23.04.2024

ИЯС КАДИ — СПРАВЕДЛИВЫЙ СУДЬЯ

Всевышний Аллах в Благородном Коране, в суре «Женщины» сказал (смысл):

  إن الله يأمركم أن تؤدوا الامانات إلى أهلها و إذا حكمتم بين الناس أن تحكموا بالعدل إن الله نعمّا يعظكم به إن الله كان سميعا بصيرا سورة النساء 58

«Воистину, (о люди) Аллах повелевает вам возвращать вверенное вам  их владельцам, и когда вы судите (о судьи) между людьми, то судите справедливо. Ведь прекрасно то, к чему призывает вас Аллах! Воистину, Аллах – Слышащий и Видящий!» Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, сказал, что «вверенное» означает не только то, чтобы люди соблюдали все обязательства, возложенные на них Аллахом (намаз, пост, закят, хадж, штрафы и др.), но и то, чтобы люди соблюдали права других людей как депозиты (вещь, данная на сохранение, вклады).

(يأيها الذين ءامنوا أطيعوا الله و أطيعوا الرسول و أولى الأمر منكم)  سورة النساء 59

смысл: «О вы, верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику (мир ему и благословение) и тем из вас, кто наделен властью над вами!» (Если эти люди будут мусульманами, придерживающимися законов Шариата, так как нет подчинения созданному в ослушании Творца!).

Всё, что было сказано в этих аятах, прекрасно сочетается в одном из праведных рабов Аллаха, которого звали Ияс кади. Он является сыном сподвижника Муавии (да будет доволен им Аллах).

Ияс ибну Муавият (да смилуется над ним Аллах) был праведным, богобоязненным судьёй, который решил много сложных дел своими удивительными методами и глубоким умом, этим и прославился.

Вот один из таких случаев. Однажды обманутый пришёл жаловаться на одного из торговцев, говоря: “О мой господин, Судья, мне пришлось оставить на хранение своё имущество у этого человека (указывая на купца) из-за поездки, предстоявшей мне. Когда же я вернулся, он стал отрицать, что взял у меня деньги. Посмотри, пожалуйста, как ты видишь мою ситуацию?” Поскольку ни один спорный вопрос нельзя решить, не выслушав обе стороны, к судье пригласили и купца.

Ияс кади сказал, обращаясь к жалующемуся: “Где вы оба находились, когда ты давал ему деньги?” Жалующийся отвечал: “Мы находились возле дерева, что на этой пустыне (вблизи их города была пустыня)”. Ияс кади спросил купца: “Правдивы ли его слова?” Тот отвечал: “Нет, о мой господин судья! Я не брал у него денег! И в жизни своей не видел того дерева, о котором он говорит!” Тогда Ияс кади сказал жалующемуся: “Отправляйся к тому дереву, возможно, Аллах покажет тебе, где твоё имущество! Ведь твои слова могут оказаться правдивыми… А может, ты закопал своё имущество возле дерева и позабыл об этом”.

Жалующийся вышел, а Ияс кади сказал купцу: “Садись, пока не вернётся твой «друг», возможно, он вернётся со своим имуществом, и тогда я запишу, что ты был несправедливо обвинён”. Купец сел в ожидании спорщика. Ияс кади взялся решать дела других людей, сделав вид, что он позабыл о деле купца и его спорщике. Так прошло некоторое время. Неожиданно повернувшись к купцу, Ияс кади задал вопрос: “Как ты думаешь, твой спорщик к этому моменту дошёл до того дерева?” А купец ответил: “Нет, откуда?! Оно далеко!” И тогда Ияс кади воскликнул: “О враг Аллаха! Ты лжец! А твой спорщик дал к тебе своё имущество на хранение возле того самого дерева!” Взволнованный купец сказал: “Да, всё было именно так! Я согрешил! Но, тем не менее, сохрани мою тайну, и Аллах сохранит тебя!” Тогда Ияс кади приказал стражникам схватить лживого купца, запереть его в узницу и не выпускать, затем принялся за другие судейские дела. Через долгое время вернулся жалующийся угнетённым и усталым. Ияс кади спросил его: “Не нашёл ли ты своё имущество?” Он отвечал: “Нет, о мой господин. Я пошёл к тому самому дереву и вспомнил, что отдавал своё имущество именно этому купцу, и нет у меня сомнений в этом!” И тогда Ияс кади сказал: “Ты прав, тот купец признался в том, что взял у тебя деньги, так забери же у него своё имущество”. Купец вернул чужое имущество и понёс заслуженное наказание за свою ложь и вероломство.

Ияс кади прославился своим умом и умением правильно рассудить и решать самые сложные судебные дела. Он умер в 122 году по хиджре.

Эта история приводится в книге Ибн Касира «Бидают ва нихаят», 9 том, стр. 336.

Автор: Зиявудин Зиявудинов
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *