте, где его могли видеть прохожие. Он сказал ему: «Поистине Аллаh стыдящийся, скрывающий недостатки, оплошности людей! Он любит стыд и любит скрывать недостатки. Когда кто-то из вас хочет купаться, то пусть скрывается от взоров людских». Находиться во власти скверных мыслей тоже считается бесстыдством перед Аллаhом, ведь Всевышний ведает и то, что у каждого на душе, в мыслях. Но если скверные мысли приходят в вашу голову без вашего одобрения, против вашей воли, то нет на вас греха, это не повредит вам.
Как-то раз к Посланнику Аллаhа (салляллаhу алейхи ва саллям) пришли некоторые сподвижники и пожаловались ему: «О, Посланник Аллаhа (салляллаhу алейхи ва саллям), иногда в наши сердца приходят такие мысли, о которых мы даже боимся рассказать» (По другой версии: «Мы бы желали упасть с небес на землю, лишь бы эти мысли не приходили в наши сердца»). Тогда Посланник Аллаhа (салляллаhу алейхи ва саллям) спросил: «Действительно ли с вами случается подобное?». Они ответили угвердительно. Пророк (салляллаhу алейхи ва саллям) продолжил: «Это является вашей явной верой (иман)» (Хадис передал Муслим со ссылкой на Абу Хурайру, да будет доволен ими Аллаh!). Смысл этого Хадиса заключается в том, что нежелание, чтобы такие скверные мысли охватывали ваши сердца, является внешним проявлением вашей веры.

9. Нарушением этики почитания Всевышнего Аллаhа считается показное совершение намаза, показные благочестивые деяния, например, совершение намаза при людях должным образом, в других случаях — кое-как. Это есть рияъ (двуличие, совершение деяний напоказ, показное рвение на пути Аллаhа). А рияъ, согласно Хадису, считается малым ширком (многобожием).

10. Соблюдением этики почитания Всевышнего Аллаhа считается говорить инша-Аллаh (если будет на то воля Аллаhа) при обещании чего-либо. В Кур`ане по этому поводу говорится:
Смысл: «Ты не говори ни о чем: я завтра сделаю то-то, не прибавив «Если на то воля Аллаhа» (Кур`ан, 18:23-24).
Продолжение следует, инша Аллаh.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *