25.04.2024

НАСТАВЛЕНИЯ О ВАЖНОСТИ ИСЛАМСКИХ ЗНАНИЙ И МЕТОДАХ ИХ ПРИОБРЕТЕНИЯ
Часть 1: ВВЕДЕНИЕ

С именем Всемилостивого Аллаха, Мир и благословение Его Пророку, нашему господину Мухаммаду, его роду, сподвижникам и всем, кто последовал за ними.
Мы подготовили цикл статей на тему, которая кажется простой и общеизвестной: о ценности шариатского знания, о важности его получения, о разных связанных с этим этических и практических вопросах. Книг и статей по ней немало на любом языке, однако они, несмотря на то что тема у всех на слуху, для многих так и не стали пока, к сожалению, руководством к действию.
Мы не надеемся, что эти статьи существенно изменят положение в нашей умме, однако, если хотя бы один человек, прочитавший их, перейдет от слов к делу, все наши усилия будут не напрасны.

Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах посредством тебя наставит на истинный путь хоть одного человека, это будет лучше для тебя, чем все, над чем восходит солнце (то есть весь мир)»[1].

Как основу для цикла мы выбрали сравнительно новую книгу уважаемого шейха, мухаддиса Мухаммада Аввамы, да сохранит его Аллах, «Маʼалим аль-иршадия лисынаʼа толяб аль-ʼильм» («Наставляющие указания в деле поиска знаний»)[2]. Мы не будем переводить ее полностью, как и не будем руководствоваться ей одной, однако станем, иншаАллах, придерживаться того порядка изложения материала, который есть в этой книге.

Просим у Всевышнего Аллаха помощи для завершения этой работы, а также чтобы она была полезной для нас самих и для всех читателей! И мы просим у Аллаха полезного знания, помощи в следовании этому знанию и защиты от того, что не приносит никакой пользы! Амин!
 
* * *
 
Любое полезное знание – это лучшее, к чему стоит стремиться. При этом ценность знания определяется ценностью его предмета. Предмет шариатского знания – это Благородный Коран и Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, через которые мы познаем Аллаха, Его Сущность и атрибуты, Его повеления и запреты. Поэтому шариатское знание, а также связанные с ним инструментальные науки (например, грамматика арабского языка) – это самое достойное и благородное знание.
Главная цель верующего – укрепление веры (имана), увеличение количества праведных поступков и улучшение его нрава. А все это возможно только благодаря получению знаний. И оно приведет мусульманина к счастью в обоих мирах.
Получение знаний – это длительный процесс, который в идеале должен начинаться в раннем детстве и не прекращаться до самой смерти человека. Однако, если вы осознали ценность знания уже в солидном возрасте, и это не помеха. Начинать получать знания не поздно никогда.
Полезных знаний никогда не бывает достаточно. Человек, отправляясь учиться в медресе, не должен думать, что через пять-шесть лет он выйдет оттуда ученым и ему больше не понадобится учиться. Всевышний Аллах повелел Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, просить увеличения знания:

وَقُل رَّبِّ زِدْنِي عِلْمًا
(сура «Та Ха», 114)
Перевод смысла: «И скажи: О мой Господь! Приумножь мне знания!»
Также Ибн Аби Шейба передает от Умм Саляма, да будет Аллах ей доволен, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал такое дуа:
«О Аллах! Поистине, я прошу у тебя полезного знания, благого удела и дел, которые будут приняты!»

الهمَإنِياسألكعلمانافعاورزقاطيباوعملامتقبلا

Аллахумма, инни асъалю-кя ‘ильман нафи’ан, ва ризкан тайибан ва ‘амалян мутакаббалян!
 
Если лучший и самый знающий из людей просил Аллаха о при умножении знания, то как мы можем даже допускать такую мысль, чтобы однажды остановить поиск знаний и довольствоваться тем, что мы изучили!

Но на пути поиска знаний человека подстерегают различные опасности, одна из которых – это приступить к получению бесполезных знаний. Такое может произойти как намеренно, так и невольно, когда человек начинает учиться бесполезному, считая, что в получаемых им знаниях есть некая польза.

Поэтому мусульманину очень важно делать дуа, прося у Аллаха защиты от бесполезных знаний, помнить об опасностях, поджидающих на пути знания, требовать отчета у своей души и постоянно следить за искренностью своего намерения. Ему нужно спрашивать себя: получаю я знания только ради довольства Всевышнего или чтобы возвыситься над людьми, вызвать уважение к себе, чтобы обо мне сказали: «Он знающий, он алим, устаз и т. д.», — ради зарплаты имама или прочих временных благ этого мира?

Мы помним известный и очень страшный хадис[3], в котором трех человек: ученого, воина, сражавшегося на пути Аллаха и богача – спрашивают в Судный день, ради чего они учились, учили, сражались и тратили свое богатство. Все трое говорят, что делали все это только ради Аллаха, но в день, когда раскроется вся правда про нас и наши намерения, выяснится, что ученый учился, учил и читал Коран ради того, чтобы другие сказали, что он ученый и хороший чтец, что муджахид сражался ради того, чтобы про него сказали: «Он смелый», — а богач щедро тратил свое имущество на благие цели только ради того, чтобы люди сочли его щедрым. Итог всех троих печален: ничего из их дел Всевышний не принял, и их потащили лицом вниз и бросили в огонь Ада.

[1] Хаким, ат-Табарани. Хадис с похожим смыслом есть также у Бухари и Муслима.

[2] Первое издание. Дар аль-юср / Дар аль-минхадж, 2013/1434.

[3] Муслим, ан-Насаи.

 

Абу Яхья Аль-Ханафи, хафизахуллах

Продолжение следует, ин ша Аллаh.
________________________________

 Azan.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *