ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > ИСЛАМСКИЕ АДАБЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ИСЛАМСКИЕ АДАБЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ГостьАДАБЫ УГОЩЕНИЯ ГОСТЕЙ

Следует отдавать предпочтение из гостей пожилым и добродетельным, подавать угощение сначала им, а затем справа сидящим.

Муслим, приводит хадис со слов Хузайфа б. Йаман (радыяллаху анху): «Когда мы ели вместе с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), мы не притрагивались к пище, пока он не начинал есть».

Ибн Омар рассказывает, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Во сне я чистил свои зубы мисваком. Пришли два человека, один старше другого. Я протянул мисвак младшему, но мне сказали: «Старшему!», и я передал его старшему».
Абу Сайд Самура б. Джундуб (радыяллаху анху) говорит: «Во времена жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) я был молод. Я выучивал от него много хадисов. Я не говорил лишь потому, что там присутствовали старшие». Некоторые люди, опираясь на хадисы о правой стороне, делают ошибочные выводы о желательности передавать угощение сидящему справа от хозяина. Такое поведение допустимо, только если все присутствующие равны или близки по своим личностным качествам, достоинствам и возрасту. Если же они все равны по всем достоинствам, но есть тот, кто старше по возрасту, нужно начинать с него. В силу своего возраста ему отдают предпочтение перед другими.
Ибн Рушд говорит в своём произведении «Аль-Байан ва-ль-Тахсиль»: «Если присутствующие на собрании равны или почти равны, то начинать угощение с правой стороны является наилучшим поведением — таким образом, не будет выказано явное предпочтение одним перед другими. Но если на собрании присутствует алим, высокочтимый человек или старец, сунной является начать с него, где бы он, ни сидел, а затем передавать справа сидящим. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), когда ему принесли молоко, разбавленное водой, сделал так. Справа от него сидел бедуин, а слева — Абу Бакр (радыяллаху анху). Выпив молоко, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), передал его бедуину со словами: «Следует передавать сидящим) справа». Даже если сидящий слева превосходит других по знаниям, деяниям или по возрасту, угощение не передают ему, не спросив позволения у сидящего справа «(Однажды) Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), принесли чашу, и он отпил из неё. (В это время) справа от него сидел отрок, который был самым младшим (из присутствующих), а слева от него (сидели) старцы, и Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал (этому отроку): «Позволишь ли ты мне передать это старцам?» (В ответ ему отрок) сказал: «Я никому не уступлю того, что досталось мне от тебя!» — и Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) передал (чашу) ему».
Как уже было сказано, если на собрании нет человека, обладающего вышеперечисленными качествами, разрешено предлагать угощение справа сидящему. Если же присутствует тот, кто обладает этими достоинствами, без сомнения, лучше передать это право ему.

Уважение к старшим

Нужно ценить и уважать старших. Если человек идет со старшим по возрасту, он должен идти справа и немного позади, нужно пропускать старших впереди себя, а при встрече приветствовать и выказывать уважение. При разговоре нужно давать им слово первым и слушать их внимательно, и с почтением. Если есть спорные вопросы, младший по возрасту должен вести дискуссию спокойно и мягко, понижать голос и выказывать уважение при обращении к старшему. Два брата пришли к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) для решения одной проблемы. Один брат был старше, и когда начал говорить младший, Пророк сказал: «Старшему, старшему!». Опять же, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не из моей общины тот, кто не уважает старшего, не милосерден к младшему и не отдаёт должное тем, кто обладает знаниями». Нужно обратить внимание на то, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) давал наставления насчёт адабов собраний и правил поведения по отношению к старшим. Один из сахабов, Малик б. Хувайрис (радыяллаху анху) сказал: «Я пришёл со своими ровесниками к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и мы провели там двадцать ночей. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был очень милосерден и мягок. Полагая, что мы тоскуем по семьям, он спросил, кого мы оставили. Мы ответили. Он сказал: «Возвращайтесь к своим семьям и оставайтесь там. Обучите их религии. Когда наступит время молитвы, пусть кто-то из вас произносит азан. Имамом же пусть будет самый старший».
Особенное почтение нужно оказывать родителям, т.к. именно они больше других его заслуживают. Однажды к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришел человек и спросил: «»О Посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?». Он ответил: «Твоя мать». Этот человек спросил: «А кто потом?». Он сказал: ‘Твоя мать». И вновь он спросил: «А кто потом?». На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) дал ответ: ‘Твоя мать». Человек опять спросил: «А кто потом?». И тогда Пророк ответил: «Твой отец. А затем родственники по степени уменьшения родства»».
Хишам б. Урва передаёт следующее со слов своего отца: «Однажды Абу Хурайра (радыяллаху анху) увидел одного человека идущим впереди другого. Он спросил его: «Кем приходится тебе этот человек?», и тот ответил: «Это мой отец». Абу Хурайра сказал: «Не иди впереди него, не садись прежде, чем сядет он, и не зови его по имени».
Ибн Вахб рассказывает: «Ученик Имама Малики, Имам Абдуррахман б. Касым аль-Утаки аль-Мысрийа однажды во время чтения книги «Муватта» внезапно встал, постоял долгое время и опять сел. Когда его спросили об этом, он сказал так «Моя мать спустилась вниз, потом встала, и я тоже встал. Затем она поднялась наверх, и я снова сел».

(Из произведения Абдульфаттаха Абу Гудда «Мин адаби’ль-Ислам»)
ИсточникL islam-penza.ru


This post has been viewed 2335 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Фариза
    10 Март 2013 в 01:30 | #1

    Ас-саляму алейкум уа рахьматуллах’и уа баракятух’у! Разъясните, ради Аллаха, а старший должен идти слева или справа?

    • admin
      11 Март 2013 в 00:02 | #2

      Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh, дорогая сестра Фариза! )
      В статье написано:
      «Если человек идет со старшим по возрасту, он должен идти справа и немного позади»
      Значит, если вы идете со старшим, то старший должен идти впереди, слева от вас.

  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru