ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > МЕСТО ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ

МЕСТО ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕВУШЕК

 

Женская добродетель и непорочность превращают общество в рай, источником благополучия которого являются дети, выросшие в нём. Праведная женщина подобна хрустальному светильнику семьи и общества.

Каково положение женщины в Исламе? Сегодня из-за ряда причин и лживых обещаний некоторые женщины ищут своё счастье вне дома. Где женщины должны искать счастье и умиротворение?

Господь создал женщину более чувственной, чем мужчину. Глубина чувств и эмоциональных переживаний необходима для выполнения главной задачи, возложенной Аллахом на женщину, – продолжения рода и воспитания детей. Женщина, нарушающая границы божественного предназначения, противоречит своей природе.

В наше время идёт усиленная борьба между мужчинами и женщинами за равноправие. Это соперничество, противоречащее законам Создателя, привело к тому, что женщины забыли своё изначальное предназначение быть женой и матерью, а семьи утратили спокойствие, общество же потрясено тем, что его члены потеряли человеческий облик.

Физические и духовные качества мужчины и женщины изначально не одинаковы, какими должны быть, например, их фактические или юридические права. Важно не равноправие во всём, а равновесие в правах и обязанностях.

Всемогущий Аллах даровал мужчине и женщине разные особенности, согласно занимаемым ими позициям в обществе, и наделил их отличными друг от друга физическими и духовными качествами, только при полном совершенствовании которых мужчина и женщина смогут достичь великой цели – семейного благополучия, что, в свою очередь, приведёт к благополучию всего общества.

Совершенствование женщины происходит путём сохранения и развития тех лучших черт характера, которыми наделил её Всевышний. Если женщина будет проявлять свои прекрасные душевные качества в делах, противоречащих законам Ислама, а также ставить под угрозу свою честь и достоинство, то она потеряет свою ценность, прелесть, воспитанность и тонкость ума, что в конечном итоге может привести к деградации всего общества.

Женщина, ведущая достойный образ жизни, способна превратить общество, в котором она живёт, в подобие рая. Женщина подобна хрустальному светильнику семьи и общества. Листая страницы истории человечества, мы видим, что некоторые выдающиеся женщины оказали огромное влияние на расцвет целых цивилизаций, в то время как другие представительницы слабого пола стали причиной гибели отдельных государств и народов. Жизнь женщин, ведущих распутный образ жизни, полна разочарований.

Женское счастье – сохранять свою честь и оберегать семью. Какой радостной вестью для настоящих матерей является хадис: «Рай находится под ногами ваших матерей» (Суютий, «Джамиус’сагир», I, 125).[1]

Добродетельная мать – источник семейного счастья, объятия покоя, раскрытые божественной силой, свет удовольствия и наслаждения, очаг милосердия к членам семьи. Она – необыкновенное проявление сыфатов (атрибутов) нашего Господа «милосердный» и «милостивый».

В этом мире нет никого более достойного уважения и любви, чем мать, которая сначала выносила нас в своём чреве, затем на руках, и до конца жизни бережёт нас в своём сердце. Женщина, на чьих плечах лежит бремя домашних забот и воспитания детей, достойна бескрайней любви, глубокого уважения и пожизненной благодарности.

Можно ли измерить границы бесконечного милосердия в сердце матери? Та, которая кормила, но сама недоедала, одевала, но сама нуждалась в одежде, укачивала других, но сама не высыпалась…  Сможем ли мы в полной степени отблагодарить наших родителей, посвятивших себя целиком тому, чтобы оберегать нас от жизненных невзгод?

Великий Мавляна (радыйаллаху анху) сказал:

«Будь внимателен к матери! Цени её! Ибо если бы матери не страдали во время родов, то и дети не смогли бы появиться на свет».

Великий праведник и исламский учёный Имам А’зам (радыйаллаху анху) ради справедливости отказался от должности судьи в Багдаде. Халиф Абу Джаффар Мансур приказал бросить его в тюрьму и бить плетьми. Каждый день он увеличивал количество ударов. Однако Имам А’зам (радыйаллаху анху), испытывая невыносимые муки, с волнением думал о своей матери: «Что будет с моей матерью, когда она узнает о моих страданиях?». Он передал своим друзьям следующее послание: «Ради Аллаха, пусть моя мать не узнает об этом. Она не выдержит моих мучений, погибнет! А я не смогу вытерпеть её слёз!». Этот поступок служит самым ярким примером любви к матери, ради которой человек заставил себя выдержать боль пыток.

Другой великий исламский учёный Бахауддин Накшбанд (радыйаллаху анху), показывая пример бесконечной любви к матери, сказал: «Пусть те, которые захотят посетить наши могилы, посетят сначала могилы наших матерей!».

Выдающийся таджикско-персидский писатель  Абдуррахман Мола Джами сказал: «Как я могу не любить свою мать, ведь сначала она носила меня в своём чреве, потом на руках, и всю жизнь носит меня в своём сердце!..».

 

Какое значение имеет мать в воспитании детей?

 

Вполне возможно предугадать будущее какой-либо нации. Для этого достаточно взглянуть на её молодое поколение. Молодёжь каждой эпохи живёт в своём  эмоциональном мире по своим законам. Молодое поколение является своего рода пульсом всей нации. Другими словами, народ формируется согласно чувствам и мыслям своей молодёжи. Если молодое поколение идёт праведным путём духовного развития и благочестия, то всю нацию ожидает прекрасное будущее. И наоборот, если молодёжь попадает под плохое влияние, то народ ожидает плачевный конец. Таким образом, самая главная обязанность матерей – воспитать высоконравственную молодёжь, которая смогла бы стать достойным продолжением нации. Даже великие завоеватели и правители получали свои первые знания от своих благочестивых матерей.

Примерами для подражания являются благочестивые женщины, которые упоминаются в Священном Коране. Они учили своих детей жертвовать своими душами и имуществом ради Аллаха, а также наполнили их сердца любовью к нашему Господину (саллаллаху алейхи ва саллям). Таким образом, эпохи расцвета в истории человечества ещё раз доказывают то, что благополучие общества напрямую зависит от благополучия семьи. А крепкие семьи являются заслугами праведных женщин, достигших духовного совершенства и устоявших в борьбе с нафсом.

 

Какую роль играют курсы по изучению основ Корана в воспитании девушек? Какие важные аспекты должны быть затронуты в ходе этих занятий?

 

Все учебные заведения, особенно курсы по изучению основ Корана, должны быть оплотом милосердия, самопожертвования и служения людям. В этих местах, наряду с необходимым минимумом знаний, должны иметь место такие духовные качества, как сострадание и восторг служения Исламу. Ибо бессердечный преподаватель, не прививший своим ученикам чувство любви, воспитатель, не сумевший показать своим юным воспитанникам всю красоту и величие истинной веры, и ходжа (духовный наставник), не давший прочувствовать глубину и прелесть священного Корана, – все они совершают великий грех. Так как всё, что находится в учебном заведении, в том числе и его учащиеся, принадлежит государству и народу. И если ученики не получили желаемого образования, то их права нарушены.

В наше время, когда большинство людей всё больше и больше озабочено  материальной стороной жизни, учителя, особенно те, которые преподают основы Корана, должны ещё больше уделять внимание своим ученикам. Преподаватели и преподавательницы, прежде всего, должны наполнить сердца подопечных своей любовью, затем объяснить истинное значение «алифа» и только после этого приступить к изучению алфавита. Они должны вложить в юные головы знания, освящённые светом любви к Аллаху и Его Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям). Учителям необходимо суметь донести до невинных сердец всю прелесть Ислама.

Преподаватель, играющий роль то судьи, то палача и пытающийся заслужить авторитет среди учеников путём высокомерия и надменности, а также объясняющий основы священного Корана с хмурым видом, заключает в себе большую опасность для окружающих.

Нет большей ошибки, омрачающей духовную жизнь человека, чем пренебрежение священным Кораном.

Работающие на курсах по изучению Корана учителя и воспитатели должны стремиться стать идеальными слугами Аллаха, которых отличают такие нравственные качества, как милосердие, трудолюбие, альтруизм, и которым чужда ненависть и гордыня. Более того, идеальный слуга Аллаха, независимо от своего социального статуса, в состоянии сохранить свою сущность и защитить веру. Он даже во времена смуты и раздоров будет излучать доброту.

Итак, настоящий слуга Аллаха – это тот, кто никогда не беспокоится о выгоде и материальных благах.

Одна народная мудрость гласит:

«Только три вещи могут превратить бренный мир в настоящий рай:

милостыня рукой, языком и сердцем;

прощение рабов Аллаха без осуждения;

помощь во вступлении на истинный путь, не отвечая жестокостью на жестокость».

В другой народной мудрости говорится о трёх группах праведных людей:

«Те, которые не приносят никому вреда,

Те, которые, стыдясь рассказывать о себе, проявляют смирение и покорность,

Те, которые ценят аманат и творения Всевышнего».

 

Как вид прекрасных цветов заставляет даже самого грубого и неуживчивого человека улыбнуться, так и сердце наставника должно излучать радость и доброту, чтобы даже самое чёрствое сердце смягчилось при встрече с ним.

Изучение Корана должно проходить в атмосфере «двух Фатим».

 

Кто такие «две Фатимы»? Не могли бы вы объяснить подробнее.

 

Первая «Фатима» – эта добродетель, о которой сообщает Всевышний в 8-11 аятах Суры «Аль-Инсан»:

Однажды Хасан и Хусейн, будучи ещё маленькими, заболели. Тогда Али и Фатима (радыйаллаху анхума) дали обет перед Аллахом соблюдать трёхдневный пост. В первый же день, как только они собрались делать ифтар (разговение), в дверь постучал нищий.

«Подайте ради Аллаха что-нибудь поесть!..», – сказал он.

Они отдали человеку всё, что было у них на столе, а сами попили только воды. На второй день поста к ним пришёл сирота.

«Подайте ради Аллаха что-нибудь поесть!..», – сказал он.

Они опять отдали человеку всё, что было у них на столе, а сами попили только воды и совершили намерение держать третий день поста.

На третий день в то же время к ним постучался пленник и попросил поесть. Они и в третий раз отдали всё, что у них было на столе, а сами сделали ифтар водой. Тогда Всевышний Аллах ниспослал следующие аяты Священного Корана:

Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности! Мы боимся от своего Господа того Мрачного и Томительного дня». Аллах защитит их от зла того дня и одарит их процветанием и радостью («Аль-Инсан», 8-11) (Вахиди, стр. 470; Замахшари, VI, 191- 192; Рази, ХХХ, 244). 

 

В этих аятах привлекают внимание три вещи:

Первое – это то, что милосердие и бережное отношение к созданиям Господа смогли завоевать сердце нищего, сироты и пленного. Абу Бакр Варрак (радыйаллаху анху) сказал: «Тот, кто не подаёт милостыню, пусть и не мечтает о рае! Тот, кто не любит бедных, пусть и не надеется на любовь Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям)! Оба – лжецы!».

Второе – это милостыня ради Аллаха. Али и Фатима (радыйаллаху анхума) сказали: «Мы не хотим в ответ благодарности. Мы делаем это ради Аллаха…». Нам тоже следует совершать добрые поступки ради довольства Всевышнего и не ждать в ответ благодарности.

А третье – это то, что говорят почтенные праведники: «Мы боимся конца Света, того ужасного и бедственного дня». Чувство страха перед Всевышним Аллахом должно переполнять сердце каждого мумина.

Господь в ответ на искренность и преданность праведников произнёс: «Мы защитим их в этот страшный день».

Вот второй пример, показывающий внутреннюю красоту Фатимы (радыйаллаху анха):

Однажды, когда наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал намаз в Йеменской (южной) части Каабы, к нему подошёл Абу Джахль. Увидев, что Посланник один, он обрадовался и велел принести свежие внутренности верблюда. Когда наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал сажду, он бросил на Него требуху. Там же присутствовал и дядя Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) Аббас, который к тому времени ещё не принял Ислам. Но даже он не смог защитить своего племянника от нападок язычников.

В это время проходившая мимо благочестивая Фатима (радыйаллаху анха) (в то время ей было лет 9- 10), увидев происходящее, прибежала на помощь. Она, заливаясь слезами, начала очищать от нечистот одежды Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям).

Наш Господин (саллаллаху алейхи ва саллям) утешал её: «Не плачь, дочь моя!..» (см. Аль-Бухари, «Салят», 109, «Джихад», 98, «Джизья», 21; Муслим, «Джихад», 107).

Так Фатима (радыйаллаху анха) повела себя смело тогда, когда даже у родственника-мужчины не хватило сил защитить Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям). Поэтому её и назвали «Матерью своего Отца».

Вторая же Фатима – это та Фатима, которая остановила ‘Умара (радыйаллаху анху), когда тот задумал убить Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), и направила его на путь истинный. В тот день она так красиво и душевно прочитала Коран, что жестокий и необразованный человек исчез, а вместо него на свет появился милосердный и склоняющийся перед Аллахом ‘Умар (радыйаллаху анху).

Таким образом, необходимо, чтобы девушки, посещающие курсы по изучению основ Корана, брали пример с этих двух Фатим, а также других благочестивых и выдающихся женщин. Каждая девушка должна быть такой же щедрой и альтруистичной, она должна совершать поступки ради довольства Аллаха, ей следует читать священный Коран с такой радостью и глубиной, чтобы великая цель была достигнута, а милость Всевышнего наполнила сердца окружающих.

Также не следует забывать о благочестивой Аише (радыйаллаху анха), ибо она была самой мудрой среди жён нашего Господина (саллаллаху алейхи ва саллям). Она – первая из семи учёных-муджтахидов (толкователей Священного Корана). Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Одной трети вашей религии учитесь у Аиши!» (Дайламий, II, 165/2828).

Поэтому каждая мусульманка должна обладать хотя бы долей нравственности Аиши, которую восхвалил наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) и добропорядочность которой засвидетельствовал сам Всевышний Аллах.

Давайте помолимся за то, чтобы Аллах даровал нашим девушкам красоту души благочестивой Фатимы (радыйаллаху анха), мудрость, ум и добропорядочность благочестивой Аиши (радыйаллаху анха) и особенно щедрость и самопожертвование благочестивой Хадиджи (радыйаллаху анха). Аминь.



[1] Существует аналогичный хадис: «Однажды к Посланнику (саллаллаху алейхи ва саллям) пришёл человек по имени Джахима: «Господин, я тоже хочу присоединиться к вашему войску. Поэтому я пришёл посоветоваться с Вами», – сказал он. В ответ Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Твоя мать жива?». Тот ответил: «Да». Тогда Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) произнёс: «Тогда ухаживай за своей матерью, ибо под её ногами находится Рай!» (Насаи, «Джихад», 6).
Источник: fondihlas.ru


This post has been viewed 312 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2017 — Madrasah2.ru