28.03.2024

Медресе11НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В ХАЛИФАТЕ

Понятие «темное средневековье» ограничено Европой, а за ее пределами в тоже время были Золотой век исламских государств. Время расцвета наук (религиозных и светских), медицины, искусств и всех сфер бытия человека. В основании был Коран и Сунна и пока люди держались за них, они были непобедимы. Последующие беды, как известно, произошли по причине отдаления мусульман от ислама. Остались назидания и память. Шейх Абдулла рассказал о том, какое значение имеют знания в исламе.

Насколько важно получать знания

 

Из Корана мы знаем, что Аллах научил Адама всему необходимому для жизни и ахирата. От общины Адама знания перешли к следующим поколениям. Приходили новые пророки и посланники с новыми знаниями. Информация накапливалась, фиксировалась и передавалась. Однако многие люди по своему заблуждению хотят жить без предыдущего опыта.
Важность получения знаний подтверждается сурой аль-Аляк (96, «Сгусток»). В ней несколько раз упоминается слово «читай». Зачем читать? Чтобы познавать и понимать. Слово «читай» на арабском значит «изучай, понимай». Изучай ради Аллаха, все делай ради Аллаха, согласно установлениям Шариата. Коран и знания сопровождают друг друга. Например, знания подтверждают истинность Корана.
Самые лучшие – это знания от Аллаха, потому что в них истина и в них нет сомнений, они переданы через пророков, которые были честны и доброжелательны. Такие знания всегда полезны и актуальны во все времена.
Все пророки проповедовали и учили людей. Многое, что сегодня умеют делать люди, было впервые сделано пророками. Они считали своим долгом неустанно передавать знания, и этим помогали людям. Избранники Аллаха всегда были в пути, чтобы распространять блага и развивать людей.
Сподвижники передали много хадисов о важности получения знаний, например: «Стремление к знанию – обязанность каждого мусульманина». Заметьте, не Сунна, а обязательство. Как Пророк (САС) серьезно относился к знаниям, так и сахабы. Они стремились туда, где проходила проповедь Мухаммада (САС). Каждый мужчина был обязан услышать пятничную хутбу и потом рассказать ее своей жене и детям. Так поддерживали и укрепляли благо в обществе.

 

Учебные заведения в халифате

 

С расширением халифата возникла потребность в организации специальных школ – медресе. В числе первых были организованы школы четырех имамов (Абу Ханифа, Шафии, Малик и Ибн Хамбаль). В их книгах содержалось много знаний, организованных в системы. Обучаясь у них, ученики получали проверенные знания от известных ученых, и им не приходилось что-либо придумывать. Изначально в медресе преподавали только религиозные науки. Потом добавил изучение языков, медицинских наук. Как результат, врачи всегда знали границы харам и халяль. Спустя годы работы были созданы университеты и библиотеки, ставшие всемирно известными.

 

Методы обучения

 

В течение сотен лет система образования оттачивалась, улучшалась, развивалась. Вводились новые методы обучения и совершенствовались заимствованные. Например, дискуссия. Ее важным условием было вести спор для подтверждения истины или предостережения от лжи; вести спор ради Аллаха, а не для превознесения себя. Слушатели делали свои выводы на основе доводов двух сторон. Так подтверждалась и рождалась истина.

 

Статус педагога. Отношения учитель-ученик

 

В исламе носитель знания имеет особый статус за то, что он приносит благо всему сущему. Есть достоверный хадис о том, что все творения Аллаха читают дуа за учителя, потому что учитель, передавая знания, всегда желает добра. Ниже приведен данный хадис:
1387. Передают со слов Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас».
А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, Аллах, и ангелы Его, и обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке, и даже кит (в море) призывают благословения на тех, кто обучает людей благому!» (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис»).

 

وَعَنْ أَبِي أُمَامَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ : « فَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِ كَفَضْلِي عَلَى أَدْنَاكُمْ ». ثُمَّ قَالَ رَسُولُ اللهِ صلى

 

 

 

الله عليه وسلم : « إنَّ اللهَ وَمَلاَئِكَتَهُ وَأَهْلَ السَّمَوَاتِ وَالأرْضِ حَتَّى النَّمْلَةَ فِي جُحْرِهَا وَحَتَّى الْحُوتَ لَيُصَلونَ عَلَى مُعَلمِي النَّاسِ الْخَيْرَ ». رَوَاهُ

 

 

 

التِّرْمِذِيُّ وَقَالَ : حَدِيثٌ حَسَنٌ .Источник: Риязус Салихин / 13.Книга Знания / Глава 241: О достоинстве знания.

 

 

 

Ученик проявлял к учителю особое отношение. Например, в его присутствии ученик не мог шуметь, задавать лишние вопросы, кушать. Он говорил тихо.
Кто уважает учителя, тому Аллах открывает сердце для ислама. Это подтверждается историей о Мусе (АС) и колдунах. Колдуны, из уважения к Мусе (АС), спросили его о том, кто первый начнет, он или они. За такое почтительное отношение к Пророку, Аллах открыл их сердца для ислама.

 

Выдающиеся ученые и педагоги

 

На обширных территориях халифата и Османской империи трудились люди разных вероисповеданий. Называние всех займет очень много места. Отметим таких, как Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, Туси, Бируни, Ибн Халдун. Их подход к педагогике – не абстрактный, а как часть жизни человечества – оказал большое влияние на европейских просветителей последующих эпох.
Из множества великих ученых халифата отметим таких:
Ибн Аль Хайтами. Его идеи легли в основу создания камеры. Он заложил основу, которая привела к созданию современной камеры по образцу работы наших глаз. Он нашел способ передать изображение на другую поверхность через отверстие в темной комнате, что позже назовут камерой-обскура (от лат. сamera – комната и лат. obscura – тёмная). Все механизмы (фото и видео) работают по принципу, открытому им.
Аббас Ибн Фарнас мечтал о полете за тысячу лет до братьев Райт и предпринимал попытки.
Абу Касими Аль Захрави известен как «отец хирургии». В те времена он делал хирургические операции. Многие хирургические инструменты, созданные им, до сих пор используются в современных больницах, например, скальпель. Кстати, в качестве стяжек он применил кошачьи кишки, которые актуальны по сей день. Кишки животных идеальны для стягивания внутренних ран.
Марьям Аль Астроляби – одна из самых блестящих ученых того времени. Она создала модернизированную астролябию. Этот прибор, плоский как тарелка, умещается на ладони, используется для определения времени и местонахождения. В наши дни он заменен компасом, спутниковой навигацией.
И это всего лишь вершина айсберга, ведь были тысячи других изобретений, затрагивающих все сферы жизни, и они дошли до Европы в средние века.

 

Что переняли ученые халифата от предшественников и что последователи переняли у них?

В Коране сказано: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (49:31). Аллах создал людей разными, что мы познавали друг друга и брали друг у друга хорошее, но не для превознесения наций.
Руководствуясь простым правилом «Все, что приносит пользу, берем. Все, что вредит, отвергаем», ученые халифата продвинули науки.
Достаточно слов Гегеля о том, что ученые мусульманского средневековья превзошли в интеллектуальном отношении западный мир.
Беседовал Леон Бедоев, Асадуллах

Источник: fondihlas.ru

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *