24.04.2024

ОБМАН В ТОРГОВЛЕ

Обвес и обмер в торговле являются распространенным видом обмана, что стало ныне обычным явлением. Обманщики-торгаши оправдываются, что без обмана невозможно получить прибыль. А такая «прибыль» в десять раз хуже большого убытка.

О степени греховности обмана в торговле можно судить потому, что об этом прямо сказано в Коране (смысл): «Ад мутафифунам» («Мутафифин», 1). Слово «мутафифун» переводится как «обманщики в торговле».

Причиной ниспослания столь грозного аята послужило то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обнаружил у одного торговца в Медине по имени Абу-Джухайна две разные мерки: одной, большой, он принимал от людей, другой, маленькой, продавал.

Абу Аббас передал: «Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пять за пять». Асхабы спросили: «Что это означает?». Он ответил:

«1.Люди нарушат договор — Аллах натравит на них врагов;

2. Не будут судить по закону Аллаха – Аллах ниспошлет на них бедность;

3.Чем больше среди них распространится разврат, тем больше будет смертность;

4. Если будут обвешивать и обмеривать в торговле, Он ниспошлет неурожай, ветры, отнимет (благодать) баракат с их посевов;

5. Будут задерживать закят – Аллах пошлет засуху».

В Коране Всевышний говорит (смысл): «Они не ведают, когда будут воскрешены?» («Намл», 65).

Действительно, если бы люди думали о том, что они будут воскрешены и допрошены в Судный День, они бы не обманывали в торговле.

Малик ибн Динар (да будет доволен им Аллах) рассказал, что у него был сосед-торговец. Однажды, узнав, что он умирает, Малик навестил его. Торговец в предсмертных муках кричал: «Горы из огня, горы из огня». Малик ибн Динар спросил: «О чем ты?». Тот ответил: «У меня были две мерки: одной я мерил себе, другой – покупателям. И эти мерки стали горами огня и ударяются друг об друга. И каждый раз, когда они ударяются, моя боль усиливается». От этих болей он и умер.

Мутафифинами называют тех, кто ворует с каждого понемножку, и они думают, что с них не спросят. Всевышний обещал им специальное ущелье Ада, которое называется Вайлун, где их ожидают наисильнейшие муки. Если туда положить гору земли, от высокой температуры она моментально расплавится.

Праведники первых столетий говорили: «Можно сразу сделать вывод, что все торговцы будут в Аду, потому что абсолютное их большинство, так или иначе, обманывает в мерах или в весах».

Также про тех, кто обманывал в торговле, они говорили: «О, горе тому, кто предпочитает Рай ничтожным зернам и земным безделушкам. О, горе тем, кто покупает адские муки за ничтожные безделушки».

Известна история о том, как один из праведников навестил одного умирающего торговца, который был известен, как честный, и праведник стал произносить слова шахады стараясь, чтобы торговец перед смертью повторил их. Тот не смог повторить за ним ни одно слово. Когда ему стало чуть лучше, он спросил его: «Что мешало тебе повторить за мной шахадат?» Он ответил: «Язычок весов мешал моему языку». «Ты разве обманывал покупателей?» — спросил он его. «Нет, но я не ждал, пока язычок весов полностью остановится» – ответил торговец. Посмотрите же, какова его участь, каково будет тем, кто обмеривает и обвешивает покупателей?

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил торговцам: «Вы взяли на себя участь, которая погубила народы, жившие до вас». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Кто обманет, тот не из нас», т.е., не из мусульман. В другом хадисе сказано: «Место обманщика – в Аду».

Подобных хадисов очень много. Думаем, и этих достаточно для тех, чьи сердца не окутаны безнадежно мраком.

Автор: Абдурахман Алиев
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *