29.03.2024

ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ БЛАГОЧЕСТИВЫХ МУСУЛЬМАН, ПРАВИТЕЛЕЙ, ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ, ГРЕШНИКОВ И РАСПУТНИКОВ

Внук аз-Зубайра б. аль-‘Аввама ‘Амир б. ‘Абдуллах

Мус‘аб сказал: «Находясь при смерти, ‘Амир услышал призыв муэдзина. Он сказал: «Возьмите меня за руки». Так он начал намаз вместе с имамом и совершил один рака‘ат, а затем скончался. Да будет доволен им Аллах!».

Поистине, я не представляю, что говорят в оправдание те, кто пропускает намаз, находясь в достатке и купаясь в роскоши, будучи преисполненными здоровья.

Имам Абу Ханифа

Один из величайших мусульманских ученых имам Абу Ханифа перед своей смертью сказал: «О Наимилосердный, смилуйся надо мной! Вот, я повержен, расставаясь с обитателями этого мира и со своей душой».

Имам Малик б. Анас

Исма‘ил б. Абу Увайс сказал, что, когда имам Малик скончался, он спросил его близких, что имам произнес, умирая. Они рассказали, что он произнес слова Свидетельства и сказал: «Все принадлежит Аллаху изначально и в конце концов», – 
и испустил дух.

Имам Мухаммад б. Идрис аш-Шафи‘и

Близкий друг имама аш-Шафи‘и имам аль-Мазани рассказывал: «Я вошел к аш-Шафи‘и, когда его поразила болезнь, от которой он скончался, и спросил:

– Абу ‘Абдуллах, как ты себя чувствуешь?

Он поднял голову и сказал:

– Я чувствую, что я покидаю этот мир, расстаюсь с моими братьями, иду на встречу со своими злодеяниями и с Аллахом и не знаю, окажется моя душа в Раю, где ее встретят поздравлениями, или в Аду, где по ней станут скорбеть.

Затем он заплакал и прочел следующие стихи:

Когда ожесточилось сердце и сузилась тропа,

Одна надежда – на Твое прощение.

Велики грехи мои, Господи, но стоит их сравнить

С Твоим прощением, оно их превосходит.

Ты непрестанно прощаешь прегрешения

И отпускаешь их из милости и великодушия.

Если бы не Ты, то Иблис не совратил бы рабов,

Ведь он сбил даже Твоего избранника Адама.

Я тоже грешил, зная цену грехам,

Но я знаю, что Аллах прощает и милует.

Имам Ахмад б. Ханбал

Сын имама Ахмада ‘Абдуллах рассказывал: «Когда смерть подступила к отцу, я сел возле него, держа лоскут материи, чтобы скрепить его челюсти. Тут он сильно вспотел, а затем очнулся. Он открыл глаза и, шевеля рукой, сказал:

– Нет еще.

Затем он повторил то же самое еще раз. Когда он начал говорить это в третий раз, я сказал ему:

– Отец, ты вспотел, так что все мы подумали, что ты уже умер, а затем пришел в себя и говоришь: «Нет еще, нет». Ты бредишь. Что же это в такую минуту?

Он сказал:

– Сынок, разве ты не знаешь?

– Нет, – ответил я.

Иблис, будь он проклят Аллахом, сел возле моих ног, кусая пальцы, и говорит: «Ахмад, ты разбил меня». Я же говорю ему: «Нет, пока я еще жив».

Мухаммад б. Васи‘

Хазм аль-Кута‘и рассказывал, что, умирая, Ибн Васи‘ сказал: «Братья мои, знаете ли вы, куда меня отведут? Клянусь Аллахом, в Ад, если только Аллах не простит меня».

‘Абд ар-Рахман б. аль-Асвад

Аль-Хакам рассказывал, что ‘Абд ар-Рахман б. аль-Асвад перед смертью заплакал. Его спросили, почему он плачет, и он ответил: «Мне грустно расставаться с намазом и постом». Он не прекращал читать Коран, пока не скончался.

Ахмад б. Хидравайх

Мухаммад б. Хамид рассказывал: «Я сидел возле Ахмада б. Хидравайха, когда он находился при смерти. Один из присутствующих задал ему вопрос, как он себя чувствует? Он сказал: «Сынок, я стучал в эту дверь девяносто пять лет, и вот, наступил час, когда она отворится, и я не знаю, что она принесет мне – счастье или несчастье. Так как же я могу сейчас ответить?».

Абу Джа‘фар аль-Куртуби

Абу аль-‘Аббас Ахмад б. ‘Умар аль-Куртуби рассказывал, что, будучи в Кордове, он навестил умирающего брата своего шейха, которого звали Абу Джа‘фар Ахмад б. Мухаммад б. Мухаммад аль-Куртуби. Ему сказали:

– Скажи: «Нет божества, кроме Аллаха».

Он же стал повторять:

– Нет, нет.

Когда он пришел в сознание, ему рассказали об этом. Он сказал: «Справа и слева ко мне подступили два шайтана. Один из них говорил: «Умри иудеем, ибо это – лучшая из религий». А другой говорил: «Умри христианином, ибо это – 
лучшая из религий». А я отвечал им: «Нет, нет. Не мне вам говорить это».

Амир б. ‘Абдуллах

Когда Амир б. ‘Абдуллах находился при смерти, он заплакал и сказал: «Вот ради этой смерти пусть трудятся люди. О Аллах! Прости мне мои упущения и мою нерадивость. Я каюсь Тебе во всех моих грехах. Нет божества, кроме Аллаха». Он повторял эти слова, пока не скончался. Да смилостивится над ним Аллах!

Абу Бакр б. ‘Аййаш

Перед смертью Абу Бакр б. ‘Аййаш сказал своему сыну: «Как ты считаешь, неужели Аллах даст пропасть благодеяниям твоего отца, который в течение сорока лет каждую ночь перечитывал весь Коран».

Ибрахим ан-Наха‘и

Находясь при смерти, Ибрахим ан-Наха‘и заплакал. Его спросили:

– О Абу ‘Имран! Отчего ты плачешь?

– Как же мне не плакать? Ведь я ожидаю посланцев моего Великого и Могучего Господа и не знаю, какую весть они принесут мне – весть о Рае или об Аде.

‘Умар б. Абд аль-‘Азиз

Перед смертью ‘Умар б. ‘Абд аль-‘Азиз попросил присутствующих сесть рядом. Они сели. Затем он обратился к Аллаху:

– Ты мне велел, но я был небрежен. Ты мне запрещал, но я ослушался. Но я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха.

Тут он поднял взор и куда-то пристально посмотрел. Люди сказали ему:

– О повелитель правоверных, твой взгляд суров.

– Я вижу присутствующих здесь, но это не люди и не джинны, – и с этими словами он испустил дух.

Люди же услышали, как кто-то прочел: «Этот дом в Будущей жизни Мы даруем лишь тем, кто не стремится к высокому положению на земле, а также к нечестию. Счастливый исход уготован только богобоязненным».


ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ ПРАВИТЕЛЕЙ И ЗНАТНЫХ ЛЮДЕЙ

Му‘авия б. Абу Суфйан

Абу ‘Амру б. аль-‘Ала рассказывал: «Когда Му‘авия умирал, ему сказали:

– Разве ты не оставишь завещания?

– О Аллах! Позволь реже оступаться, прости ошибки и смилуйся, о Милостивый, над невежеством тех, кто не желает никого, кроме Тебя, ибо нет иного пути, кроме как к Тебе. Это – смерть, от которой нет спасения. Но то, что после нее, еще страшнее и ужаснее».

 

Аль-Мансур

Аль-Мадаини рассказывал, что, умирая, аль-Мансур сказал: «О Аллах! По своей дерзости пред Тобой я совершал великие грехи. Но я был покорен Тебе в том, что Ты любишь более всего. Я не нарушал свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха. И это – по Твоей милости, а не из-за моих заслуг». С этими словами он умер.

 

‘Абд аль-‘Азиз б. Марван

Ибн Абу Мулейка рассказывал, что он находился возле ‘Абд аль-‘Азиза, когда тот, умирая, сказал:

– О, если бы меня вовсе не было! О, если бы я был просто текущей водой! Давайте, заверните меня в саван. О земная жизнь! Как же коротко то, что казалось долгим! Как же мало то, что казалось многим!

Хаммад б. Муса рассказывал, что когда ‘Абд аль-‘Азиз б. Марван находился при смерти, к нему пришел посыльный, чтобы обрадовать его доходом за последний год. Абд аль-‘Азиз сказал ему:

– Ну, и чему же ты радуешься?

– Да ведь это же триста кинтаров золота, – ответил посыльный.

– Что мне до них. Мне бы хотелось, чтобы они были кучей навоза в Неджде.

Эти слова часто говорят перед смертью правители и богачи. Что же мешает людям расходовать свое богатство на благие цели прежде, чем смерть отделит их от него?!

 

‘Абд аль-Малик б. Марван

Говорят, что, почувствовав приближение смерти, ‘Абд аль-Малик б. Марван сказал:

– Поднимите меня на балкон.

Люди выполнили это. Он сделал глубокий вдох и сказал:

– О земной мир! Что самое прекрасное здесь?! Поистине, все, что кажется большим, мало. Мы были обольщены тобой.

Затем он прочел следующие стихи:

О Аллах, Ты можешь потребовать отчета,

И тогда наказания Твоего мне не вынести.

О Прощающий, но ведь Ты можешь и простить

Этого грешника, чьи грехи величиной с землю.

 

Хишам б. ‘Абд аль-Малик

Умирая, повелитель правоверных Хишам б. ‘Абд аль-Малик взглянул на своих плачущих детей и жен и сказал им: «Хишам подарил вам мирские блага, а вы дарите ему свои слезы. Хишам оставил вам все, что скопил, а вы оставляете ему только то, что он заработал. Что может быть страшнее исхода Хишама?! Что может быть хуже, если Аллах не простит его?!».

 


ПОСЛЕДНИЕ МГНОВЕНИЯ ЖИЗНИ ГРЕШНИКОВ И РАСПУТНИКОВ

Один из богатых землевладельцев

Когда он умирал, люди сказали ему:

– Скажи «Нет божества, кроме Аллаха».

Он же ответил: «В таком-то доме отремонтируйте то-то. В таком-то саду сделайте так-то…».

Ибн аль-Каййим писал, что один из купцов рассказывал, что он находился около своего родственника, когда тот умирал. Ему внушали произнести слова «нет божества, кроме Аллаха», но он лишь говорил: «Этот участок – дешевый, а эта сделка – выгодна…», – пока не скончался.

Один из пристрастившихся к вину грешников

‘Абд аль-‘Азиз б. Абу Раввад рассказывал, что он присутствовал, когда перед смертью одному умирающему внушали произнести слова «нет божества, кроме Аллаха», но его последними словами было, что он не верует в это. Так он и умер. ‘Абд аль-‘Азиз спросил, кем он был, и люди ответили, что он имел пристрастие к вину. Тогда он сказал: «Остерегайтесь грехов, ибо именно они потопили его».

Последние слова грешников

Один из таковых признался: «Другой, умирая, сказал: «Земной мир посмеялся надо мной, так что прошли все мои дни». Пусть не обольстит вас земной мир, как он обольстил меня».

Когда одному из грешников, который находился при смерти, внушали произнести слова «нет божества, кроме Аллаха», он ответил: «Ох! Ох! Я не могу произнести их».

Когда это же внушали человеку, который проводил время вместе с людьми, употреблявшими вино, он сказал: «Выпей и налей-ка мне!». С этими словами он и умер.

Грешник, не совершавший намаз

Ибн аль-Каййим писал, что одного из умирающих просили сказать «нет божества, кроме Аллаха», но он ответил: «Это мне не поможет. Я не совершал намаза ради Аллаха…». Он так и не произнес этого.

Причины и признаки скверного конца

Причин этого много, и мусульманин должен знать и остерегаться их. Важнейшей из них являются порочные вероубеждения, ибо тот, чьи вероубеждения были неверны, ощутит их пагубность в тот самый час, когда более всего будет нуждаться в поддержке. К этим причинам также относятся:

Любовь и привязанность к мирской жизни.

Уклонение от благих и праведных дел.

Упорство в совершении грехов. Поистине, тот, у кого грехи входят в привычку и кому они доставляют удовольствие, вспоминает их, находясь при смерти, и зачастую даже повторяет.

Имам Ибн Касир писал: «Грехи, ослушание Аллаха и приверженность к страстям лишают человека поддержки в минуты смерти, подобно тому, как его предает шайтан. К этим двум предательствам присоединяется слабая вера, и все это проявляется в скверном конце.

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, шайтан – предатель для человека» (25:29).

Однако скверный конец, упаси нас Аллах от него, не выпадает тем, кто душой и телом был покорен Аллаху, кто был верен Ему в речах и деяниях. Никто до сих пор не слышал о подобном. Скверный конец выпадает тем, кто имел порочные воззрения и творил плохие дела, кто осмеливался совершать великие грехи и преступал законы Аллаха. Случается, что грехи одерживают над ним верх, так что он умирает, так и не покаявшись в них».

О скверном конце могут свидетельствовать некоторые признаки, проявляющиеся в момент смерти. Так, грешник может отказаться от произнесения слов свидетельства веры, говорить греховные слова и демонстрировать свою привязанность к грехам или свое недовольство тем, что он умирает и т.д.

Признаки благого конца

Важнейшей предпосылкой благого конца является покорность Аллаху и благочестие; человек должен избегать всего, что запретил Всевышний Аллах, а также покаяться в грехах, которыми человек уже осквернил свою душу. Кроме того, к этим предпосылкам относятся:

Настойчивая мольба к Аллаху упокоить нас в лоне веры и богобоязненности.

Стремление всеми силами очистить душу и тело от скверны неповиновения и постоянно облагораживать себя чистыми намерениями творить благодеяния ради Аллаха. Поистине, великодушный Аллах всегда помогает тем из Своих рабов, которые желают обрести истинное благо, стойко пройти прямой стезей и встретить благой конец.

Что же касается признаков благого конца, то их очень много, и мы выделим лишь некоторые из них:

Произнесение слов свидетельства веры перед смертью. Появление капелек пота на лбу перед смертью. Смерть в ночь на пятницу или в пятницу днем. Смерть во время похода на пути Аллаха. Смерть от чумы. Смерть от болезней живота. Смерть утопленника. Смерть по причине обвала. Смерть женщины после родов от кровотечений. Смерть беременной женщины. Смерть от плеврита. Смерть от туберкулеза. Гибель при защите своего имущества, которое пытались отнять силой. Гибель при отстаивании своей веры. Гибель при самообороне. Гибель при защите своей семьи. Смерть в момент совершения благодеяния. Добрая похвала, по меньшей мере, двух правдивых мусульман в адрес усопшего.

Одним словом, всякий, кто при жизни трудился во имя Аллаха, помнил и любил Его, тот встретит благой конец и милость своего Господа в тот момент, когда он более всего будет нуждаться в ней, т.е. когда душа будет покидать его тело. Если же человек, пребывая во здравии, предавал Аллаха забвению, то его привязанность к этому миру будет тяготить его душу в этот страшный час, а Всевышний лишит его Своей поддержки.

Тот, кто окажется в убытке в эти мгновения, будет несчастен во веки веков, поэтому разумный человек должен душой и устами часто поминать Аллаха и стремиться во всем подчиняться Его воле.

Из книги:»КИТАБ АЛЬ-ДЖАНАЗА ВА-ЛЬ-ИСТИФАДА МИН ХАЗА»Все о похоронном обряде в Исламе с точки зрения ханафитского и шафиитского мазхабов (серия «Ханафитское наследие»)

 Источник: Блог Хадис аль Ханафи
darulfikr.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *