26.04.2024

ПОДАРКИ И УГОЩЕНИЯ

Любому человеку всегда приятно, когда ему что-либо дарят, ибо по своей природе все испытывают, в большей или меньшей степени, влечение к состоянию, богатству и материальному достатку. Каждый достигает своей цели, используя различные пути и способы. Люди ощущают благодарность, влечение к тому, кто помог им чем-либо, решил проблему, обрадовал или же сделал приятное. Благодаря таким отношениям между сторонами возникает чувство сближения, родства, взаимопонимания и дружбы. В одном аяте, указывая на методы, используемые при распространении Ислама, Аллах повелевает следующее:

وَ لاَ تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَ لاَ السَّيِّئَةُ

ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ

وَلِيٌّ حَمِيمٌ

«Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг».[1] 

С этой точки зрения, тот, кто занимается почетной обязанностью– распространяет Ислам и призывает людей понять истину, должен широко использовать вышеизложенные методы, так как подобное отношение оказывает более сильное воздействие. С этой целью необходимо часто приглашать людей в гости, дарить подарки и при необходимости помогать в решении наболевших проблем или же оказывать посильную помощь. Благодаря всему этому часто бывает так, что вчерашний враг и недруг сегодня превращается в близкого друга. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) недаром говорил:

«Чтобы победить враждебность или побороть ненависть, чаще дарите друг другу подарки. Тем самым вы будете подпитывать узы любви и дружбы».[2]

Согласно этим советам, которые Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) давал своим сподвижникам, он никогда не отвергал подарки и, по возможности, дарил и друзьям, и врагам, хорошие подарки. Но особенно большое внимание он уделял послам и представителям племен, приказывая дарить им ценные вещи. Даже находясь при смерти, испытывая предсмертные муки, он приказал щедро одарить всех представителей, прибывших из различных государств.[3]

В первые годы пророчества, когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) только начал проповедовать Ислам, он, призывая своих близких родственников стать мусульманами, сначала приглашал их в гости и накрывал для них стол. И только после угощения он начинал рассказывать им об истинной религии. В своих воспоминаниях Али (радыйаллаху анху) говорил:

«Когда Всевышний Аллах повелел Своему Посланнику сообщить близким родственникам об ожидающих их наказаниях в той жизни, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) вызвал меня и попросил, приготовив угощение, пригласить к нему домой самых близких родственников. Я выполнил его поручение, и вскоре пришли гости. Их было около сорока человек. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) попросил меня принести приготовленное угощение. Когда я принес еду, он стал делить мясо и, разложив его по краям чаши, промолвил, обращаясь к гостям:

– Давайте, угощайтесь! Бисмиллях!

Все гости наелись досыта. Клянусь Аллахом, в воле которого находится моя душа, угощения, предложенного гостям, было так мало, что все это мог легко съесть один человек. После этого Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) повелел мне:

– О, Али! Принеси гостям молока!

Я принес чашу молока, и все гости напились. Клянусь Аллахом, молока также было настолько мало, что один человек мог выпить все. Когда гости встали из-за стола, на скатерти оставалось столько молока и мяса, словно никто из гостей не притрагивался к угощению. И когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) начал говорить, вдруг Абу Лахаб вскочил и прервал его речь. После этого все гости встали и разошлись по своим домам. Через некоторое время Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) еще раз пригласил своих близких родственников домой и опять приготовил для них угощение. Но этот раз он подробно рассказал всем о повелениях Аллаха»[4]

Правила приличий, которые нужно соблюдать дома у Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), который, чтобы призывать людей к Исламу, накрывал стол и готовил угощение, согласно повелению Аллаха, следующие:

«О вы, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, [не входите] с тем, чтобы дожидаться ее. Однако когда вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры…».[5]

 

Чтобы смягчить сердца неверных и изменить мнение об Исламе, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), в частности, щедро раздавал подарки и подносил ценные дары язычникам. Даря подарки и выражая им свое почтение и уважение, он не только способствовал перемене убеждений, но одновременно ограждал мусульман от всевозможных козней, которые могли совершить неверные. После этого мусульмане могли спокойно спать, не опасаясь этих людей. А что касается тех, чьи сердца еще не окрепли в вере, то подарками Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) усиливал в них желание еще тщательнее выполнять религиозные предписания.

Однажды Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) подарил одному вновь обращенному столь огромное стадо овец, что они еле вмещались в долине. Когда этот человек вернулся в свое племя, он сказал соплеменникам:

– О, люди! Спешите стать мусульманами! Ибо Пророк Мухаммад щедро раздает подарки, нисколько не опасаясь того, что его средства уменьшатся.

 Передатчик этого хадиса, Анас бин Малик (радыйаллаху анху) говорил:

«Некоторые становились мусульманами с целью обогащения, но спустя некоторое время духовные ценности Ислама становились для них настолько дороги, что мирские ценности теряли в их глазах всю свою привлекательность».[6]

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) никогда не забывал одаривать гостей и представителей арабских племен. Как-то двадцать человек из Бахрейна написали ему письмо, в котором сообщали о своем желании приехать к нему. Двенадцать человек из этой группы были из племени Абдулькайса. Встретившись с Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям) и поговорив с ним немного, они стали мусульманами. Прожив некоторое время в Медине, они много чему научились.

Когда они решили вернуться домой, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) каждому члену группы преподнес ценные подарки. А старшему группы Абдуллаху ибн Авфу он подарил двенадцать укия серебра.[7]

Известно также, что к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыли 13 представителей племени Бани Мурра. Возглавлял группу Харис бин Авф. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил у них:

– Как поживает ваш народ?

Харис ответил:

– Клянусь Аллахом, нас сильно замучили засуха и неурожай. У наших животных даже не осталось сил, чтобы вдохнуть воздуха. Помолись за нас, о Посланник Аллаха!

В ответ Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) поднял руки и взмолился:

– О Аллах! Окажи им Свою милость и пошли им дождь!

Пробыв в Медине несколько дней, гости изъявили желание вернуться в родные края и, чтобы попрощаться, пришли к Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям). Он назначил старшим Хариса бин Авфа и повелел Билялю (радыйаллаху анху) преподнести каждому гостю по десять укия серебра, а Харису двенадцать укия серебра.[8]

Кроме этого, в некоторых исторических книгах содержатся упоминания о том, что иногда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) раздавал людям земли и источники воды в тех краях, откуда они прибыли. Представители Бани Укайль, прибыв в Медину, стали мусульманами и от имени своих соплеменников произнесли клятву верности. После этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) подарил им землю в местечке Акик. Дарственная была специально написана на красной коже. Содержание записи было таково:

 

«Бисмилляхир рахманир рахим!

Эта запись была дана Мухаммадом, Посланником Аллаха, Рабиу, Мутаррифу и Анасу.

До тех пор, пока они будут постоянно совершать пятикратный намаз, исправно выплачивать закят и подчиняться властям, им даны в пользование земли Акик. Но при этом должны соблюдаться все законы и не попираться права ни одного мусульманина».[9]

Таких подарков, которые Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) дарил людям с целью укрепления дружбы и согласия, с целью смягчения сердец и склонения к Исламу, насчитывается огромное множество. Сущность человека такова, что как в то время люди любили материальные ценности, так и в наши дни это стремление к обладанию значительными средствами нисколько не уменьшились. Даже можно сказать, что в наши дни люди еще больше стали стремиться к богатству. Вот поэтому в наши дни не менее эффективно можно использовать методы, которые использовал Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) для привлечения людей к Исламу.

Не секрет, что в наши дни миссионеры всех окрасок придают большое значение данному обстоятельству и тратят на это колоссальные средства. Нет никаких сомнений, что они поступают таким образом по той простой причине, что хорошо знают о склонности человека к богатству и прекрасно осведомлены о воздействующей силе материальных ценностей. Вот поэтому самоотверженные люди, занятые распространением Ислама, никогда не должны забывать о материальных нуждах людей, по возможности помогать в решении различных проблем и оказывать посильную помощь. Это самый эффективный и воздействующий метод. Мудрецы говорили: «Первое, что нужно сделать, прежде чем призывать к Исламу голодного человека, это накормить его». В одном из своих стихотворении поэт Наби писал:

«Чтобы пригласить человека во дворец Ислама и завоевать его расположение, большое значение имеет подношение даров. Известно, что люди особенно не стремятся к имамам тех мечетей, возле которых нет ни благотворительных фондов, ни обычаев кормить людей».


[1] Сура «Фуссилят», 41/34.

[2] Тирмизи, Вала, 6.

[3] Бухари, Джизья, 6.

[4] Ибн Ханбаль, 1/111, 159; Ибн Са’д, 1/187; Хайсами, 8/30’’’2-303.

[5] Сура «Ахзаб», 33/53.

[6] Муслим, Фадаиль, 57-58.

[7] Ибн Са’д, 1/315.

[8] Ибн Са’д, 1/298; Ибн Асир, Усдуль Габе, 1/410.

[9] Ибн Са’д, 1/301-302.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *