ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Ислам и наука, Читальный зал > ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ВКЛАД МУСУЛЬМАН В РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
(часть 1)

Чтобы в полной мере определить вклад мусульман в науку и искусство, нужно обратиться к деятелям всех отраслей наук и видов искусства, какие только мы сможем насчитать. Не претендуя на полное раскрытие этой темы, мы постараемся дать лишь общие сведения о вкладе мусульман в самые важнейшие из этих отраслей. Позиция ислама относительно науки и искусства
Чрезвычайно важно определить подход ислама к науке и искусству, т.к. эта религия всеобъемлющая, охватывающая все сферы жизни и аспекты жизнедеятельности. Коран поощряет стремление к достатку и благоденствию. «Скажи, [о Мухаммад]:»Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам своим, — запретны?» Скажи [им]: «Для тех они, кто в этой жизни искренно уверовал в Судный день» («аль-А’раф», 7/32).»Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня» («аль-Бакара», 2/201).
Коран учит людей:»А при помощи того, что Аллах даровал тебе, стремись обрести обитель будущей жизни. Не пренебрегай и долей твоей в этом мире, твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись к бесчинству на земле, ибо Аллах не любит бесчинствующих» («аль-Касас», 28/77). Благоденствие — постижение того, что происходит вокруг нас и пребывание в благодарности к Создателю.»Мы дали вам пристанище на земле, о люди, и предоставили вам средства к жизни. Но как мало вы благодарны!» («аль-А’раф», 7/10;»аль-Хиджр», 15/20-21). «Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не обязаны кормить. Нет мирских благ, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только по определенной мере» («аль-Хиджр», 15/20-21). В других айатах говорится: «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо — кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]» («аль-Бакара», 2/22).»Он — тот, кто сотворил для вас все, что на земле, затем принялся за небо и придал ему форму семи небес. Ведомо ему все сущее» («аль-Бакара», 2/29).»Неужели вы не уразумели, что Аллах подчинил вам то, что на небесах и на земле, и одарил вас милостями и явными, и недоступными [вашему пониманию]? Среди людей бывают и такие, которые спорят о [сущности] Аллаха, не имея ни знания, ни руководства на прямой путь, ни озаряющего Писания» («Лукман», 31/20, также см.»Ибрахим», 14/32- 33;»ан-Нахль», 16/12;»аль-Хадж», 22/65;»аль-Джасийа», 45/12-13 и т.д.). С одной стороны, Коран напоминает о необходимости быть рабом Аллаха,»который накормил их при голоде и избавил от страха» («Курайш», 106/4), а с другой стороны, объясняет, что в этом мире причинно-следственных связей нужно приложить усилия и старание:»человеку уготовано только то, что [заслужил] он усердием» («ан-Наджм», 53/39). Коран поощряет изучение истории человечества:»Скажи [ Мухаммад]:»Ступайте по земле и посмотрите, чем кончили те, которые были прежде. Большинство из них были многобожниками» («ар-Рум», 30/42). И, в то же время, призывает человека к новым открытиям:»Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]:»Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня» («Али Имран», 3/191).

Какое волнение вызывает то, что для побуждения человека сделать первый шаг в этом научном исследовании, было ниспослано не знающему грамоты Пророку, происходящему из невежественного племени, первое повеление Господа читать и писать:»Читай [откровение] во имя Господа твоего, который сотворил [все создания], сотворил человека из сгустка [крови]. Возвещай, ведь твой Господь — самый великодушный, который научил [человека письму] посредством калама, научил человека тому, чего он [ранее] не ведал» («аль-’Аляк», 96/1-5).

В Коране множество наставлений о поиске знания, идущих одно за другим:»Спросите знатоков, если вы не знаете этого» («ан-Нахль», 16/43;»аль-Анбийа», 21/7). Далее:»Но вам [об этом] дано знать очень мало» («аль-Исра», 17/85). И еще:»Мы возвышаем по степеням [знания] тех, кого пожелаем, и выше любого знающего есть [более] знающий» («Юсуф», 12/76). И вот прекрасная молитва, которой учит человека  Коран:»…и говори:»Господи! Умножь мне знание» («Таха», 20/114).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:»Есть пять столпов ислама — вера в Аллаха, намаз, пост, хадж (паломничество в Мекку) и закят».

Следовательно, вера в Аллаха основывается на обретении знаний в сфере духовности и религии, в то же время побуждая к изучению естественных наук. Например, намаз совершается в направлении Каабы в строго определенное время, которое определяется положением солнца на небосводе. Не зная элементарной географии и астрономии, трудно установить точное время намаза и направление Каабы. Чтобы правильно держать пост, нужно знать время восхода и захода солнца. Чтобы рассчитать размер закята нужно знать математику. Изучение Слова Аллаха (Корана) требует от мусульманина изучения арабского языка, правил чтения (таджвид), толкования смыслов (тафсир), а также владения общими знаниями по истории, географии, физике, биологии, психологии и др. наукам.

Переселившись в Медину, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) первым делом построил мечеть. Часть этой мечети была отведена под школу. Известная под названием»суффа», эта школа в дневное время представляла собой место, где давались знания, а в ночное — дом для шакирдов (учеников) и приют для всех путников.

Коран призывает:»О вы, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то и Он поможет вам и утвердит ваши стопы» («Мухаммад», 47/7;»аль-Хадж», 22/40). Мусульмане приложили огромные усилия для развития, сохранения и передачи научных знаний, сделав бумагу доступным носителем информации. К 200 году по хиджре в исламском Халифате насчитывалось большое количество типографий и цехов по производству бумаги.

Роль исламских деятелей в развитии науки и культуры чрезвычайно велика. Но здесь мы ограничимся сказанным выше.

Религиозные и философские знания

Коран является источником и объектом знаний по религии. Для мусульман божественное происхождение Священного Корана не подлежит сомнению. Понимание Корана требует знаний по целому ряду наук: языкознания, арабской грамматики, сопоставительной истории и т.д., умения наблюдать, логически мыслить и анализировать, а также обладать чувством ритма и музыкальным слухом, чтобы правильно и красиво читать Коран.

Благодаря тому, что по воле Аллаха Коран в первозданном виде дошел до наших дней, он сохранил ясность и образность изложения, а неповторимым звучанием, мелодией рифмы, высотой слога соответствует самым взыскательным требованиям канонов арабского языка. Из универсальности религии ислам возникает необходимость понимания Корана неарабами в том числе. По этой причине Священная Книга мусульман переводится на различные языки мира, но это может быть только»перевод смыслов», помогающий осмыслить содержание. Все поклонение совершается исключительно на арабском языке. Чтобы исключить возможность искажений, корректировки текста, про-пусков или добавлений, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повелевал записывать и учить Коран наизусть. Благодаря этому сегодня мы читаем его в оригинале. Официальное признание кого-либо хафизом (выучившим весь Коран наизусть) осуществляется после сдачи экзамена комиссии хафизов.

Вторым источником знаний по религии после Корана является Сунна Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Его хадисы, касающиеся быта или общественной жизни, зафиксированы. Сначала их заучивали наизусть и передавали так, как они звучали из первых уст, потом стали сохранять в письменном виде. Для проверки подлинности хадисов прибегали к установлению надежности передатчиков. В то время как жизнеописания других пророков не превышают пары страниц, для изложения сведений о Пророке Ислама требуются сотни страниц.

Полемика догм и верований существовала и во времена Пророка Мухаммада, затем она переросла в такие науки, как схоластика и мистика. К ним прибавились философские теории греков, индусов. Их переводили, смешивали с исламскими теологическими трудами, что оказало негативное влияние на понимание религии в целом.

Общественные науки

Мусульмане внесли свою лепту в развитие общественных дисциплин. Показательно, что с момента своего возникновения исламские общественные науки развивались быстрыми темпами. Коран стал первой книгой на арабском языке, и не знавшие грамоты арабы-бедуины меньше чем за столетие полностью изменили свое отношение к образованию. Почти все первые мусульмане были арабами, но они не пытались доминировать над другими народами, предпочитая лояльность в отношениях к ним. Поэтому все народы, принявшие ислам, привносили свой самобытный колорит в жизнь общества. Подобная толерантность религии ислам притягивала и греков, и иудеев, и эфиопов, и турков. Это касалось не только принявших ислам, но и немусульман тоже. Доброжелательная атмосфера послужила благодатной почвой для развития общественных наук. В этот период арабский язык получил самое широкое распространение как государственный язык исламского государства, простиравшегося от Китая до Испании.

Право

Возникновение исламского права произошло вскоре после возникновения религии. Мусульмане первыми дифференцировали право как самостоятельную науку в отличие от свода гражданских законов. Жизнь каждого народа подчинялась своим порядкам, но до ислама не существовало науки о происхождении тех или иных канонов, их объяснении, анализе и применении. Первая такая научная работа, названная Усуль уль-Фикх, датируется вторым столетием хиджры.

 Как таковой, концепции межнационального права не существовало. Если даже существовали нормативы межплеменных отношений, в большинство случаев конфликтные ситуации разрешал доминирующий правитель по своему усмотрению. Чаще к нормативам прибегали лишь для урегулирования взаимоотношений племен одной религии, нации, языка и т. д.

Мусульмане первыми установили права и обязанности сторон в международном контексте. Самой первой рукописью, где говорится об исламском гражданском и международном праве, является сборник Зейда Ибн Али»Маджму» (737г.). В дальнейшем международное право становится самостоятельной дисциплиной. Об этом свидетельствуют тематические труды под общим названием Сира. В своей книге»Дальнейшее становление» (Тевали ат-Те’сис) Ибн Хаджар пишет о том, что первый труд по международному праву был составлен Абу Ханифой, современником вышеупомянутого Зейда Ибн Али. Главной особенностью книги является единый правовой подход ислама ко всем немусульманским государствам мира.

Мусульмане внесли большой вклад в развитие сравнительного права. Со временем в исламе появились новые течения, а значит и новые толкования положений кодекса. Возникла необходимость регистрировать причины и результаты каждого правового прецедента. Ад-Дабуси и Ибн Рушд являются классиками сравнительного права. Ас-Сеймари посвятил целую книгу изучению методологии сравнения и сопоставления (Усуль уль- Фикх).

Государственная конституция тоже является новшеством, введенным мусульманами. Первая конституция города-государства Медины была составлена самим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Она дошла до наших дней благодаря Ибн Хишаму и Абу Убайду. В 52 пунктах конституции разъясняются взаимные права и обязанности правителя, государственных чиновников, рядовых граждан в отношении исполнения управления, соблюдения справедливости, ведения судебных разбирательств и т.д.

 В законодательстве своды законов появились во втором столетии хиджры. Они содержат правила по 3 аспектам: поклонению, различным соглашениям и наказанию. Ислам проникает во все сферы жизни, поэтому не делает различий между мечетью и домом правительства, между верховным имамом и правителем. Налоги и финансы представляют неотъемлемую часть жизни общества. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассматривал сбор налогов как вид или часть полонения наряду с намазом, постом, хаджем. Международное право существовало в рамках свода законов о наказаниях, т.к. войны расценивались наравне с разбоем и грабежом.

Все это показывает, что исламское право играет ключевую роль в жизни мусульман.

История и социология

Неоценимый вклад ислама в мировую историю объясняется двумя ключевыми моментами, решающими для этой науки: с одной стороны, несомненная достоверность исламских исторических источников, с другой, — подробность и точность в описании событий и явлений. Возникшая в исторически обозримое время религия ислам не нуждалась в легендах и преданиях.

Кроме того, необходимым является обязательное подтверждение подлинности событий свидетелями.

Уникальной особенностью исламской исторической литературы является подробное жизнеописание выдающихся людей. До нас дошли великолепные литературные произведения, содержащие бесценные сведения о разных территориях и периодах времени. В арабской культуре считалось обязательной традицией составление родословного древа. По ним сегодня можно вычислить родственные отношения огромного количества людей, что помогает установлению причинно-следственных связей тех или иных событий.

Исламские исторические труды отличаются универсальностью. До появления ислама каждый народ писал собственную историю. А мусульмане, вероятно, явились основоположниками мировой истории. Первый исламский летописец Ибн Исхак (769 г.) в своих объемных трудах писал о сотворении вселенной, о жизни первого человека и первого пророка Адама, подробно описывал образ жизни своих современников. Такая инициатива находила поддержку у халифов, таких как Мас’уди, Мискавайх, Саид Аль-Андалузи, Рашидутдин Хан. Ибн Халдун в своем»Введении во всеобщую историю» подробно описывает социальные предпосылки возникновения данной ветви науки.

В первом году хиджры начали формироваться две ветви науки: история Ислама и история вне Ислама. В дальнейшем, как следует из описания Рашидутдина Хана, эти две ветви истории объединились. Интересно, что большая часть этого исторического опуса, написанного параллельно на арабском и французском языках, не предназначена для широкой публики.

Автор без предвзятости описывает жизнь и деятельность пророков, халифов, верховных католических сановников, правителей Рима, Китая, Индии, Монголии и др.

География и топография

С возникновением необходимости выполнять обязанность хаджа, с развитием торговых отношений в исламских странах остро встал вопрос о транспорте и дорогах. Белазури и Ибн Аль-Джаузи рассказывают:»Каждый раз, когда письмоносец отправлялся в путь, халиф Умар напоминал ему об обязанности в срок и в сохранности доставить порученную почту». Владельцы почтовых отделений готовили карты с примерными обозначениями дорожных гостиниц и краткими пояснениями. География Батламьюса была переведена на арабский язык. Заметки путешественников были распространенным жанром. Как-то Абу Ханифу спросили:»Где находится центр земли?» -»Как раз там, где ты сидишь», — ответил он. Этот ответ свидетельствует о понимании Земли как шарообразного тела. В море ориентировались по долготе и широте. Обнаруженные на территории современной Финляндии и России монеты арабского Халифата свидетельствуют о развитых торговых отношениях арабов. Ибн Маджид, сопровождавший Васко де Гама в Индию, упоминает о компасе, как обычном предмете. Мусульмане ходили на парусных кораблях из Басры (Ирак) в Китай. Такие заимствования из арабского языка, как»адмирал»,»кабель»,»муссон»,»таможня» говорят о влиянии ислама на западную культуру и науку.

Астрономия

Заимствованные из арабского языка названия звезд, впервые обнаруженные и описанные Ибн Рушдом пятна на солнце свидетельствуют о неоспоримом вкладе исламских ученых в астрономию. Идеи календарной реформы Омара Хайяма предвосхищают грегорианский вид календаря. Арабские бедуины развили навыки ночной навигации в пустыне и получение метеорологических прогнозов. Все эти открытия описаны в Книге о земле. Мусульманские ученые изучали, переводили и сопоставляли свои знания с трудами на санскрите и греческом, подтверждая или опровергая научные постулаты путем повторных экспериментов. Появились первые обсерватории, где проводились исследования различных природных явлений, например, лунных фаз, радуги, восхода и захода солнца, вращения земли и луны.
Продолжение следует, инша Аллаh.


This post has been viewed 1288 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ислам и наука, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru