ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > ИЗ СУННЫ ПРОРОКА

ИЗ СУННЫ ПРОРОКА

ДЕЙСТВОВАТЬ СОВЕТУЯСЬ

Осуществлять служение, руководствуясь истишарой (коллегиальным решением), – это божественное повеление и одно из важнейших предписаний Священной Сунны. Всевышний Творец, повелевая досточтимому Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Советуйся с ними [с мусульманами] о делах. Когда ты решился на что-либо, уповай на Аллаха. Воистину, Аллах любит уповающих» (Али Имран, 159), через Своего Пророка доводит до всех мусульман значимость истишары.

Необходимость осуществления мусульманами между собой истишары в важных вопросах поясняется следующим аятом: «Вершат свои дела по взаимному совету» (Аш-Шура, 38).

Слава мира (саллаллаху алейхи ва саллям) во всех делах, которые считал важными, проводил истишару со своими благословенными сподвижниками (радыйаллаху анхум). Он в каждом вопросе и решении, которые подкреплялись божественным откровением, предпочитал провести истишару, тем самым обучая умму. Поэтому, перед сражениями Бадр и Хандак именно в ходе истишары было решено, где и каким образом будет дан бой врагу. Даже, несмотря на то, что сражение при Ухуде Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) хотел организовать как оборону, предпочел решение истишары встретить врага за чертой города Медины, последовав этому плану и им руководствуясь.

Человек все время находится под воздействием своих ощущений. Под их влиянием он размышляет и принимает решения. С этой точки зрения, принимать за руководство решение истишары для человека служения есть источник правильности служения и его благословенности.

Участвующие в истишаре лица, наряду с тем, что должны быть умны, образованны и богобоязненны, необходимо, чтобы они обладали жизненным опытом и умением работы в коллективе. Ведь ясно, что несколько умов примут более верное решение, чем один. Эту истину Благородный Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) раскрыл так:

«Совершивший истихару не будет опечален, совершивший истишару не будет каяться, рачительный не будет нищим» (Хайсами, Маджма’ уз-Заваид, II, 280).

В то же время, истишара позволяет почувствовать участникам свою ценность и способствует тому, что они с большим рвением отдаются служению. А с другой стороны, подавляет чувство собственного «я» человека служения, защищает от зазнайства. Неспособность достичь единого мнения при истишаре есть проявление болезни высокомерия и гордыни, заключающееся в том, что человек ставит себя выше своих товарищей.

Решение истишары должно выполняться неукоснительно. Истишары, где нет искренности, где собравшиеся кивают головой ради соблюдения процедуры, вместо пользы принесут только вред. Истишара должна проводиться теми, кто сведущ в данном вопросе, и каждый присутствующий открыто, не смущаясь, должен высказать свое мнение, для того, чтобы утвердилась истина и милость. Если истишару проводят некомпетентные в обсуждаемой сфере проблем лица, результат ее будет ошибочен. Так же, если медицинские вопросы будут решаться юристами, вынесенные решения могут иметь плачевные последствия.

Осведомленность участника истишары в рассматриваемом вопросе не является достаточным условием. Он должен быть высоконравственным и свободным от пороков. В противном случае, дающий совет может ввести в заблуждение тех, кто в нем нуждается.

С другой стороны, во время истишары следует избегать предубеждений и домыслов, нуждающегося в совете необходимо выслушать в здравом и беспристрастном умонастроении.

Человек служения должен предпочитать своей радости от служения удовлетворенность своих товарищей. Настаивая на том, чтобы все служение выполнить самому, он быстро устанет: собьется его дыхание, изменится настрой. Окружающие начнут видеться ему никчемными. Он станет одержим желанием быть главным над всеми.

О таких Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Всевышний Аллах мне повелел: «Будьте друг к другу благосклонны так, чтобы никто не угнетал другого, преступая границы дозволенного. И никто не превозносился над другим» (Муслим, Джаннат, 64).

Следовательно, истинный и зрелый человек служения – это душа, освободившаяся от материальной оболочки, и довольствующаяся местом в самом хвосте каравана служения.
Источник: fondihlas.ru


This post has been viewed 883 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru