ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > ИСЛАМСКИЕ ЗНАНИЯ

ИСЛАМСКИЕ ЗНАНИЯ

УЧЕНИК ДОЛЖЕН ОСОЗНАВАТЬ, ЧТО ОН НУЖДАЕТСЯ В УЧИТЕЛЕ

Хвала Всевышнему Аллаху, который вывел нас из мрака невежества к свету знаний посредством лучшего из своих творений и последнего из посланников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которого Аллах послал как милость для всех миров и образцом для подражания всем поколениям людей. Да благословит Аллах Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), его семейство и сподвижников! Аминь.

Достоинство учёного-алима

Воистину самое важное, к чему должен стремиться постигающий Ислам человек – это хороший адаб (воспитанность), то есть старание приучить свой нафс к похвальным качествам характера. А лучшие качества – это уважение, умение почитать тех, кому Аллах даровал знания и понимание Книги Аллаха и Сунны его Посланника (мир ему и благословение). Это алимы – обладатели знаний. Те, через кого Аллах сохранил эту религию и сохранит её до Судного дня. Коран и хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение) свидетельствуют об их достоинстве и необходимости проявления к ним почтения. Об этом свидетельствует и разум благородных людей. Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):

«… يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجاتٍ…»سورةالمجادلة\11

«…Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знаний на разные степени…» (сура «Аль-Муджадала», аят 11).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах)., толкуя этот аят, сказал: «Аллах даровал учёным алимам уровень на семьсот степеней выше уровня простых уверовавших, и расстояние между каждым из степеней – пятьсот лет пути».

«…قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَايَعْلَمُونَ…» سورةالزمر\ 9

В Коране говорится (смысл): «…Ты скажи им [о Мухаммад (мир ему и благословение)]: разве сравнятся те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9). То есть никогда не сравнятся. Аллах в Коране говорит, что действительно богобоязненными бывают именно алимы (смысл):

«…إِنَّمَايَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ…»سورةفاطر\28

«…Воистину боятся Аллаха из числа Его рабов только обладающие знанием» (сура «Аль-Фатир», аят 28).

Также в Коране говорится (смысл):

«وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَالِلنَّاسِ وَمَايَعْقِلُهَاإِلَّاالْعَالِمُونَ»سورةالعنكبوت\43

«Эти притчи мы приводим людям, но постигают их смысл только обладающие знанием» (сура «Аль-Анкабут», аят 43).

О достоинстве и почтении степени алима, обладающего знанием, свидетельствуют и хадисы Посланника Аллаха (мир ему и благословение). В хадисе, переданном от Саида ибн Уфайра (да будет доволен им Аллах), говорится: «Аллах тому даёт понимание в религии, кому желает добра» (аль-Бухари).

В достоверном хадисе, который приводят Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Хибан и Ибн Маджах, говорится: «Учёные алимы являются наследниками пророков».

Всем известно, что нет степени выше той, которую занимают учёные, являющиеся наследниками Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

В хадисе, переданном от Мухаммада ибн Али (да будет доволен им Аллах), говорится: «Два ракаата молитвы, совершённых алимом, лучше, чем семьдесят ракаатов, совершённых несведущим в религии человеком».

Абу Нуайм, аль-Хатиб приводят хадис от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), где говорится: «Лучшие из моей уммы – алимы, лучшие же среди алимов – более милосердные. Послушайте, воистину Аллах прощает алиму сорок грехов до того, как невежде простит один грех».

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) приводится хадис, где говорится: «Когда умирает алим, Аллах придаёт образ его знаниям, которые будут радовать его в могиле до Судного дня».

Ад-Дайламию передаёт от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «В Судный день, когда встретятся алим и простой верующий на мосту Сират, верующему скажут: «Войди в Рай и живи в удовольствие за твои богослужения». Алиму же скажут: «Постой здесь и помоги, кому хочешь. Воистину, за кого бы ты ни заступился, будет принято твоё заступничество».

Аль-Хатиб приводит от Усмана ибн Афана (да будет доволен им Аллах): «Первые, кому будет позволено совершить заступничество в Судный день, – это пророки, потом алимы, затем шахиды».

Также передают от Джабира (да будет доволен им Аллах): «Вы почитайте алимов, воистину они наследники пророков. Тот, кто проявит почтение к ним, проявит почтение к Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение)».

Посланник Аллаха e, отправляя сподвижника Муаза ибн Джабаля в Йемен, напутствовал: «Если Аллах посредством тебя направит хотя бы одного человека на путь истины, это лучше, чем весь мир и всё, что в нём находится».

Аль-Кази Хусейн  приводит хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Тому, кто любит знание (ильм) и обладателей знаний – алимов, не запишутся его проступки в течение жизни». Также передают хадис Пророка (мир ему и благословение), где говорится: «Почитающий алима подобен тому, кто проявил почтение к семидесяти пророкам. А тот, кто проявил почтение к мутаалиму (ученик алима), подобен тому, кто проявил почтение к семидесяти шахидам».

Один из праведных предшественников сказал: «Лучший из подарков – ум, худшее из бед – невежество».

Суфян ибн Уяйнат (да будет доволен им Аллах) сказал: «Наиболее возвышены своей степенью перед Аллахом те люди, которые находятся между Аллахом и его рабами, – это пророки и алимы». Также он сказал, что никому из людей в этом мире не было даровано лучшей степени, чем степень пророчества: «И нет более лучшего после пророчества, чем знание и понимание религии (фикх)».

Сухайл ат-Тустури (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тот, кто хочет посмотреть на собрание пророков, посмотрите на собрание алимов». Имам аш-Шафии сказал: «Если алимы, следующие своим знаниям, не являются валиями (любимцами) Аллаха, то у Аллаха вообще нет валиев».

Необходимо знать, что в хадисах Пророка (мир ему и благословение) и аятах Корана, описывающих достоинство алимов и их степени, говорится о тех алимах, которые следуют своим знаниям, в которых есть набожность и богобоязненность. Которые, получая знания, стремятся лишь к довольству Аллаха. Ведь сказано в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Тот, кто получает знания не ради довольства Аллаха, пусть уготовит себе место в аду». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучший из людей – правоверный учёный, который, если в нём нуждаются другие, приносит им пользу, а если нет – то ведёт себя пристойно и непритязательно, довольствуясь имеющимся».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Смерть одного племени более легка, чем смерть учёного».

 

Достоинства получения знаний (ильм)

Что касается изучения знаний, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Изучение знаний является обязанностью каждого мусульманина и мусульманки». В хадисе говорится: «Тому, кто вступит на путь изучения знаний, Аллах облегчит путь в Рай» (аль- Бухари).

В хадисе говорится: «Начинать изучение одного из разделов религиозных знаний с утра лучше, чем совершить сто ракаатов желательной молитвы».

Один из мудрецов сказал: «Никого я так не жалею, как того, кто изучает исламскую науку, но не понимает её, и того, кто понимает, но не изучает её».

Абу Дарда (да будет доволен им Аллах) говорит: «Изучение какого-либо религиозного вопроса для меня предпочтительней, чем проведение ночи в бдении». Он же сказал:

«Кто считает, что отправляться с раннего утра за поиском религиозных знаний не является джихадом, тот ограничен умом и пониманием».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Посещение места, где обучают исламским знаниям, лучше, чем совершение тысячи ракаатов желательной молитвы, посещение тысячи больных и принятие участия в тысяче похорон». Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), это даже лучше, чем чтение Корана?» – «Разве можно познать Коран, не имея знаний?» – ответил Пророк (мир ему и благословение).

 

Достоинства изучающих знания (мутаалимов)

Если говорить о достоинстве получающих знания, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тому, кто изучит и запомнит сорок хадисов из Сунны Пророка (мир ему и благословение), чтобы довести их до других, Я буду заступником и свидетелем в День Суда» (Ибн Абду аль-Бар).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто изучает Ислам, Всевышний Аллах избавит от всех забот и наделит благами, которые он даже не ожидает» (аль-Хатыб).

Лукман аль-Хаким (да будет доволен им Аллах) завещал своему сыну:

«О сын мой, садись рядом с алимами. Воистину Аллах оживляет сердца светом мудрости подобно тому, как оживляет землю небесным дождём».

Айшат t передаёт хадис Пророка (мир ему и благословение): «Направившемуся по пути изучения религиозных знаний простятся его грехи до того, как он сделает первый шаг».

Ат-Табарани приводит от Абу Умамата (да будет доволен им Аллах): «Выросшего в поиске знаний (ильм) и богослужении Всевышний Аллах в Судный день одарит воздаянием семидесяти двух сыдыков (степень праведника)».

 

Последствия неследования изученным знаниям

Важно знать, что все знания и старания не принесут пользы, если получающие их не будут делать это искренне, ради Всевышнего Аллаха. Самый главный признак искренности – следование полученным знаниям и распространение их. Ибо в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано: «Самому большому наказанию в Судный день будет подвергнут учёный, знания которого Аллах (мир ему и благословение) сделал для него бесполезными».

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Человек не будет считаться учёным, пока не начнёт следовать тому, что знает».

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не приобретайте знания для того, чтобы хвалиться ими, использовать их в споре с невежественными людьми или чтобы привлечь к себе чьё-то внимание. А тот, кто поступит так, будет в аду».

В хадисе сказано: «Тот, кто приумножит свои знания, но не приумножится его следование по правильному пути, он увеличит своё отдаление от Аллаха (мир ему и благословение)».

Хасан аль-Басри сказал: «Не будь из числа тех, кто объединил в себе знание (ильм) и мудрость, но сам в деяниях своих идёт по пути неразумных глупцов».

Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл):

«كَبُرَمَقْتًاعِنْدَاللَّهِ أَنْ تَقُولُوامَالَاتَفْعَلُونَ» سورةالصف\3

«Велика ненависть Аллаха, когда вы говорите то, чего не делаете» (сура «Ас-Саф», аят 3).

В Коране говорится (смысл):

«أَتَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبِرِّوَتَنْسَوْنَ أَنْفُسَكُمْ…»سورةالبقرة\44

«Неужели вы повелеваете людям доброе и забываете о самих себе?» (сура «Аль-Бакара», аят 44).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В ночь вознесения Миърадж я прошёл мимо людей, которым резали губы огненными ножницами. Я спросил их: «Кто вы такие?» Они ответили: «Мы повелевали людям делать добро, но сами не делали его, мы запрещали людям делать зло (грех), но сами совершали его».

Имам аль-Газали пишет, что Хатим аль-Асам (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не будет в Судный день большего горя, чем у человека, который обучал людей знаниям, и они поступали согласно им, а сам он им не следовал».

Малик ибн Динар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Воистину наставление учёного-алима, не следующего своим знаниям, стекает с сердец людей подобно тому, как капли дождя стекают с камней».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Изучайте то, что вы желаете изучать, но Аллах не вознаградит вас до тех пор, пока вы не будете поступать согласно знаниям».

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал: «Если ошибётся учёный-алим, то его ошибку повторит много людей». Он же сказал: «От трёх вещей разрушается Ислам, и одна из них – ошибки алима».

Из вышесказанного исходит, что знания могут принести как пользу их обладателю и его окружению, так и вред. И для того, чтобы знание (ильм)

и тот, кто носит имя алима или мутаалима, в глазах простого народа приносили только благо обществу, нужно, чтобы они излучали только свет, озаряющий путь истины, чтобы они были настоящими наследниками пророков и образцами для подражания. Для этого каждый должен выполнять возложенные на них обязанности – как алимы, так и мутаалимы. Также они должны проявлять уважение (адаб) друг к другу и к окружающим их людям.

И так как на поступки алима смотрят, а слова его слушают и мутаалимы, и простые верующие, то расскажем о его адабах.

 

Адабы алима к себе и своим знаниям

1 Алим не должен использовать знания для приобретения благ этого мира, например для приумножения имущества, славы, власти и т. д.

Алим должен очистить своё намерение в момент, когда приступает к чему-либо, будь то обучение, проповедование, вынесение решений Шариата и т. д. Он должен стараться быть как можно независимым и самодостаточным, отказываясь от всего, что преподносят ему, даже если это будет подарок.

Суфьян ибн Уяйнат (да будет доволен им Аллах) говорил: «Воистину Аллах дал мне понимание Корана, но когда я принял в качестве подарка свёрток от Абу Джахфара, меня лишили его, я прошу Аллаха о снисхождении».

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я бы хотел, чтобы люди, получившие от меня знания, не приписывали из них мне, даже одной буквы» (т.е. не говорили, что этому нас научил имам аш-Шафии).

2.  Мысли и сердце алима должны быть постоянно заняты Всевышним Аллахом. Также алим должен помнить, что постоянно находится под взором Всевышнего. Чувство страха перед Аллахом за все слова, поступки и деяния должно преобладать над страхом перед людьми. Аллах в Коране говорит (смысл):

«… فلا تخشوا الناس واخشون ولا تشتروا بآياتي ثمنا قليلا…» سورةالمائدة\44

 «…Не бойтесь людей, а бойтесь Меня, не продавайте мои знамения за ничтожную цену…» (сура «Аль-Маида», аят 44).

Имам Малик (да будет доволен им Аллах) написал к Харуну ар-Рашиду: «Когда ты изучишь знания (ильм), будет на тебе отражаться их польза в виде спокойствия, молчания, почтения и сострадания».

Имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) сказал: «Знаниями является не то, что ты изучил, а то, что принесло пользу».

Знания же в алиме должны отображаться набожностью, смиренностью перед Аллахом, проявлением почтения к окружающим и постоянным размышлением о Всевышнем Аллахе.

3.  Алим должен сохранить свои знания, как это делали праведные предшественники. То есть заботиться о них, беречь, проявлять к ним почтение, не использовать для удовлетворения низменных желаний или для общения с недостойными людьми, погрязшими в приобретении материальных богатств без крайней необходимости.

4.  Алим должен приобрести качества характера,

к которым побуждает Шариат: отрешение от мирского, уменьшение удела мирского, насколько это возможно. Относительно того, что у него имеется или он зарабатывает, или получает какой-либо доход, покрывающий его нужды и тех, кто находится на его попечении, то это не считается стремлением к мирскому. Самая меньшая степень алима – видеть презренным мирское и не переживать за упущенные блага или имущество этого мира. Ведь он более других знает о его ничтожности, быстротечности времени и о том, что дунья является всего лишь смутой.

5.  Алим должен избегать сомнительных мест, даже если он знает, что это дозволено. Ведь люди могут впасть в сомнения и обвинить алима или наговорить на него. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал двум мужчинам, которые увидели его разговаривающим со своей женой, покрытой хиджабом: «Вы ступайте, воистину это Сафият». Потом Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Воистину сатана ходит в теле человека там, где течёт кровь. Я испугался, что он вселит в ваше сердце что-либо».

6.  Алим должен строго соблюдать религиозные обряды и следовать требованиям Ислама: совершать пятикратную молитву в мечети коллективно, распространять Ислам среди простых верующих, повелевать благое и запрещать запретное, проявлять терпение (сабур), не бояться упрёка упрекающего или гнева правителя, когда, невзирая ни на что, приходится говорить истину. Также алим должен максимально соблюдать и следовать Сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение), отдаляться от запретных нововведений, совершать благое для мусульман.

7.  Алим должен стараться не упускать дополнительные богослужения, такие как желательные молитвы, посты, милостыню, зикр, частое чтение Корана, салаваты Пророку Мухаммаду e, совершение желательного хаджа, умры.

8.  Алим должен быть вежливым с окружающими его людьми, улыбаться им, первым приветствовать, угощать гостей, скрывать обиду или гнев, терпеливо переносить грубое отношение.

9.  Алим должен благодарить даже за незначительное внимание к себе, стараться вникать в проблемы нуждающихся, помогать им и просить о помощи для них. Сохранять родственные узы, мирить поссорившихся и т. д.

10.  Алим должен стремиться избавиться от скрытых болезней сердца, таких как зависть, ненависть, гордыня, стремление к похвале и почёту, проявление гнева не ради Аллаха (мир ему и благословение), обман, самодовольство, желание быть услышанным, известным, похваленным, скупость, трусость, надменность, неблагодарность, подобострастие, распространение хулы, сплетен, обмана, споров, презрение к людям и т. д. Всё вышеперечисленное является плохими, низменными качествами души.

Воистину перечисленные качества являются дверью ко всему плохому, и самым главным учителем в избавлении от этих качеств является муршид, то есть духовный наставник – шейх, которому дали разрешение на духовное наставничество. Так поступали такие великие алимы и имамы, как имам аш-Шафии, имам Ахмад, Абуханифа и имам Малик. Также под духовную опеку вступили такие великие и известные в мире алимы, как имам аль-Газали, имам ан-Навави, ас-Суюти, Фахруддин ар-Рази, Иззуддин ибн Абдусалам, ибн Хаджар, ар-Рамли, шейхул Ислам Закарья аль-Ансари, хатыб аль-Ширбини и другие. Ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Маккий пишет: «Каждый, чьё сердце не здорово от скрытых болезней сердца, должен вступить под духовное воспитание истинного шейха – муршида».

11.  Алим всегда должен стремиться к приумножению своих знаний, читать новые книги, повторять прочитанные ранее, изучать вопросы, которые возникают в его время, и искать ответы на них, писать книги, статьи, т. е. не упускать время попусту, а тратить его на полезное как для мира этого, так и для Ахирата. Сюда также входит и время, потраченное на еду, питьё, сон, отдых, выполнение обязанностей перед женой, детьми, родителями, соседями, гостями и т. д.

12. Алим не должен проявлять гордыню, если чего-то не знает. Ему необходимо искать ответа на вопрос

у другого алима, более знающего. А также не стесняться признаться, что он чего-то не знает.

И если вдруг алиму придётся учиться у того, кто знает больше него, пусть он не смотрит на его возраст, занимаемую степень, родословную и т. д.

Он должен стремиться получать пользу от знаний, у кого бы они ни были. Саид ибн Джубайр (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не перестаёт человек быть алимом до тех пор, пока изучает, а когда перестанет изучать и подумает, что всё уже знает, он становится более невежественным (незнающим), чем был до того, пока начал изучать знания».

13. Алим должен соблюдать адаб по отношению к урокам, которые он преподаёт. Когда алим возжелает пойти к месту, где он проводит уроки знания (ильм), ему желательно находиться в омовении, пользоваться благовониями (миск), надеть лучшую одежду. Рассказывают, что имам Малик перед тем, как выйти читать урок по хадисам, купался, надевал чистую одежду, чалму и использовал благовония. Он говорил: «Я хочу проявлять почтение к хадису Посланника Аллаха (мир ему и благословение)». Во время уроков желательно повернуться лицом в сторону Киблы, быть смиренным и избегать ненужных шуток и смеха, не читать уроки лёжа или прислонившись к чему-либо, не вытягивать одну или обе ноги без причины, не класть ногу на ногу, не скрещивать пальцы, не смотреть по сторонам без нужды. Нежелательно алиму читать урок, когда он голоден или хочет пить, находится

в глубокой скорби или заботе, и т. д. Лучше также не делать урок слишком длинным или слишком коротким, а поняв уровень слушающих – найти золотую середину.

14. Алим должен предупреждать или делать замечание тем, кто позволяет себе повышать голос на диспутах или ведёт себя неподобающе на уроке. Или придерживается личных суждений после того, как выяснилась истина. Алиму следует говорить с людьми в той форме, в которой они понимают сказанное.

15. Алиму необходимо обучать мутаалимов стремиться к довольству Всевышнего Аллаха, его намерением должно быть распространение Ислама, оживление Шариата, Сунны Пророка (мир ему и благословение), пожелание добра умме Пророка (мир ему и благословение), приумножение алимов.

16. Алим должен побуждать мутаалимов к частому чтению уроков, проявлению терпения на пути знаний, приводить им примеры других алимов, испытавших трудности на пути Аллаха, а также читать аяты Корана и хадисы, указывающие на почёт и величие алимов, и т. д. Рассказывать им о ничтожности и быстротечности этого мира, чтобы они довольствовались тем, что есть, и не занимали свои мысли и сердце заботой мира этого. Желать для мутаалима того, чего желает для себя. Побуждать учеников следовать своим знаниям, улучшать черты характера. Задавать мутаалимам вопросы по пройденным урокам, чтобы быть осведомлённым, насколько они его понимают, так как ученик, стесняясь, может и не задать вопроса и оставить его непонятым для себя. Необходимо расспрашивать мутаалимов об их нуждах и заботах, особенно если они приезжие. Помогать им по мере возможности. Если они больны, проведать их. Проявлять терпение в обучении тех, кто не сразу понимает урок или переспрашивает по нескольку раз.

 

Адабы мутаалима, изучающего знания

Что касается адабов мутаалима, то они в большинстве случаев такие же, как и адабы алима. Ведь стремящийся к знаниям ученик должен следовать всему тому, чему учит его муалим (учитель), и должен перенимать нравы, черты характера своего муалима, т. е. учителя, обладающего знаниями (ильм) и следующего им.

Но всё же мутаалим не может достичь совершенства своих знаний без соблюдения адабов. Приведём некоторые из них.

1. Первый и важнейший адаб ищущего знания мутаалима – он должен стремиться очистить своё сердце от скрытых болезней, которые мы перечислили в адабах алима. Вместе с тем он должен избавиться от плохих качеств и неправильного вероубеждения, чтобы стать готовым принимать знания, изучать их и передавать другим. Подобно тому, как не получается намаз без омовения частей тела, так не получается изучать знания, не очистив сердце от низменных качеств души.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) говорится: «Послушайте, воистину в теле человека есть кусок мяса (плоть). Когда оно улучшается, улучшается всё тело, а когда оно ухудшается, ухудшается всё тело, – это сердце». Не зайдёт в сердце человека свет веры – имана, пока в нём есть то, что ненавистно Аллаху.

2. Намерение получать знание (ильм) должно быть искренним, ради Всевышнего Аллаха, с желанием следовать своим знаниям, сохранить Шариат, озарить своё сердце светом имана, улучшить своё внутреннее состояние души, получить духовную близость к Всевышнему Аллаху, следовать Сунне Пророка (мир ему и благословение), приносить людям пользу.

Суфьян ас-Саври (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я не нашёл более сложной вещи для исправления, чем намерение».

Нужно знать, что получение знаний является богослужением (ибадат), и если оно будет совершаться искренне, ради Аллаха, то Он одарит обучающегося тем, чем одарил любящих рабов Своих из числа праведников, алимов, авлия, говорится в хадисе Посланника Аллаха.

3. Мутаалим всё своё свободное время должен посвящать изучению знаний, не откладывая на потом то, что можно сделать сейчас. Ведь каждый час, каждая истраченная минута его жизни уходит, и нет ей возврата.

Мутаалим должен оставить всё то, что отвлекает его от знаний, за исключением обязательного из того, что возложил на него Шариат: еда, сон, молитва и т. д. Чем больше он откажется от лишнего, тем больше сможет сосредоточить мысли на знаниях. Ведь не зря говорят, что не получишь и части знаний, пока не отдашься им полностью.

4. Мутаалим должен быть готовым к лишениям и трудностям в поисках знаний, довольствоваться малым в еде и одежде. Посланник Аллаха e сказал: «Аллах заботится о пропитании того, кто ищет знания» (аль-Хатыб).

Имам аш–Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Никто не постигнет эти знания посредством имущества и величия, наоборот, их получит тот, кто проявляет терпение в лишении мирского удела и служит алимам».

5. Мутаалим должен придерживаться набожности (вара), строго следить за своей едой, питьём, одеждой, чтобы случайно не попало в них запретное (харам). Из дозволенного мутаалим должен есть мало. Имам аш-Шафии (да смилуется над ним Аллах) сказал: «С шестнадцати лет я не ел досыта».

Мутаалиму желательно отдаляться от всего, что способствует потере памяти. Об этом подробно написано, например, в книге «Таълиму мутаалим».

6. Сон мутаалима не должен превышать восьми часов в сутки – это уже одна треть его жизни. Если же он сможет приучить себя к меньшему времени, то это будет приветствоваться.

7. Мутаалим должен тщательно выбирать круг общения. Желательно, чтобы это были такие же стремящиеся к знаниям люди, которые будут помогать ему в освоении уроков и понимании книги. Он должен стараться сторониться тех, кто стремится к мирскому, потехам и забавам, даже если они дозволены; люди влияют друг на друга, и, сам того не замечая, мутаалим может приобрести плохие черты характера тех, с кем он часто бывает. Ведь не зря говорят: с кем поведёшься, от того и наберёшься, или: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек находится вместе с тем, кого он полюбил». Поэтому, если с кем-то дружите, пусть это будет праведный, честный, богобоязненный, набожный, благодарный и благородный человек, который, когда вы забудете что-то, напомнит вам. Если же будете совершать что-то – поможет вам, если же будете нуждаться в чём-либо – окажет вам необходимую помощь.

8. Важнейший адаб ученика заключается в выборе учителя, у которого он будет постигать знания. Учитель должен быть праведным, следующим своим знаниям богобоязненным человеком с правильным вероубеждением, чьё имя не запятнано обвинениями в пренебрежении адабами Ислама или Сунной Пророка e.

9. Мутаалим должен полностью доверять знаниям и выбору учителя-алима в таких вопросах, как, например, какую книгу читать, какой тематики, в каком количестве и т. д. То есть мутаалим должен быть подобен больному перед врачом, назначающим ему лечение. Необходимо стремиться к тому, чтобы учитель был доволен им; ученик должен стараться оказать ему почтение и уважение, чтобы достичь довольства Аллаха. Не подобает обращаться к учителю на «ты» или звать его издалека. Лучше всего обращаться к нему, называя «муалим» (учитель).

10. Мутаалим должен осознавать, что он нуждается в учителе, быть ему благодарным за то, что он уделяет ему время и учит. Ученику подобает в течение своей жизни проявлять уважение к семье учителя, после его смерти посещать могилу, раздавать милостыню за него и т. д.

Мутаалиму следует проявлять терпение, если учитель обошёлся с ним грубо, поругал, сделал замечание прилюдно и т. д. Быть может, это пойдёт ученику на пользу и учитель, быть может, знает мудрость такого его поступка.

11. Мутаалим не должен входить к учителю, не получив разрешения. Если зашёл к нему, не задерживаться долго, отнимая время, если только он сам не пригласит остаться. К сожалению, сегодня мутаалимы позволяют себе отвлекаться на телефонные разговоры и смс-переписки во время урока или отпрашиваются, чтобы ответить на звонок, сидят в соцсетях. Это и подобное считается оставлением адаба урока и учителя. Нарушение адаба происходит и тогда, когда задают посторонние вопросы, невнимательно слушают урок. Нельзя противоречить учителю, указывая на то, что другой алим говорил обратное, и т. д.

12. Начиная изучать знания, мутаалим не должен вникать в разногласия среди алимов в вопросах вероубеждения или юриспруденции (фикх). Также мутаалим не должен читать другие, более обширные книги, пока находится на пути приобретения знаний, а наоборот, прилагать больше усилий для изучения одной или двух книг, рекомендованных учителем. Обратное же отнимает много времени и приводит к растерянности в знаниях.

13. Мутаалим должен относиться с адабом ко всем, кто окружает его на уроке. Приветствовать всех «саламом»; если пришёл позже других, не искать себе место поближе к учителю, если только тот сам не позовёт; не поднимать с места другого ученика, говоря, что «это моё место». Мутаалиму не следует стесняться задавать вопросы, если они касаются урока, в присутствии других. Но порицается, чтобы мутаалим задавал вопросы, когда учитель занят и отвлечён чем-либо.

Все вышеперечисленные адабы – как алима, так и мутаалима – взяты из Сунны Пророка (мир ему и благословение) и того, что передали его сподвижники, показывая на своём примере. И нам следует их соблюдать, так как от этого зависит получение нами пользы и бараката от знаний. Ведь не зря говорят познавшие Аллаха арифуны: «Не постиг никто того, чего он постиг, кроме как соблюдая адаб, и не лишился никто того, чего он лишился, кроме как оставив адаб».

Да приумножит Аллах в умме Мухаммада (мир ему и благословение) алимов, следующих своим знаниям, и мутаалимов, искренне стремящихся к знаниям. Да сделает Аллах нас из числа тех, кто воздаёт Ему хвалу за то, что направил нас на путь истины через наследников пророков – алимов этой уммы. Аминь…

Автор: Мухаммад аль-Кахиби
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 5663 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Aminat
    23 Март 2012 в 19:59 | #1

    Амин я Аллагь.Баракаллагь,уважаемые учителя.Все ваши уроки очень интересны и поучительны.Да примет Всевышний все ваши благие деяния и одарит вас счастьем в обоих мирах.Скажите пожалуйста,а кого считают алимом?Надо закончить медресе или самообразованием можно.А женщина может быть алимом? Баракаллагь.

    • admin
      27 Март 2012 в 21:48 | #2

      Ассаляму аляйкум, дорогая сестра Аминат!
      Ва фики баракаллаh! Извините, что припозднились с ответом:
      Алим это понятие обширное, смысл алима: знающий, ведающий. Настоящий Алим это человек познавший Аллаха, это истиные шейхи, суфии. А образно — человек, изучившие исламские науки, соблюдающий их по мере возможности, по этому женшина тоже может быть алимом.

  2. 10 Ноябрь 2017 в 18:44 | #3

    ДжазакаЛлаху хайран

  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru