25.04.2024

«СМЕРТЬ – ПОДАРОК ПРАВОВЕРНОМУ»
(аль-Хаким)

Человек состоит из двух разных субстанций: одной – особой души и другой – биологической души. Первая – вечная, свойственная человеку, обладающая разумом и знанием; вторая – смертная, свойственная людям и животным, обладающая физической способностью – движением.

Особая душа, имеющая божественное предначертание, не исчезает после смерти тела и не умирает, но лишь меняет своё положение и место пребывания. Могила – тоже место её пребывания, которое может стать для неё садом Рая или огненной ямой Ада. У этой души не бывает прямой связи с телом, кроме того, что оно дано ей во временное пользование для подготовки к жизни вечной. Тело для души является инструментом, орудием труда, средством передвижения. Иначе говоря, оно для души равносильно неводу для охотника, непригодность которого вовсе не влечёт за собой несостоятельность охотника. Напротив, если даже невод пришёл в непригодность после того, как охотник-рыболов успешно завершил ловлю, это для него ещё лучше и подобно трофею, ибо он избавляется от груза этой сети и необходимости тащить её. Как после рыболовства сеть становится ненужной и мешает ловцу, так и верующий (мумин) желает смерти после того, как он использовал тело для осуществления своей цели, ибо он уже получил то, для приобретения чего было дано ему тело. Оттого он и ждёт смерти, т. е. отделения души от тела, ибо она для него в радость, но никак не в тягость.

Поэтому и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Смерть – подарок правоверному» (аль-Хаким).

Он сказал это, потому что земная жизнь подобна тюрьме для верующего, ведь в ней он не имеет полной свободы действий, всё время испытывает тяготы борьбы со своим эго (нафсом), преодоления своих желаний, сопротивления сатане. А смерть – освобождение от всего этого, а освобождение есть истинный подарок.

Если же невод испортился ещё до охоты, то охотника постигнет великое горе, печаль, боль, томление и сожаление, ибо он ещё не использовал его в нужных целях. Точно так же человека, небрежно относившегося к выполнению своих обязанностей перед Всевышним Аллахом, смерть опечалит, так как он ещё не всё получил от тела, и поэтому такой нерадивый начнёт просить Создателя: «О Господи, оживи меня заново и верни в дольний мир для совершения благих деяний», коих он не успел сделать, ибо назначение тела – творить добрые дела.

Приход смерти для тела подобен порче у охотника всего, что ему помогает для ловли. Он привык и любит эту сеть (т. е. тело), его сердце связано с ней, с её красивой формой и её предназначением, со всем, что имеет отношение к ней, потому его постигают две разновидности мук:

1) беда, томление и сожаление об упущенной ловле, которая осуществляется только посредством «сети тела»;

2) исчезновение, потеря любимой сети, с которой сердце очень связано и к которой привыкло.

Всё указанное является всего лишь начальными познаниями о могильных муках; если будешь глубоко изучать, исследовать и размышлять, то для тебя прояснится сущность всего этого.

Знай: смерть есть конец силы тела. И ты полностью поймёшь это, когда действительно закончится твоя сила, т. е. душа отделится от тела, и когда части твоего тела не смогут совершать то, что желает разум.

Для человека нет разницы, каким способом разъединить его с объектом желаний – отвести человека от предмета или, оставив его на месте, унести объект его желаний. Также нет разницы для человека, заберут ли у него всё, что он имеет и любит, или оставят всё это на месте и заберут его самого. Всё равно итог один и тот же – лишение желаемого.
Автор: Мухаммад Гаджиев аль-Инчхи
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *