ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > ЛУЧИ МУДРОСТИ

ЛУЧИ МУДРОСТИ

Аль-Газали1КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ИМАМА АЛЬ-ГАЗАЛИ

Его отец был бедным и благочестивым человеком, жил только на то, что зарабатывал своими руками. Он прял шерсть и продавал ее в своей лавке в городе Тусе (ныне город в Иране). Всегда посещал алимов и проповедников, общался с ними и оказывал им свою помощь и услуги. Каждый раз, когда он слушал их речь, начинал плакать и просил Аллаха, чтобы Он даровал ему сына, подобного им. И Всевышний Аллах внял его мольбам, и у него вскоре родились двое сыновей, одного из которых назвал Абу Хамидом Мухаммадом, (позднее его стали звать Имам аль-Газали) который в последствии стал великим ученым, а другого – Абул Футух Ахмад, ставший одним из известных проповедников. Умер в 520 г. Хиджры.
Перед кончиной он поручил их воспитание своему другу, который был суфием, и сказал ему:
«Я очень жалею, что не смог достичь знаний, и хочу, чтобы этого достигли эти двое моих сыновей. Обучи их любым способом, даже если это будет стоить всего того, что я оставляю им в наследство».
После смерти отца, его друг стал обучать их за счет их наследства, пока оно не иссякло. И поскольку он сам был очень беден, ему было трудно содержать их за свой счет, и по этой причине он предложил им поступить в медресе в качестве учащихся, чтобы прокормить самих себя. Они приняли предложение и поступили в медресе, и это стало основной причиной их счастья и достижения высокой степени перед Аллахом.
Позднее, рассказывая об этом другим, Имам аль-Газали, сущность своего юношеского прошлого выразил словами:
«Мы начали знания искать не ради Аллаха, но Он захотел, чтобы это было только ради Аллаха».
О матери, к сожалению, не сохранилось никакой информации, кроме того, что она оставила его сиротой, когда он был еще младенцем.
Аль-Газали (1) – Шейх, Имам, редкая личность своего времени, большой авторитет в Исламе. Он совершенный духовный руководитель ученых, Муджтахид (2) своего времени, автор многих полезных изданий, искусно разбирающийся в мазхабах, Обладая глубоким аналитическим умом, в совершенстве изучил философию. Его жизнь соответственно многократным путешествиям, совершенным в поисках знаний, можно разделить на следующие этапы:
1. Город Тус.
Там он родился в 450 г. х. и вырос. В нем же сделал первые шаги к знаниям и изучил мусульманское право у своего первого учителя Имама Ахмада Ар-Разакани.
2. Город Горгон.
Когда ему еще не исполнилось и 20 лет, в поисках знаний он в 470 г. х. отправился в Горгон. Для этого он захватил с собой книги «Комментарии по вопросам мусульманского права» в нескольких томах, автором которых является Абу Наср Аль-Исмаили.
Во время путешествия, с этими книгами, с ним приключилась курьезная история. Вот что он об этом говорит:
«В пути на нас (т.е. на караван) напали разбойники. Они отобрали у меня все мои вещи; и когда они стали уходить, я последовал за ними. Меня заметил их старший, который, пригрозив мне, сказал: «Горе тебе, возвращайся назад, а не то – ты погибнешь». Я сказал ему: «Ради Аллаха прошу тебя возвратить мне только мои книги. Вам нет от них никакого толка (а мне они очень нужны)».
Он спросил: «Что это за книги?» Я ответил: «Те, что в той торбе. Я очень много трудился над ними, слушал, писал и познал то, что в них». Он посмеялся и сказал: «Как же ты можешь знать то, что в них? Ведь когда мы их у тебя забрали, ты остался без знаний!»
Затем он повелел одному из своих людей вернуть их мне, и тот принес их в торбе».
Далее Имам аль-Газали говорит: «Я тогда обратился к самому себе и сказал: «Поистине, эти слова, Аллах специально вложил в уста тому человеку, чтобы направить меня на более Правильный Путь в моей учебе». И когда возвратился из города Горгона, я занялся изучением этих книг в течение трех лет, пока не выучил их наизусть, чтобы не остаться без знаний, если на меня нападут разбойники».
3. Город Нисабур.
Приобретенные знания его не могли удовлетворять, ибо он жаждал большего. И поэтому в 473 г. х. поехал в Нисабур и довольно серьезно взялся за учебу, а в последствии и сам составлял книги. В это время он был уже женатым человеком, возраста 28 лет.
4. Королевский лагерь в городе Аль-Муаскар.
В 478 г. х. из Нисабура он отправился в Аль-Муаскар, где познакомился с главой министров Низам аль-Мульк, и тот приблизил его к себе из-за его знаний, авторитета, высокой степени перед Аллахом и умения дискутировать. И вскоре он занял высокое положение в Совете министров. Всего в Аль-Муаскаре он пробыл 5 лет.
5. Город Багдад.
Затем в 484 г. Низам аль-Мульк назначил Имама аль-Газали на должность главного учителя в медресе «Ан-Низамия» в Багдаде. У него было 300 своих учеников. Тогда ему было 43 года.
Он удивлял людей своим характером, красноречием, благородством, и все очень полюбили его.
Они чаще стали посещать его, и получать исчерпывающие ответы на интересующие их вопросы. И так продолжалось до тех пор, пока он не отрекся от мирской суеты, отказавшись от своей славы и высокой должности.
Пробыв в Багдаде всего 4 года, он в 488 г. х., назначив родного брата своим заместителем и оставив все, что имел, покинул город. Что же могло послужить причиной этому?
Вот что он в последствии сказал об этом случае, придавая своим словам огромное значение:
«Затем, понаблюдав за собою со стороны, я обнаружил свое положение опасным для меня, и что я очень привязался ко всему тому, что приобрел из благ земной жизни, и всему тому, что окружало меня.
Затем я, последив за своими делами, заметил, что лучшее, чем я могу быть занят – это преподавание и обучение. Но это были науки, не приносящие пользы на Том Свете и не столь
важные для земной тленной жизни. Я вспомнил о своем намерении в обучении, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю разваливающейся пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения. И поэтому задумал выехать из Багдада, поскольку мои мысли о своем положении не давали мне покоя, но моей душе (нафсу) это отнюдь не понравилось, и она стала мне противиться.
И таким образом я стал колебаться между притяжением своей необузданной страсти и эгоизма и призывами Того Света до тех пор, пока дело не перешло от выбора к необходимости…».
В это время Имам аль-Газали заболел настолько сильно, что не мог промолвить ни одного слова. Он говорит: «Я постарался преподавать хотя бы один день, чтобы успокоить сердца тех, кто часто посещал меня, но все оказалось тщетным. Язык мой завязался, не переваривал пищу из-за переживаний, она стала для меня горькой. Я не мог пожевать даже кусочек хлеба, тело очень ослабло, и ни один доктор не нашел для меня исцеление.
Тогда я обратился за помощью к Всевышнему Аллаху, как это случается с тем или иным человеком, попавшим в беду. И Тот, Кто отвечает на зов лица, взывающего к Нему, внял моим мольбам и облегчил мое положение, помогая моему сердцу отказаться от славы и денег.
Всем знакомым я объявил, что уезжаю в Мекку, сам же вознамерился в страну Шам (ныне: территория Сирии, Иордании, Палестины и Ливана), и остаться там навсегда. А поступил я так во избежание уговоров Халифа и моих друзей.
Таким образом, я покинул Багдад и все свое имущество, взяв с собой только самое необходимое для себя и семьи.
6. Дамаск, Иерусалим и Священная Земля«Хиджаз».
В 489 г. х. он прибыл в Дамаск. Там он всерьез занялся приблизительно два года уединением (Халват), внутренними упражнениями (Риязат), духовным старанием (Муджахадат). Погрузился также в самоочищение, избавляясь от дурных качеств и, приобретая благие, а также очищением сердца от любви к земной мимолетной жизни, чтобы оно в каждый миг поминало Всевышнего Аллаха. Обо всем этом он узнал из науки о суфизме (3).
Он некоторое время пребывал в служении Аллаху (Иътикаф) в Омеййядской Соборной Мечети.
Затем он отправился в Байтул Мукаддас (Иерусалим). Он каждый день выбирал отдельное место в Мечети Куббат ас-Сахраъ (расположенной на одном участке земли с Мечетью аль-Акса с которой вознесся Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям), третьей по святости после Мечетей «аль-Харам» города Мекки и «ан-Набави» города Медины, где похоронен Пророк Мухаммад (салляллаху аляйхи ва саллям) (ради которого создан этот мир и который является заключительной печатью всех Пророков)) и там проводил время в служении Аллаху.
Там же Имам аль-Газали начал работу над своей четырехтомной книгой под названием «Оживление наук Исламской религии» (Ихья), а завершил ее в Дамаске.
Вскоре она получила широкую известность во всем мире.
Далее он говорит: «Затем во мне загорелось желание отправиться в Мекку, чтобы совершить Хадж и достичь благословения (баракат) Мекки и Медины, совершить Зиярат к могилам посланника Всевышнего Аллаха, Мухаммада (салляллаху аляйхи ва саллям), пророка Ибрахима (мир ему), в нынешний город Шалиурфа (на территории Турции). И я отправился в благословенные земли Хиджаза. Вскоре мои дети стали просить моего возвращения на родину, но я долго отказывал им в этом, пока они многократными просьбами полностью не уговорили меня, ибо намеревался остаться здесь навсегда. Всего в уединении я пробыл 11 лет».
7. Нисабур (вторично).
В 499 г. х. Имам аль-Газали, оставив уединение, возвратился в Нисабур. Причиной этому
явилось то, что люди стали отклоняться от основных принципов Исламского Вероубеждения и придавать значение суевериям. Сердце подсказало ему, что он должен прекратить уединение и выйти к людям. аль-Газали, обратившись к самому себе, сказал:
«Нет, уединение не поможет тебе ничем, когда болезнь (то есть ослабление Веры) распространилась повсеместно, и сами доктора заболели, и люди находятся на грани гибели». Далее он говорит: «Это положение можно исправить только посредством набожного, сильного правителя, соответствующего требованию времени.
Я посоветовался по этому поводу с шейхами, и они все единодушно посоветовали прекратить уединение, и, согласившись с ними, я стал обучать людей Исламу.
Но я был уже уверен, что, возвратившись к прежнему положению, я не обманусь мирскими соблазнами и своей славой, а наоборот, использую свой авторитет и богатство для распространения Исламских наук и Вероучения. Такова моя цель, и Аллах – этому Свидетель. Теперь я искренне верю, что действительно нет мощи и силы ни у кого, кроме как у Аллаха, Великого, Высочайшего.
Я понял, что все это заставил меня сделать Сам Аллах, чтобы я видел в Истине – Истину и
следовал ей, и во лжи – ложь и остерегался ее».
Он познакомился с Шейхом Абу Али Аль-Фармади (являющийся седьмым в цепочке (сильсиля) великих ученных и святых угодников Накшбандийского Тариката, именуемых Грядою Великих) и служил Аллаху под его руководством и наставлением, пока не прошел все ступени «ат-Тасаввуфа» и не открылось ему то, что скрыто от других. Это и стало причиной его счастья.
8. Тус (вторично).
Покинув Нисабур, он возвратился на свою родину, в свой дом. Рядом с ним он построил медресе и Богадельню для суфиев.
Строго распределив свое время, он преуспевал в Богоугодных делах: обучение Корану, общение с суфиями, преподавание Исламских наук. И ни одно мгновение не проводил он без пользы. Каждый свой день он завершал чтением Хадисов и общением с семьей.

В 505 г. х., в понедельник, 14 числа, месяца Джумадаль Ахир он покинул этот бренный Мир и переселился в Мир Вечности.
Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) прожил всего 55 лет. Он был человеком редчайшей простоты, скромности и умеренности. Ему не раз предлагали богатства, деньги, но он каждый раз отказывался от них. Он располагал достаточными средствами для содержания семьи, заработанных честным трудом. Он всегда довольствовался тем, что имел. Аль-Газали не имел привычки просить, у кого бы то ни было помочь ему в материальном отношении.
О нем отзывались очень много ученых, но нам достаточно привести здесь высказывания лишь
двоих из них:
Ибн Касир, широко известный толкователь Корана: «Он был очень способным и одаренным ученым, проницательным во всем, что говорил».
Мухаммад ибн Яхия ан-Нисабури, известный ученый в Нисабуре: «Никто в мире, кроме тех, кто достиг или уже достигает совершенства интеллекта и разума не в состоянии узнать и понять Имама аль-Газали и его достоинство подобающим образом»
Из книги «Лучи мудрости»
______________________________________________________________

1  Его полное имя — Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ат-Тусий аш-Шафиий (шафиитского толка (мазхаба)).
2  Ученый, имеющий право самостоятельно выносить решения по вопросам мусульманского права непосредственно из Корана и Сунны, изучив все необходимые для этого науки.
основах Ислама, разногласиях, спорах и логике
3 «ат-Тасаввуф», то есть «Тарикат» – исламская наука о постижении Истины на Пути к Аллаху посредством внутреннего очищения и постоянного ощущения на себе взора Аллаха.


This post has been viewed 1426 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru