24.04.2024

битва2ФАТХ И ФАТИХ
(Завоевание и Завоеватель)

Я спросил у своего разума: «Что есть религия, вера?»

Наклонившись к уху сердца моего, он прошептал:

«Вера состоит из благовоспитанности и добрых нравов…»

Мавляна Джалалятдин Руми

Более 1400 с лишним лет тому назад наш Наставник Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), подчеркивая важное значение Стамбула, а также честь славных командующих и воинов, которые должны были покорить этот свешенный город, позволил содействовать победе таким образом. Шедшие одно за другим войска сахабов, преодолевая пустыни, проделали путь длиною в 3000 километров для того, чтобы удостоится чести, о которой говорил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Поскольку внешняя сторона городских стен в районе Айюба стала священным кладбищем для огромного числа сахабов, точно так же, как в Мекке и в Медине, сюда не позволяли ступить ноге иноверца при правлении халифов Османского государства. Ибо присутствие рядом с 20-30-ью могилами известных сахабов, могил тысяч сахабов, чьи имена неизвестны – это историческая правда. Само славное покорение, которое было делом жизни каждого верующего, способного участвовать в этой кампании, выпало на долю Фатиха Султан Мехмед Хана, проживавшего в то время, весну своей жизни в 1453 году (по хиджре в 857 году). Ибо время уже пришло.

Завоевание нельзя было более откладывать. Согласно Священному Корану наступило время покорения Стамбула.

К тому времени созрели все внутренние и внешние предпосылки, причины для завоевания Стамбула. Основным источником силы Фатиха и его воинов была радостная весть от Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), благородный энтузиазм тысяч верующих, их возносящиеся мольбы, которые были милостиво приняты Всевышним Аллахом.

Благородное желание победы переливалось через край сердец тысяч муминов, достигнув своей кульминационной точки и точно так же, как дождевые облака, достигшие предельной степени насыщенности, разряжаются непременно обильным дождем, так и победа неизбежно должна была осуществиться.

Мухйиддин Ибн Араби в своем произведении «Фусус» сказал следующие слова: «Фараон для того, чтобы уничтожить Пророка Мусу (алейхис салям), который должен был появиться, убил 980 000 невинных младенцев. Убиение этих младенцев совершалось для усиления духовности Пророка Мусы (алейхис салям). Ибо даже если Фараон и его семья еще не знали ничего о Мусе, о нем знал Всевышний Аллах. Конечно же, каждая отнятая жизнь должна была относиться к Мусе (алейхиссалям), ибо он был целью».

Каждое усилие, сделанное во имя завоевания Стамбула, укрепляло и усиливало духовность победы, которая непременно должна была наступить. Между появлением Мусы (алейхиссалям)и завоеванием Стамбула существует некое сходство предопределения. Еще одной особенностью является то, что Всевышний Аллах непременно любезно награждает каким-нибудь достоинством Своего раба, которого Он выбирает для выполнения благородной миссии для того, чтобы это достоинство раба могло бы проявиться. Внешнее и внутреннее совершенство, присущее личности Фатиха, является одной из причин осуществления завоевания Стамбула. Его достоинство видно во всех поступках и действиях его, также как и в многочисленных документах об установлении вакфа. Вот, к примеру, один из них: «Документ об установлении вакфа», составленный Фатихом.

«Я, завоеватель Стамбула, ничтожный раб Аллаха Султан Мехмед, жалую в качестве пожертвования лавки, приобретенные лично мною на деньги, заработанные потом и кровью и находящиеся в районе Ташлык в количестве 136 единиц, на следующих условиях:

На доходы, которые будут получаться с недвижимости, я определил по 2 человека на каждую улицу Стамбула. Эти люди будут обязаны в определенные часы дня обходить улицы с тарой, в которой будут находиться известковый порошок и угольная зола для того, чтобы посыпать этой смесью все плевки за плату по 20 акче каждому из них. Кроме того, я назначаю 10 хирургов, 10 лекарей и 3-х санитаров для перевязки раненных. Эти люди в точно установленные дни месяца будут посещать каждый дом в Стамбуле, чтобы выяснить, нет ли в доме больных? При наличии таковых они станут лечить их, и если они не смогут помочь им выздороветь, то совершенно безвозмездно должны будут доставить их в «Дар-уль-Аджазе», дабы они обрели исцеление!

Не дай Аллах, если случится перебой с продуктами питания, то тогда 100 единиц оружия, которые я оставил, выдать специалистам по владению оружием! Эти люди будут выходить на охоту в лесистые горы, чтобы, не дай Аллах, больные не остались бы без провизии. Охота не должна иметь места в сезон выкармливания детенышей животными и в сезон кладки и высиживания яиц. Кроме того, в построенных мною благотворительных заведениях при моем медресе кормить близких и родственников шахидов! Если они не приходят, чтобы поесть или забрать еду сами, то доставлять еду по их домам в темное время суток, в закрытой таре, да чтобы никто из посторонних людей этого не видел!..»

* * *
Как мы видим, Фатих установил весьма деликатные правила для членов общества, нуждающихся в защите. Он принимает меры против таких неприятных действий как плевки на улице, которые, кстати, были очень редки в те времена! Приказывая кормить больных дичью добытой охотой, он в то же время налагает запрет на охоту в сезон кладки яиц, вскармливания потомства животными, то есть следит за тем, чтобы не нарушались правила «экологического равновесия». Наряду с проявлением милосердия и сострадания к людям, он защищает также и права животных! В высшей степени примечателен этот факт проявления заботы об экологии, имевшей место более 500 с лишним лет тому назад, в то время как «загрязнение окружающей среды» и «экологическое равновесие» являются проблемами, омрачающими будущее планеты!

А предложение раздавать еду семьям погибших шахидов в закрытых тарах и в темное время суток! Это идеальный пример защиты чести и достоинства человека, а также образец выплаты пожертвования, равного которому нет. Это исключительный пример обучения правилам хорошего тона, деликатности и добронравия!

Мавляна Джалалятдин Руми сказал:

«Что есть вера?» — спросил я у разума своего. Наклонившись к уху моего сердца, он прошептал в ответ: «Вера заключается в благовоспитанности…»

Все эти проявления есть сияние, блеск его духовной зрелости и совершенство его личности. Это присущий Исламу пример чуткого, внимательного отношения к человеку и ко всем живым созданиям. Это наследие, которым может воспользоваться все человечество. Это великое свойство характера, утерянное людьми сегодня… Что же случилось с нами?

Мы потеряли чувство собственного достоинства, пребывая в нерешительности и в судорожных попытках вновь обрести его!..

Покойный поэт Наджип Фазыл, свое произведение под названием «Ата Сенфони» завершает следующими словами, которыми и мы завершим нашу тему: «Один муджтахид возвращается в свое село, в котором он не был много лет, и обнаруживает, что село его лежит в развалинах и что оно пустынно и безлюдно. С изумлением спрашивает он у случайно повстречавшегося ему старца: «Отец, ведь это селение не было таким разрушенным и пустынным. Здесь жили прекрасные люди и водились чудные кони! Что же с ними случилось?» Старец отвечает: «Сынок! Те прекрасные люди сели на тех чудных коней и умчались! И никто из них больше не вернулся назад!»

О Боже! Не лишай потомков Фатиха следования по пути друзей Аллаха, являющихся их покровителями!

Амин!

[1] Один из районов Стамбула.
[2] Вакф-благотворительный фонд.
Источник: islam-penza.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *