ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

НАШЕ ВЕРОУБЕЖДЕНИЕ:

Наше вероубеждение: О вселенной и её СоздателеО ВСЕЛЕННОЙ И ЕЕ СОЗДАТЕЛЕ

В предыдущих статьях из данной серии мы обсудили обязанность познания Аллаха (ма’рифа) и способы приобретения практического знания (асбаб аль-’ильм) с точки зрения ученых Исламского каляма. Мы резюмировали это следующим образом: Недопустимо, чтобы Аллах оставался неизвестным для человека, наделенного разумом. Мы также обсудили, что в наше время возникает необходимость защищать принципы веры с помощью логики и аргументации.

 
Познание Аллаха может быть достигнуто разными путями. Например, это может быть врожденно, как часть чистой естественной предрасположенности (фитра салима). Каждый человек рождается с фитрой, взывающей к своему Создателю.
 
فَأَقِمْ وَجْهَكَ لِلدِّينِ حَنِيفًا ۚ فِطْرَتَ اللَّـهِ الَّتِي فَطَرَ النَّاسَ عَلَيْهَا ۚ لَا تَبْدِيلَ لِخَلْقِ اللَّـهِ ۚ ذَٰلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ وَلَـٰكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يَعْلَمُونَ
 
«Обрати свой лик к истинной религии. Это фитра (врожденное состояние), с которой Аллах создал людей. Творение Аллаха не изменить. Такова правильная религия, однако большая часть людей не знает (этого)»(Сура «Ар-Рум», аят 30)
 
Когда эта предрасположенность не испорчена, она стремится к своему Создателю. Особенно сильно она взывает к Нему, когда ее постигает тяжелая беда.
 

وَإِذَا مَسَّكُمُ الضُّرُّ فِي الْبَحْرِ ضَلَّ مَن تَدْعُونَ إِلَّا إِيَّاهُ

 
«Когда в море вас касается беда (опасность кораблекрушения), вас оставляют все (идолы), кому вы поклонялись, кроме Него (и в трудностях вы молитесь только Аллаху, ведь только Он может вам помочь)»(Сура «Аль-Исра», аят 67)
 
Другими словами, даже немусульманин забывает обо всем остальном, чему он поклоняется, и взывает к одному лишь Создателю. Эта связь заложена в нас с самого начала. Когда эта естественная предрасположенность портится, тогда зов становится приглушенным или беззвучным. Поскольку общество отошло от воспитания чистой фитры, сегодня мы редко встречаем этот способ познания.
 
Божественное руководство в виде Посланников и Книг также является источником познания. Оно способствует ему посредством разумных аргументов, практических примеров и демонстрации чудес.
 

وَقَالُوا لَوْ كُنَّا نَسْمَعُ أَوْ نَعْقِلُ مَا كُنَّا فِي أَصْحَابِ السَّعِيرِ

 
«Они (обитатели Ада также) скажут: «Если бы мы слушали (пророков) или размышляли, то не оказались бы среди обитателей Ада». (Сура «Аль-Мульк, аят 10)».
 
Данный аят подчеркивает сожаление тех, кто отверг Посланников. Если бы они только прислушались к тому, что говорили Посланники и поразмыслили бы над их словами. Кроме того, аят указывает на третий метод познания — рациональные доводы.
 
Существует несколько рациональных аргументов в пользу существования Аллаха, включая личный или общинный опыт, совершенство устройства Вселенной и космологический аргумент. Каждый из них – это хорошо протоптанный путь к признанию Творца.
 
В данной статье мы сосредоточимся только на космологическом аргументе и при этом познакомимся с фундаментальными аспектами Вселенной и логическим путем к познанию Творца.
 
Космологический аргумент – это сильный интеллектуальный довод в пользу существования Создателя. Его структура включает в себя две предпосылки и вывод:
 
Предпосылка №1: Вселенная является допустимо существующей;
 
Предпосылка №2: Всё допустимо существующее нуждается в причине;
 
Вывод: Вселенная имеет причину. Причина — это Воля Аллаха.
 

Вселенная является допустимо существующей

 
В самом широком смысле существует два вида сущего: возникшее (хáдис) и предвечное (кадим).
 
Возникшие – это те вещи, которым предшествовало небытие. Другими словами, возникшие вещи сначала были несуществующими, а затем стали существовать. Вселенная и все, что она содержит, являются возникшими. Как мы увидим, все возникшие вещи зависят от чего-то в своем существовании.
 
И наоборот, предвечное относится к тому, что должно существовать всегда, т.е. несуществование чего немыслимо. Причина существования Вселенной должна быть предвечной. В отличие от возникших вещей, предвечные вещи не могут зависеть от других в своем существовании.
 
Данное разделение на возникшее и предвечное является существенным и иллюстрирует фундаментальное различие между творением и его Творцом. Поняв это различие между возникшими и предвечными сущностями, мы должны далее классифицировать все возникшие вещи как допустимые, или, другими словами, возможные (в отличие от необходимых). Как существование, так и небытие для возникших вещей одинаково вероятны. Допустимость существования вещи может быть доказана многими способами, но давайте рассмотрим один пример: доказательство с помощью бесконечной регрессии.
 
Представьте себе, что вы входите в комнату и видите там человека, который говорит: «… Три, два, один, ноль. Я только что закончил отсчет от бесконечности!». Вы интуитивно понимаете, что это невозможно, потому что человек должен был бы произнести бесконечное число цифр, чтобы достичь нуля. Если бы это было так, то он бы не достиг нуля. Только фиксированная точка отсчета позволила бы ему в итоге достичь нуля.
Точно так же и Вселенная существует как серия событий. Каждому событию предшествует другое, третье и так далее. Тот факт, что мы существуем в данное время, означает, что до нас произошло конечное число событий. Если же происходила бы бесконечная череда событий, то мы бы не достигли нашей нынешней точки во времени (‘Ильм аль-Калям, 46). Это называется бесконечной регрессией — теоретическая ситуация, в которой актуализированная бесконечная серия событий произошла в прошлом. С точки зрения логики это невозможно. Это доказывает, что у Вселенной и всего, что в ней есть, должна была быть отправная точка[1].
 
В настоящее время наиболее широко принятая научная теория возникновения Вселенной относит ее начало к «Большому взрыву», бесконечно малой точке отсчета всего, что мы знаем, произошедшей ~14 миллиардов лет назад.
 
Хотя логический аргумент в пользу того, что у Вселенной есть точка отсчета, не опирается на теорию Большого взрыва, полезно думать о ней как о способе понимания концепции, особенно для тех, кто уже знаком с данной теорией. Все события во Вселенной должны быть прослежены до Большого взрыва. Таким образом, Вселенная не существовала в какой-то момент, а затем появилась на свет с помощью вполне буквального взрыва. Она является допустимо существующей.
 
Естественно, когда что-то появляется на свет, человек задается вопросом, откуда оно взялось или как появилось. Предполагать причину в каждом явлении, кроме Вселенной, к чему склоняются многие, нелогично и непоследовательно.
 

Каждое допустимо существующее должно иметь причину

 

Все, что начинает существовать, все допустимое должно иметь причину. Это верно по нескольким причинам. Во-первых, абсурдно думать, что что-то возникло без какой-либо причины. Столь же абсурдна идея о том, что нечто создало само себя.

 

أَمْ خُلِقُوا مِنْ غَيْرِ شَيْءٍ أَمْ هُمُ الْخَالِقُونَ

 
«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами творцы?» (Сура «Ат-Тур», аят 35)
 
В данном аяте содержится риторический тезис, который интуитивно очевиден (ма’люм би-д-дарура). У всего есть причина. Другими словами, это самоочевидная истина, не требующая дополнительных доказательств для здравомыслящего человека. Кроме того, представление о том, что вещи просто так [из ниоткуда] появляются на свет, абсурдно. За все время нашего существования такого не наблюдалось. Таким образом, совокупный опыт человечества служит надежным индуктивным доказательством.
 
Говоря иначе, существование допустимого и его несуществование равнозначно возможны. Все, что возникло, сначала не существовало. Когда оно появляется, то какая-то причина должна была сделать так, чтобы его существование преобладало над его несуществованием (аль-Кифайя, 59).
 

У Вселенной есть причина

 
Как только мы установили, что Вселенная допустима и что каждое допустимое явление должно иметь причину своего существования, мы вынуждены логически  признать, что Вселенная должна иметь причину для своего существования. Это справедливо для Вселенной в целом и для любых ее характеристик, таких как движение, направление и размер.
 
Возвращаясь к нашей предыдущей дискуссии о возникновении и предвечности, следует отметить, что Вселенная возникла. Она возникла после того, как не существовала. Ее существование полностью зависит от Причины. Причина, или Творец, должна быть предвечной, ее существование необходимо. Необходимо, прежде всего, по двум причинам:
 
  • Во-первых, без конечной первопричины мы попали бы в бесконечный регресс, и Вселенная не могла бы существовать сегодня. Однако, раз она существует, значит, должна быть и первопричина.

 

  • Во-вторых, пространство и время, являясь частью Вселенной, тоже возникли и являтся допустимо существующими. Их существование зависит от Творца, который должен быть вне характеристик Вселенной и не связанным с ней. Творец, не связанный временем, не нуждается в причине. Пусть это впитается.
 
В целом, Вселенная возникла и является допустимо существующей. Само существование чего-либо допустимого требует наличия Творца, который не является ни возникшим, ни допустимо существующим. Если бы Творец был ни тем, ни другим, то Он нуждался бы в творце, который также нуждался бы в творце и так далее, что привело бы к невозможности (аль-Кифайя, 59). Все творения берут свое существование от Творца (`Ильм аль-Калям, 43).
 

وَأَنَّ إِلَىٰ رَبِّكَ الْمُنتَهَىٰ

 
«И к твоему Господу — окончательное возвращение». (Сура «Ан-Наджм», аят 42)
 
Следовательно, Творец должен быть предвечным и не иметь причины — не требующим ничего для Своего существования.
 

فَإِنَّ اللَّـهَ غَنِيٌّ عَنِ الْعَالَمِينَ

 
«Аллах не нуждается в творениях». (Сура «Алю Имран», аят 97)
 
Создатель — это тот, кого пророки называли Аллахом. В следующей статье мы обсудим кое-что из того, что мы знаем о Нем.
 
В заключение я хотел бы предупредить уважаемого читателя, что рациональные доказательства могут просветить разум и пробудить огонь, но для поддержания пламени необходимы и другие вещи. Человек должен выполнять многочисленные ‘ибадаты – как обязательные, так и дополнительные – предписанные Шариатом, и претворять в жизнь его постановления. Ин шаа Аллах, это укрепит веру, украсит ее и устранит любые следы сомнений.
 

أَفِي اللَّـهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ ۖ يَدْعُوكُمْ لِيَغْفِرَ لَكُم مِّن ذُنُوبِكُمْ وَيُؤَخِّرَكُمْ إِلَىٰ أَجَلٍ مُّسَمًّ

 
«Посланники отвечали им: «Неужели вы сомневаетесь в Аллахе — Создателе небес и земли? Он (ваш Господь) призывает вас (к вере), чтобы простить вам ваши грехи (или их часть, которая не относится к нарушению прав других людей) и дать вам отсрочку до установленного времени (а не уничтожить вас мгновенно)». (Сура «Ибрахим», аят 10)

 

Источники:
  • Аль-Кифая филь-Хидая ли ш-Шейх Нур ад-Дин ас-Сабуни
  • ‘Ильм аль-Калям ли Мауляна Мухаммад Идрис аль-Ханафи
  • Джамаль мин Усуль ад-Дин лиль-Имам Абу Саляма ас-Самарканди
 
[1] Следует отметить, что мутакаллимы предпочитают аргумент, основанный на возникновении природы акциденций (аль-а’рад) и их необходимой связи с субстанциями (аль-джавахир). Хотя это сильный аргумент, я оставил его в стороне из-за его сложности.
Источник: azan.ru

This post has been viewed 42 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Статьи по теме-1-акыда, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru