25.04.2024
​​​​​​​Берите уроки у детейБЕРИТЕ УРОКИ У ДЕТЕЙ
Недавно мне приснился сон, что один мой близкий друг носил на руках трехмесячного ребенка. На самом деле он уже вышел из возраста, когда можно стать отцом. Однако во сне он сказал мне: «Этот ребенок плачет и плачет все время!» Я ответил ему: «Ребенок учит нас, как взывать к Аллаху». Мы многому можем научиться у наших любимых детишек. У многих из нас есть собственные дети, а у кого-то уже есть внуки и даже правнуки. Они могут преподнести нам много полезных уроков, и вот некоторые из них:
 
1. В утробе матери
 
Всевышний Аллах создает человека в утробе наилучшим образом, придавая ему прекрасный облик. Ребенок полностью физически складывается уже в утробе матери. Приблизительно в четыре месяца в тело ребенка вкладывается душа. Еще через пять месяцев ребенок появляется на свет. Тело человека еще много лет будет расти и развиваться, пока не достигнет зрелости. В это же время человек должен усовершенствовать и улучшать свою душу, приготовляя ее для будущей жизни. Всем людям дается жизнь в этом мире, чтобы они задумывались о будущей жизни. Душа человека должна совершенствоваться до такой степени, пока она не достигнет полного подчинения Аллаху.
 
Всевышний говорит в Коране:
 
«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь (наказания) Аллаха (выполняя то, что Он повелел и сторонясь того, что Он запретил) достойным Его остережением и не умирайте (никак) иначе, как будучи только полностью покорными (Ему) [в состоянии Ислама]» (3: 102).
 
2. Появление на свет
 
Когда ребенок рождается в этот мир, он плачет, а окружающие люди, наоборот, радуются и празднуют это событие. В благодарность за дарованных детей в семьях мусульман совершают жертвоприношение (акыку). Родные и соседи приходят поздравить с рождением малыша и также приносят подарки. Однако, несмотря на всю эту радость, ребенок продолжает плакать.
 
Он может плакать по разным причинам, возможно, потому, что он перешел из уютной и теплой утробы матери в холодный и незнакомый мир, у него нет больше защиты и убежища. Как взрослые люди, мы знаем, что этот мир не служит для нас убежищем, в жизни нам придется пройти через много испытаний – и больших, и малых.
 
«И (Я [Аллах] клянусь, что) Мы (непременно) испытываем вас кое-чем из страха, голода, недостатка в имуществе, (в) душах [смертью] и (в) плодах, – и обрадуй терпеливых» (2: 155).
 
«Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас (о, люди), кто из вас лучше по деяниям [кто более предан и покорен Аллаху]. И Он – Величественный, Прощающий!» (67: 2).
 
Этот мир есть поле битвы, где мы постоянно ведем войну против нашего нафса и шайтана. Мирская жизнь также пытается обмануть нас своим блеском и роскошью.
 
«Жизнь в этом мире есть ни что иное как обман…» (57: 20).
 
Нам также следует проливать слезы в этом мире из страха перед Аллахом, любви к Нему и тоски по Нему.
 
Всевышний Аллах создал нас для определенной цели, и живя в этом мире, мы не должны терять из виду нашу конечную цель. Если мы стремимся к выполнению этой цели всю жизнь, веруя в Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение), слушаемся их повелений и таким образом, накапливаем для себя богатство в будущей жизни – то мы достигнем успеха и в момент смерти мы будем радостно улыбаться от счастья, что мы возвращаемся домой, в Рай. Ученые тасаввуфа говорили:
 
«Смерть – это мост, где любящий встречается с Возлюбленным».
 
Все кругом нас будут сокрушаться, оплакивая нас, но мы наконец, освободимся от оков этой жизни и будем, по милости Аллаха, наслаждаться покоем за наше послушание Аллаху и добрые дела.
 
«О, душа, обретшая покой! Вернись к твоему Господу довольной (той наградой, которой Он одаряет тебя) и снискавшей довольство (перед Ним)!  Войди в число Моих (праведных) рабов. Войди (вместе с ними) в Мой Рай!» (89: 28-30).
 
3. Плач
 
Дети плачут каждый раз, когда испытывают какую-то нужду. Таким образом они общаются с внешним миром (пока они малы и не умеют говорить). Когда они голодны, они плачут, когда им больно, они плачут и т.д. Мать тут же реагирует на плач ребенка и кормит ему или пытается каким-то образом облегчить ему боль или иное неудобство, которое испытывает ребенок.
 
Когда мы становимся взрослыми, у нас по-прежнему много потребностей. Единственный, кто на самом деле исполняет их – это Аллах. Так что нам также следует обращаться к Аллаху и просить Его. Он говорит:
 
«Господь твой сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам…» (40: 60).
 
Всевышний Аллах любит тех, кто взывает к Нему и просит у Него. Большой ученый хазрат Абдул Гани сказал:
 
«Когда вы в состоянии плакать во время дуа, это означает, что ваши дуа приняты. Слезы – это как квитанция о принятии дуа».
 
Некоторые ученые советуют человеку, у которого не получается заплакать по-настоящему во время дуа, хотя бы сделать лицо плачущего человека. Этого также будет достаточно для получения милости Аллаха (Который разумеется, знает все и знает, что мы плачем не по-настоящему), однако Он все равно проявляет к такому человеку милость и доброту.
 
Когда дети становятся старше, они учатся плакать не по-настоящему, для вида, чтобы разжалобить родителей и получить что-то. Матери, зная, что это просто притворство, часто не обращают внимания на их плач. Однако, Аллах ценит даже такой неискренний плач, потому что Он любит, когда люди просят Его, Он не игнорирует наши нужды.
 
Также дети плачут, когда им неудобно – они испачкали свои подгузники и чувствуют мокроту и грязь. Из любви к детям матери убирают от детей эти грязные испачканные вещи, моют их и избавляют их от нечистоты. Точно так же и мы – наши души испачканы грехами, худшими, чем человеческие нечистоты, поэтому нам тем более следует плакать слезами раскаяния. Эти слезы сожаления обратят любящее внимание Аллаха и будут средством очищения наших душ, иншаАллах.
 
4. Сон
 
Также глубокий сладкий сон младенцев представляет собой большой урок для нас. Мы знаем, что «сон – это брат смерти». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учил нас произносить перед сном:
 
«С именем Аллаха я живу и умираю».
 
«С именем Господа моего я ложусь, и с Его именем я встаю, если Ты заберешь мою душу в эту ночь, то помилуй меня, и если Ты вернешь душу обратно в тело (после сна), то защити ее от зла так, как это Ты делаешь с душами праведных рабов».
 
И в момент пробуждения Пророк Аллаха (мир ему благословение) научил нас читать следующее дуа:
 
«Вся хвала Аллаху, Который возвратил мою душу (обратно), и к Нему возвращение»
 
Сон – это время, когда физическое тело полностью расслабляется, не осознавая окружающего. Во время сна душа человека покидает тело, хотя человек продолжает дышать и проявлять признаки жизни. Это «малая» смерть человека. Когда душа возвращается обратно в тело, человек пробуждается.
 
В этом событии мы видим проявление Могущества Аллаха. Душа находится под полным контролем Всевышнего Аллаха, настанет день, когда душу заберут насовсем, и жизнь в этом мире подойдет к концу. Человек проснется уже не в этом мире, а для будущей жизни.
 
Всевышний Аллах упоминает об этом в суре аз-Зумар:
 
«Аллах принимает [забирает] души (Своих рабов) в момент их смерти [когда заканчивается их жизненный срок]. {И это называется большой кончиной}. А ту (душу), которая (пока ещё) не умирает, (Он забирает) во сне. [Во время сна душа тоже покидает тело.] {И это называется малой кончиной}. И Он же удерживает (во время сна) ту (душу), для которой (по Своей мудрости) решил смерть [не позволяет ей вернуться обратно в тело], и отправляет [возвращает] (в тело) другую (душу) [ту, для которой Он ещё не решил смерти] до определённого срока [до окончания его жизненного срока]. Поистине, в этом [в том, что Аллах забирает душу умершего и спящего], непременно, (содержатся) знамения [наглядные наставления и доказательства] для людей, которые размышляют!» (39: 42).
 
5. Беспомощность
 
В первое время после рождения ребенок совершенно беспомощен. Он полностью зависит от своей  матери и других людей, которые о нем заботятся. Он доверяет своей матери. Нам следует таким же образом чувствовать свою беспомощность и зависимость от Аллаха. Он – Тот, Кто питает и поддерживает жизнь Своего раба, и это Он взял на Свою ответственность. Нам следует научиться доверять Ему – Тому, Кто привел нас в этот мир, кто исполняет все наши нужды, Он заботится о нас больше, чем это может сделать любая мать.
 
Мауляна Джалаледдин Руми по этому поводу писал:
 
«Тот, Кто создал голову, разве не в состоянии одеть на нее шапку? Тот, Кто создал желудок, разве не способен наполнить его?»
 
Мы живем в мире причин и следствий, поэтому мы должны прилагать определенные усилия, чтобы получить свое пропитание. Тем не менее, мы должны осознавать, что нас питает Аллах, и если мы будем Ему послушны, нам будет легче заработать себе пропитание.
 
«Мы [Аллах] не просим у тебя (о, Пророк) удела, Мы (Сами) пропитаем тебя» (20: 132).
 
Во всех вопросах жизни у нас должно быть доверие ко Всевышнему Аллаху — с пониманием и убеждением, что Всевышний Аллах принимает наилучшее решение в отношении Своего раба. Нам следует смириться и принять решение Всевышнего Аллаха, с убеждением, что существует большой хайр (благо) и хикма (мудрость) в любом решении Всевышнего Аллаха.
 
6. Признание (узнавание)
 
Ребенок обычно проводит девять месяцев в утробе матери. Он слышит ее голос и чувствует ее настроение. Когда он рождается, он обращается, прежде всего, к матери. Когда он растет, он учится различать членов семьи и посторонних людей.
 
Всевышний Аллах сообщает нам историю договора, который Он заключил с каждой душой до сотворения мира, в Алям арвах (Мире душ). После создания каждой человеческой души Аллах спросил их:
 
«Не Я ли ваш Господь (Рабб)?» (Тот, Кто творит жизнь и поддерживает ее). И каждая душа ответила Ему: «Воистину, Ты наш Господь».
 
Всевышний Аллах сказал тогда:
 
«(Это) – для того, чтобы вы не сказали в День Воскресения: «Поистине, мы были беспечными к этому». (7: 172).
 
Во время этого разговора между душами и Всевышним не было преграды. Каждая душа могла увидеть и признать Аллаха своим Господом. Так что каждый человек знает, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха, поскольку его душа когда-то засвидетельствовала это.
 
Поскольку наши души признали Аллаха Господом в Мире душ, в этой жизни мы должны стремиться к довольству Аллаха, стараясь соблюдать его повеления и запреты.
 
К сожалению, иногда случается, что ребенок, попадая под влияние плохих друзей и аморальных телевизионных программ, и видеоигр, становится непослушным и неблагодарным своим родителям. Таким же образом человек, попадая под влияние соблазнов мирской жизни, требований своего нафса и лживых обещаний шайтана, восстает против Всевышнего Аллаха, проявляя неповиновение и неблагодарность к Нему за Его бесконечные милости и щедроты.
 
7. Беспокойство
 
Дети не находят себе покоя, когда матери покидают их, поскольку между матерью и ребенком существуют очень сильные узы любви.
 
Наш шейх, хазрат мауляна Мухаммад Хаким Ахтар, рахимахуллах, рассказал нам историю о маленьком африканском мальчике, который потерялся на территории Запретной мечети Мекки. Женщины из разных стран – Египта, Сирии и других – пытались утешить его, но безрезультатно. Ребенок продолжал плакать, несмотря на усилия этих женщин успокоить его. Однако, как только он увидел свою мать, он сразу успокоился, обретя утешение и счастье в ее объятиях.
 
Отсюда мы можем извлечь такой урок: когда мы забываем об Аллахе в нашей жизни, то независимо от удовольствий, которые эта жизнь предлагает нам – будь то одежда по последней моде, ночные клубы, казино, спортивные соревнования, фильмы, интернет и прочее – мы не находим утешения в этих вещах. Только в повиновении Всевышнему Аллаху мы обретаем спокойствие и безопасность.
 
Как путники на дороге к вечному счастью, мы должны проявлять тревогу и беспокойство, как только шайтан и наш нафс начинают пытаться отвлечь нас от нашего Возлюбленного – Всевышнего Аллаха, подталкивая нас ко греху. Если в какое-то время нашей жизни мы проявляем небрежность и впадаем в грех, мы должны как можно скорее обратиться к Аллаху с покаянием.
 
8. Упорство
 
Известно, что дети сначала учатся ползать. После этого они пытаются встать на ноги, но часто опять падают. Они делают шаг и падают, делают еще один шаг и опять падают. Однако, они проявляют упорство и никогда не сдаются. Маленькие дети очень упорны по своей природе. В этом состоит большой урок и для взрослых. Когда речь идет об исправлении нашей религиозной практики и внутреннего состояния, мы также должны проявлять упорство и настойчивость! Как взрослые, мы не должны быть менее усердны, чем дети.
 
В этом заключается путь ко Всевышнему Аллаху: мы ползем, потом учимся ходить, затем встаем и двигаемся дальше. Мы не должны проявлять спешку на этом пути и не должны впадать в уныние. Мы видим, что ребенок развивается в течение девяти месяцев в утробе матери. Он не вырастает там за одну ночь. Он учится ползать, ходить и бегать в течение определенного времени. Аналогично в том, что касается прогресса и нашего духовного развития – нам не следует ожидать чудес на каждом шагу. Разумеется, для Аллаха это легко – иногда какой-то очень грешный человек может измениться за небольшое время по Его желанию. Однако, чаще всего путь ко Всевышнему Аллаху требует больших усилий и стремлений. Человек движется к довольству Аллаха постепенно.
Так же, как ребенок, только выучившись ходить, может целыми днями прыгать, бегать, лазить – совершать такие смелые вещи, которые могут изумлять взрослых, так же и мы можем достичь больших высот в духовности, иншаАллах, в свое время. Несмотря на падения и неудачи наш путь продолжается. Придет время, когда человек встанет и побежит.
 
9. Обучение
 
Младенцы не умеют говорить с рождения. Они обучаются этому постепенно. Надо сказать, что дети – очень прилежные ученики. В первый год они только слушают и обращают внимание на звуки языка тех людей, которые говорят с ними. По прошествии времени они сами начинают подражать определенным звукам, затем пытаются произнести одно-два слова, а потом начинают говорить и так много, что нам приходится останавливать их.
 
Верующие также учатся языку любви к Всевышнему. Они обучаются этому языку, совершая зикр – поминание Аллаха. Медленно, но верно – если человек проявляет упорство – такое общение с Аллахом становится его духовной пищей, и не проходит дня, чтобы он не провел его в общении со своим Любимым – Всевышним Аллахом. Разумеется, самое важное общение с Аллахом происходит во время совершения намаза – и это самая главная возможность для человека обратиться к Нему, во время которого мы обращаемся к Аллаху, вознося Ему хвалу, читая Коран, произнося зикр и дуа. Однако сверх пяти ежедневных молитв верующий будет искать возможность для дополнительного общения с Аллахом в виде зикра и дуа, а затем он будет предпочитать это общение с Аллахом любому разговору с людьми.
 
10. Настойчивость
 
Когда дети хотят получит что-то, они проявляют большую настойчивость. Они хорошие психологи и используют все возможности, чтобы добиться того, что им хочется. Они могут льстить взрослым, плакать, обещать вести себя хорошо. Они будут преследовать родителей везде, умоляя их – пока не получат то, что хотят. И когда наконец они добиваются желаемого, мы видим, как они радуются.
 
Мы также знаем, что нам следует восхвалять Аллаха, обращаться и взывать к Аллаху с нашими нуждами. Поистине, восхваление Аллаха посредством Его прекрасных Имен способствует благословению и принятию наших просьб:
 
«И у Аллаха (есть) прекраснейшие имена; молите же Его посредством их [этих имён]» (7: 180).
 
Мы должны постоянно взывать к Аллаху, зная, что Он любит это и исполняет просьбы Его рабов. Самая важная вещь, о которой мы должны просить – это Его довольство, Его прощение, Его милость и огромная привилегия видеть Его в Раю.
 
Так же, как ребенок ходит вокруг матери, плачет и умоляет ее о чем-то, таким же образом мы должны просить Аллаха. Так же, как ребенок улыбается и выражает огромную радость, когда получает то, что хочет, так же и мы должны выражать свою признательность Аллаху. Мы должны благодарить Его как можно больше.
 
11. Запреты и разрешения
 
Когда незнакомый человек пытается угостить чем-то ребенка, он смотрит на мать или отца с вопросом – могу ли я принять это?
 
Однажды к нашему шейху, хазрату мауляне Хакиму Мухаммаду Ахтару, рахимахуллах, пришли отец с ребенком. Хазрат предложил ребенку сладость. Однако, ребенок не взял угощение – он сначала посмотрел на отца, ожидая его разрешения. И только когда отец сказал ему: «Можешь взять конфету», ребенок взял ее. Хазрат, видя это, воскликнул: «Какой прекрасный урок! Детей учат не брать ничего у посторонних людей. Таким же образом верующий должен вести себя, когда этот мир предлагает ему что-то. Эта жизнь предлагает нам множество «сладостей» — чужие женщины, которых мы встречаем на улицах, в учебных заведениях и тому подобное. Нафс говорит нам: «Посмотри на них». Но тот, кто помнит об отчете перед Аллахом, обращается к своему Господу и спрашивает Его: «Могу ли я взять эту сладость или нет?» Так же, как ребенок смотрит на отца, верующий должен смотреть на Аллаха и спрашивать Его – могу ли я сделать это или нет? Могу ли я принять это или нет?»
 
Когда мы оказываемся перед искушениями, нам следует сначала вспомнить о повелениях и запретах Аллаха и предпочесть Его волю и Его довольство перед желаниями нашего нафса.
 
Как же удивительны маленькие дети! Они могут стать нашими учителями. Они учат нас как приблизиться к Аллаху, пока наша любовь к Нему не станет выше любви ко всему остальному – даже к родной матери.
 
Пусть Всевышний Аллах дарует нам тауфик принять этот урок и действовать согласно этим знаниям. Амин.
Источник: azan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *