ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

МУСУЛЬМАНЕ НА БОЛЬШОЙ ВОДЕ

ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ МУСУЛЬМАН
НА МОРСКИХ СУДАХ


Первыми известными морскими путешественниками были Пророк Ной (Нух) (мир ему) и восемьдесят мужчин и женщин из числа уверовавших в Единого Аллаха, которые были с ним.

Это событие подтверждается Священным Кораном и хадисами Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Ной (мир ему) с детьми по указанию Всевышнего и по подсказке архангела Джабраила (мир ему) начал строить корабль. Соплеменники насмехались над тем, что он строит корабль в той местности, где и воды-то нет. Корабль строили сорок лет, размером он был в шестьсот локтей в ширину и тысячу – в длину.

В определённый час начался потоп, и всё живое: насекомые, звери, птицы — парами поднялись на корабль.

Ной (мир ему) взял с собой на корабль также тела Адама и Евы (мир им), сундук (табут) со священными писаниями, посох Пророка Адама (мир ему) и Хаджар аль-асвад (чёрный камень).

Таким образом началось покорение водной стихи человеком.

 

История мореплавания

Суда, пригодные для выхода в открытый океан, по мнению историков, начали строить приблизительно 2,5–3 тыс. лет до рождения Пророка Исы (мир ему) (Иисуса Христа). Древнейшими мореплавателями также считают египтян, которые проложили маршруты вдоль побережья Африки в современные Сомали и Йемен. Искусными мореплавателями древнего мира были жители современной Сирии и Ливана, финикийцы, хараппанцы, которые обладали достаточно совершенными для того времени познаниями и навыками в мореходстве и навигации. Морские странствия жителей Древней Эллады и Персии тоже заслуживают отдельного внимания. Древние индийцы в VII веке до нашей эры открыли Южно-Китайское море.

Ещё в те далёкие времена морские пути использовались не только для торговли, но и в военных целях.

 

Современный флот

Всевышний Аллах дал людям знания, чтобы строить корабли, посредством которых обеспечивается нормальное существование на Земле. Современный мир теперь не мыслим без мореходства и флотов. В промышленных масштабах добывается рыба. Товарооборот в миллиарды тон постоянно проходит через океаны, моря и реки. Многие страны мира, в том числе и Россия, обладают мощными Военно-морскими силами (ВМС), которые способны решать определённые боевые или другие специальные задачи как в мирное время, так и в военное.

С каждым годом всё больше людей на планете примеряют на себя образ морского туриста, что, соответственно, не осталось без внимания крупных туристических компаний. Буквально каждый день на воду спускаются новые круизные лайнеры.

 

Море и мусульмане

Миллионы людей во всём мире связали свою судьбу с морем, и, конечно, среди них немало мусульман – людей, которые уверовали в Единого Аллаха и следуют за последним божьим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует).

 

Молитва на корабле

На море ли, на суше ли – мусульманин, в соответствии с требованиями Ислама, должен совершать ежедневную пятикратную молитву – намаз. Несмотря на трудности, сопряжённые с пребыванием на море, не разрешается пропускать намаз.

Милость Творца безгранична, и одним из её проявлений является то, что во время долгого путешествия, превышающего, примерно, 85 километров, разрешается укорачивать четырёхракаатные молитвы, а также объединять молитвы, перенося их во времени.

Ислам – религия лёгкости, не обременяющая человека. Морякам и путешественникам обязательно следует изучить вопрос переноса и укорачивания молитв.

Прежде чем выйти в море, обязательно нужно изучить и то, как определить время намазов, или заранее записать для себя расписание молитв в тех или иных населённых пунктах, через которые пролегает маршрут. Можно воспользоваться и разными программными продуктами для телефонов, ноутбуков и т. д. при условии, что они проверены и есть уверенность в том, что они показывают правильные данные.

Все морские суда должны быть оснащены навигационными системами, и поэтому мусульманин может воспользоваться ими для определения направления в сторону Мекки. Для этого он должен обратиться к членам команды судна и уточнить у них направление в сторону Каабы. Думаю, ему помогут в этом вопросе.

 

Женщина на море

Женщины, конечно, тоже имеют право путешествовать по морю, но при этом важно знать, что их обязательно должен сопровождать муж или кто-то из мужчин, близких родственников – махрам – сын, отец, родной брат и т. д. (Махрам – близкий родственник, брак с которым женщине запрещён.) Тем самым она будет защищена от разного рода неприятных ситуаций.

Кончено, женщине нельзя находиться в уединении с чужими мужчинами в каюте.

 

لا تسافر المرأة إلا مع ذي محرم،ولا يدخل عليها رجل إلا ومعها محرم،فقال رجل: يا رسول الله إنّي أريد أن أخرج في جيش كذا وكذا،و امرأة تريد الحج فقال : » اخرج معها [ البخاري : 1862] مسلم : 1341 ]

 

Любимец Аллаха – Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – сказал: «Пусть не уединяются мужчина и женщина, и пусть женщина не отправляется в путешествие без махрама».

 

Правила поведения на судне

Корабль считается транспортным средством повышенной опасности, и поэтому нужно соблюдать предписанные правила поведения на корабле. У каждого корабля свои технические особенности, и в целях безопасности нужно их учитывать. Правил поведения много, мы затронем основные из них.

• Садясь на корабль, нужно произносить «Бисмиллях…» и просить у Аллаха защиты от непредвиденных опасностей. Лучший из всех – Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) – не вставал и не садился без поминания Аллаха.

• Поскольку капитан корабля несёт ответственность за жизнь и безопасность всех находящихся на судне, то все его команды должны выполняться беспрекословно всеми присутствующими на борту.

• На корабле пассажиров должны ознакомить с правилами поведения на судне. Предварительно нужно изучить план эвакуации, а также уточнить у экипажа пути для быстрого ухода с палубы на случай кораблекрушения (да убережёт Всевышний Аллах от этого). Нельзя пренебрегать инструкциями, которые дают члены экипажа.

Нужно запомнить месторасположение спасательных жилетов и пройти инструктаж по их пользованию.

• Распитие спиртных напитков и употребление наркотических и психотропных веществ, конечно же, запрещено в Исламе, и пребывание на судне не снимает этот запрет.

• Нужно использовать специальные мешки для мусора и не выкидывать мусор за борт.

• Пребывание на судне – хороший повод поразмышлять о величии Всевышнего Аллаха и его Могуществе. Гладя на морские просторы, хорошо поминать Аллаха и обращаться к Нему с мольбой. Есть вероятность, что молитва (дуа) будет принята.

• Поскольку всё, что употребляет мусульманин, должно быть чистым и полезным, соответствующим стандарту «халяль», нужно уточнить у членов команды является ли мясо и другие продукты питания халяльными.

• Нужно помнить, что палуба качается, и потому быть осторожными, чтобы не упасть. Бьющиеся предметы необходимо упаковать и прикрепить.

• Праздные перемещения по верхней палубе опасны для жизни и запрещены.

• Купание с кормы производить только на стоянке судна или в дрейфе и только с разрешения капитана. При этом нужно знать, что по Исламу нельзя оголяться (открывать аврат) перед посторонними людьми. А если кто-то разделся, запрещено смотреть на них.

•Трогать механизмы, приборы, устройства на корабле, если это не входит в обязанности, строго запрещено.

• При любых неисправностях систем снабжения (вода, газ, канализация, свет) незамедлительно сообщить капитану, либо лицу, его замещающему.

• Если вы заметили человека за бортом, немедленно сообщить рулевому и капитану.

• Если на корабле есть дети, то нельзя ни в коем случае оставлять их без присмотра ни на секунду.

• Не нужно стесняться обращаться за помощью и консультациями к команде корабля. Если же существует некий дискомфорт, то о нём стоит сразу же сообщить команде, которая, кстати, должна это всё разрешить.

• Сходить на берег только после остановки судна и только по назначенным для этого трапам (сходням) после разрешения капитана. При этом нельзя забывать поблагодарить Аллаха и воздать ему Хвалу.

Наличие морских транспортных средств – это великая милость Всевышнего Аллаха по отношению к человечеству, и поэтому наша благодарность Ему за это должна проявляться в правильном использовании и праведном поведении во время пребывания на корабле.

Желаю вам всем благополучного, приятного, праведного и безопасного плавания. Да бережёт нас всех Аллах как на море, так и на суше. Амин.

 

Случай с имамом Шамилём на корабле

Великий предводитель правоверных, тарикатский шейх имам Шамиль направлялся для совершения хаджа на святые земли. Он сел в Египте на корабль, который через Красное море плыл в город Джидда. В то время, когда корабль доплыл до места, где на дне моря волны накрыли египетского фараона Фиравна, который преследовал Пророка Моисея (Мусу) (мир ему), начался шторм. Люди испугались, корабль бросало из стороны в сторону. Те, кто был с имамом, попросили его сделать что-нибудь, попросить Аллаха об их спасении. Шамиль написал на бумажке несколько строчек и велел бросить в бушующее море, да так, чтобы листочек не коснулся корабля. И к удивлению людей, шторм прекратился, и мусульмане воздавали хвалу Всевышнему. Люди в очередной раз убедились, что имам Шамиль – любимец Аллаха.

 

Как поступают с умершим на корабле

 

Если мусульманин умер, находясь в морском путешествии, то, согласно Шариату, следует по возможности отсрочить похороны до того, как тело будет доставлено на сушу.

Если же земля далеко, то над умершим совершается мусульманский обряд (обмывание, заворачивание в саван, погребальная молитва, чтение талькина и т. д.), после чего тело заключают между двух досок и обвязывают.

Затем тело опускают в море с надеждой, что оно дойдёт до суши, независимо от того, будут ли на этом берегу, куда дойдёт тело, проживать неверующие (кафиры). Потому что может случиться и так, что среди них окажется мусульманин, который и похоронит его.

Если к телу умершего привязать тяжёлый предмет и опустить его на дно моря, то это будет лучше. Богослов аль-Кальюби пишет, что поступать так даже является сунной.

Однако, не заключив тело покойного между двух досок и не обвязав или не привязав к нему тяжёлый предмет, опускать его в море нельзя! Так пишет аш-Шабрамулси.

Если корабль находится недалеко от суши, что предоставляет возможность похоронить умершего там, то необходимо отсрочить похороны и не следует бросать тело в море.

В настоящее время, если есть возможность перенести тело покойного с корабля на сушу с помощью вертолёта, то усопшего нельзя опускать в море. Также думается, что недопустимо опускать тело покойного в море, если есть возможность сохранить его в морге, находящемся на корабле. Аллах лучше знает!

Если мусульманин умер, упав в колодец, и труп невозможно вытащить оттуда, Шариат требует закрыть колодец и считать его могилой умершего. Большинство учёных-богословов говорят, что при этом над покойным погребальный намаз не совершается, а некоторые учёные разрешают его совершение.

Сущность смерти и похоронный обряд.

По мазхабу имама аш-Шафии. – Махачкала, 2009. – 394 с. (Отдел научных исследований и методических разработок СКУЦИОН)
Автор: Мухаммад Алимчулов
Источник: assalam.ru


This post has been viewed 1283 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Предмет: Исламская этика – 1й год, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru