ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Ислам и наука, Читальный зал > ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ИСЛАМСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ИБН ХАМЗА АЛЬ — МАГРИБИ — ОСНОВОПОЛОЖНИК ТЕОРИИ ЛОГАРИФМОВ

Выдающееся значение арабской и исламской культуры в мировой истории вообще, и в истории науки в частности, в настоящее время общепризнанно. В мировую историю науки наследие исламских учёных давно вошло как составная часть истории всего человечества.

Ибн Хамза Аль-Магриби является одним из выдающихся исламских учёных, который добился больших научных высот в области математики, особенно арифметики, и он по праву считается первооткрывателем теории логарифмов. Также его книги «Тухфат аль-а’дад фи-ль-хисаб» и «Тухфат аль-а’дад ли-зави ар-рушди ва ас-садад» считаются важными источниками информации для решения математических задач, особенно для решения вопросов распределения наследства.

Многие из исследователей и историков часто путают Ибн Хамзу Аль-Магриби с другим известным учёным математиком из Андалусии Ибн Абу Аш-Шукуром Аль-Магриби, который жил в 13 веке (7 век хиджры).

Кем же был Ибн Хамза Аль-Магриби

Это – Али ибн Вали ибн Хамза Аль-Магриби, выдающийся учёный математик, который родился в Алжире в 16 веке (10 век хиджры). Его отец был алжирцем, а мать турчанкой. Хотя о его детстве и о том, как он вырос, у нас очень мало информации, достоверно известно, что отец хорошо воспитал и обучил его разным наукам. Также неизвестна точная дата его рождения и смерти.

Ибн Хамза в раннем детстве выучил Коран, изучал хадисы и добился определенных успехов в математике. Когда ему исполнилось двадцать лет, на территории Алжира не оказалось человека, способного преподавать ему, поэтому отец отправил Ибн Хамзу к родным его матери в Стамбул, чтобы он усовершенствовал свои знания. Он провел некоторое время в столице Османской империи, изучая математику и другие науки у лучших ученых того времени. Это было во время правления османского правителя Мурада ибн Салима третьего.

Благодаря своим способностям и старанию Ибн Хамза добился больших успехов, и его назначили работником казны во дворце Османского правителя. Одновременно Ибн Хамза преподавал математику местным и прибывшим на учебу из различных областей Османской империи студентам. Знание арабского и турецкого языков позволяло ему давать уроки на том и другом языках. Ибн Хамза достаточно долгое время работал в Стамбуле во дворце правителя, но когда до него дошла весть о кончине отца, он вернулся в Алжир. Его возвращение было обусловлено тем, что его мать осталась там одна, без опеки.

После возвращения в Алжир он занялся торговыми лавками, которые унаследовал от отца. Сдав их в аренду мелким торговцам, он пытался наладить свой бизнес. Однако вскоре он продал торговые лавочки и дом отца и решил отправиться на хадж в Священную Мекку, чтобы в дальнейшем поселиться на священной земле.

Ибн Хамза в Священной Мекке

Ибн Хамза Аль-Магриби изучал не только математику, но и остальные науки, однако больше всего он любил математику и никогда не упускал возможности изучать и преподавать эту науку. Как всегда, он не упустил такой шанс и во время совершения хаджа. Ибн Хамза стал давать уроки математики прибывшим в Священную Мекку для совершения обрядов хаджа паломникам. Он также решал различные задачи, связанные с распределением наследства и расчетом долгов. Когда до наместника Османов в Мекке дошла весть о том, как Ибн Хамза решил задачу по распределению наследства, которая в дальнейшем стала известна как «Аль-Масъаля Аль-Маккийя» (Мекканская задача), он назначил его управляющим казны.

Работая на этой должности в течение пятнадцати лет, Ибн Хамза не прекращал изучение математики и проводил различные инженерные и математические исследования. После глубоких исследований в этой области Ибн Хамза написал труд о числовых прогрессиях, который стал предпосылкой для открытия логарифмов. Именно в это время в Мекке он написал и свою знаменитую книгу «Тухфат аль-а’дад ли-зави ар-рушди ва ас-садад».

Эта книга состояла из предисловия, четырех глав и заключения и считалась самым совершенным сочинением в области математики, в котором по-новому, в более понятной форме были описаны все правила этой науки. Она также упоминается в книге «Кашф Аз-Зунун», и автор приписывает её Али ибн Вали, то есть Ибн Хамзе.

Как пишет Умар Риза в своей книге «Аль-‘Улум аль-бахса фи ‘усур аль-исламийя», Ибн Хамза написал книгу «Тухфат аль-а’дад ли-зави ар-рушди ва ас-садад» на турецком языке в Священной Мекке. В предисловии к этой книге он даёт определение арифметике, приводит основы нумерации и расчета, также разъясняет, как использовать новые цифры, отличающиеся от известных на то время старых цифр. Эти новые цифры, которые он назвал арабскими, и являются теми цифрами, которыми пользуются в настоящее время в арабском Магрибе и в западных странах.

К сожалению, Ибн Хамзу Аль-Магриби, который является основоположником теории логарифмов, западные учёные не считают таковым и незаслуженно приписывают эту заслугу шотландскому учёному Джону Неперу (1550-1617 гг.). Однако согласно всем правилам исторической хронологии, основоположником теории логарифмов следует считать Ибн Хамзу Аль-Магриби, ибо Джон Непер и другие впервые упомянули о теории логарифмов только по истечении двадцати четырёх лет после того, как об этом подробно написал Ибн Хамза.

Это короткое изложение некоторых фактов из жизни выдающегося учёного, который добился больших успехов в изучении математики, написал много трудов по этой науке и провёл многочисленные исследования, которые до него не проводил никто.

Автор: Муслим Абдулаев
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 103 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Ислам и наука, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru