25.04.2024

МИРСКАЯ ЖИЗНЬ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА (2)

Грешный живёт верой лишь в жизнь мирскую и не верит, что после этой жизни его ожидает жизнь другая, где он увидит результат содеянного им при жизни. Поскольку они думают так, как об этом сказано в аяте: «Они утверждают: «Нет [другой жизни], кроме нашей жизни в этом мире, и не будем мы воскрешены»[1], для них нет ничего более невероятного, чем вера в вечную жизнь. О таких Всевышний Аллах говорит:

إَنَّ الَّذِينَ لاَ يَرْجُونَ لِقَاءنَا وَرَضُواْ بِالْحَياةِ الدُّنْيَا وَاطْمَأَنُّواْ

بِهَا وَالَّذِينَ هُمْ عَنْ آيَاتِنَا غَافِلُونَ

 «Воистину, тем, которые надеются, что не предстанут перед Нами, довольствуются жизнью в этом мире и находят в ней покой, а также тем, которые пренебрегают Нашими знамениями».[2]

Давая толкование этому аяту, Эльмалылы говорит: «Довольствуется этой мирской жизнью те, кто находит душевное и телесное успокоение лишь тогда, когда утопают в мирских усладах и благах. Они ведут себя в ней так, будто обезопасили себя от несчастий и бед, которые могут ожидать их в будущем».[3] Они не видят для себя другого занятия, кроме как испробовать всё, что можно взять от жизни, пока смерть не настигнет их. Священный Коран говорит о них «…В то время как тем, которые не уверовали, услаждают себя всячески и едят по-скотски, обителью будет адский огонь»,[4] как о тварях, которые только и заняты удовлетворением своих страстей, похотей и желаний своих утроб.

О таких говорил и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Верующий ест так, что желудок его будто пуст, неверный же всегда ест так, что желудок его просто забит».[5]

Взгляд на жизнь этих неверных Священный Коран описывает так: «Они предпочли жизнь в этом мире вечной жизни, их муки не будут облегчены, и не будет им помощи».[6] Верующие же, напротив, всем своим существом стремятся приобрести блага жизни вечной взамен на мирские блага.[7] Неверные стремятся к мирскому оттого, что оно кажется им красивым и привлекательным.[8]

Как говорит Куртуби (умер 671/1272), это наущения шайтана делают мирское привлекательным для неверных. А упоминание в аяте лишь неверных говорит о том, что только они могут обмануться прикрасами жизни мирской так, что полностью отворачиваются от жизни вечной. Ведь Аллах создал эту жизнь со всем, что в ней, лишь для того, чтобы посмотреть – кто как станет поступать. Украсы эти не смогли обмануть тех, кто старался жить по Шариату, и, напротив, полностью поглотили неверных, которые не видят ничего и не верят ни во что, кроме них.[9]

Души, которые пленяются мирским, предпочитают эту жизнь жизни вечной. Состоящая, в основном, из богатых и состоятельных, эта группа людей обманута красотой мирской жизни. Надеясь на своё богатство, они добиваются положения в обществе, что и вовсе сбивает их с верного пути. И чем дольше они следуют по этому пути, тем больше они убеждаются в его верности.[10] Однако, в сущности, всё это противоречит их собственной природе. Ведь о тех, кто не верит в жизнь иную, кроме мирской, Всевышний Аллах говорит:

«Они не ведают об этом ничего и следуют только догадкам, но догадка не может быть заменой истины.

Не общайся с теми, кто отказывается помнить Нас и ни о чем не мечтает, кроме здешней жизни». [11]

 

Неверным же не предоставлено никакой доли в жизни следующей, так как их упования заключаются лишь в «… «Господи наш! Даруй нам в этой жизни…!»[12] Они радуются всему, что в жизни сей, не веря в жизнь иную.[13] В этих и еще многих других аятах говорится о том, что именно это и есть образ жизни и её суть для многих неверных и многобожников. Они, не имея ни веры, ни представления об иной жизни, отдают все свои стремления и силы на приобретение и продление услад лишь жизни мирской.

Неверные пребывают в кромешной тьме и слепоте, не зная ничего, что касается их следующей жизни.[14] А посему и то, что имеют они от этой жизни, используется далеко не так, как велит Аллах. О них Он говорит: «То, что они тратят [из тщеславия] в земной жизни, подобно морозному ветру, поразившему ниву людей, которые обидели сами себя, и погубившему ее. Не Аллах обидел их, а они сами обидели себя!»[15] И так же, как порывы ветра губят посев, их неверие губит всё то благо, которое могли бы принести их хлопоты в мирской жизни.[16] Желание и стремление неверных лишь к мирскому – это их самая характерная черта. Именно поэтому они желали: [Карун] вышел к своему народу во всем великолепии. Те, которые жаждут [благ] этого мира, сказали: «О, если бы и нам было даровано то же, что Каруну! Воистину, у него — великий удел!»[17]

Они также известны тем, что, веря лишь в очевидное, они отворачиваются от всего, что может сказать им об иной жизни.[18] Именно поэтому они и ведут себя весьма горделиво, высокомерно и заносчиво.[19] Но, несмотря на это, в аяте говорится, что ни имущество их, ни их потомство никакой пользы им не принесёт. Всевышний Аллах говорит о них так: «Воистину, тем, кто не уверовал и [предстанет] пред Аллахом [в Судный День], ни в чем не помогут ни их состояния, ни их дети. Быть им растопкой для адского пламени».[20] Они же известны как те, чьи старания в этой жизни оказываются тщетными.[21] По причине своего неверия они понесут ущерб в той жизни и останутся в явном проигрыше. И поскольку все их мечты и надежды связаны лишь с этой жизнью, то пустая трата ими жизни заключается в том, что они, не заработав ничего в этой жизни для жизни вечной, умирают, уходя из жизни ни с чем.

Неверные предпочитают мирское всему иному, потому что привязаны к нему. Поступившие вероломно против известного им из Писаний, нечестивцы и многобожники есть самые падкие и самые жадные из всех людей до мирского и до жизни. О них в Коране говорится: «Ты непременно убедишься, что они больше всех прочих жаждут жизни, превосходя в этом даже идолопоклонников. Каждый из них желал бы прожить тысячу лет. Но если даже он и будет жить долго, не спастись ему от наказания, ибо Аллах видит то, что они творят».[22]

Также в Священном Коране говорится, что те, кто посвятил себя мирской жизни, отвернувшись от иной, известны своим бессердечием и жестокостью. Испачкав и запятнав свои сердца в погоне за мирским, возгордившись, превозносясь, относясь пренебрежительно к тем, кто обращается к ним с просьбой, не поощряющее и помощь других, они во всём отдают предпочтение мирской жизни, сочтя ложью жизнь иную.[23]

Неверные, отдав всю свою жизнь ради того, чтобы увидеть свой Рай на земле, не знают и не хотят знать ничего кроме неё.[24] Однако их «райская жизнь» на земле относительна. Ибо наказание, уготованное неверным в следующей жизни, даже тем, кто жил на земле самой трудной жизнью, является кромешным Адом, в сравнении с которым их жизнь покажется Раем.[25]

Несмотря на запретность много в этой жизни, неверные получают удовольствие и наслаждение от этого, в соответствии со своими взглядами и возможностями. Для них не имеет никакого значения то, как на это смотрит Аллах. А посему они не обеспокоены этим. И так как они считают, что жизнь – это мирская жизнь, никаким повелениям они не следуют и ни к каким запретам Всевышнего Аллаха не прислушиваются, это скоротечная жизнь для них подобна Раю.[26]

А то, что следующая жизнь является продолжением жизни на земле, где человек должен увидеть и получить воздаяние за всё, что он содеял, неверный поймёт, лишь увидев, чтó за наказание уготовано ему в вечной жизни, и поймёт, что Рай свой он уже прожил.

Обычно блага жизни мирской достаются неверным обильно, они ведут привольную и беззаботную мирскую жизнь.[27] Но возможности, которые есть у них, и выбор – совершать что-нибудь для жизни иной или нет –  даётся неверным лишь как отсрочка.[28] Ведь Посланник Аллаха говорил, что Аллах предоставляет каждому возможность и отсрочку, но если он застигнет его на том же неверии и во второй раз, то карает человека, и читал аят из Священного Корана: «Таким было наказание Господа твоего, когда Он наказал города, [жители] которых неправедны. Воистину, кара Его мучительна, сурова!» (Худ 11/102)[29]

И, как ни странно, каждый неверный, который провел такую привольную жизнь, увидев то, что уготовано ему в День Суда, не сможет припомнить ни одно из благ, которыми он пользовался в своей жизни. Об этой действительности говорит Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «В День Суда, неверного грешника представят к Суду. Будет велено: «Поместите его раз в геенну»!. И после того, как это будет сделано, у него спросят: «О, такой-то! Было ли у тебя в жизни хоть какое-то благо?» На что тот сможет ответить лишь: «Нет, я не довольствовался ничем…»[30].


[1] Аль-Ан’ам 6/29.

[2] Юнус 10/7.

[3] См. Хак Дини, 4/2679.

[4] Мухаммад 47/12.

[5] Бухари, Атыма, 10; Тирмизи, Атыма, 29; Ибн Маджа, Атыма, 36.

[6] См. Аль-Бакара 2/86.

[7] См. Байдави, Анварут-Танзиль, 2/620.

[8] См. Аль-Бакара  2/212.

[9] См. Аль-Джами ли ахкамиль-Куран, 3/28-29.

[10] См. Аль-Муминун 23/33-38, Ан-Намль 27/1-5.

[11] Ан-Наджм 53/28-29.

[12] См. Аль-Бакара 2/200.

[13] См. Ар-Рад 13/26.

[14] См. Аль-Джасия 45/24.

[15] Али Имран 3/117.

[16] Рази, ат-Тафсируль-Кабир, 8/169.

[17] Аль-Касас 28/79.

[18] См. Ар-Рум 30/7.

[19] См. Ар-Рад  13/26; Саба 34/34-36.

[20] Али Имран 3/10.

[21] Али Имран 3/22.

[22] Аль-Бакара 2/96.

[23] См. Ан-Нахль 16/22; Аль-Муддассир 74/43-47.

[24] См. Муслим, Зухд, 1; Тирмизи, Зухд, 16.

[25] Ибн Аллан, Далилуль-Фалихин, 2/406.

[26] Мубаракфури, Тухфатуль-Ахфази, 6/615.

[27] См. Ахмад бин Ханбаль, 3/81.

[28] См. Куртуби, аль-Джами ли ахкамиль-Куран, 17/255.

[29] См. Бухари, Тафсиру Сура, 11; Муслим, Бирр, 62.

[30] Ибн Маджа, Зухд, 38.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *