20.04.2024

БЫТЬ СОСРАДАТЕЛЬНЫМ, МИЛОСЕРДНЫМ И УМЕТЬ ПРОЩАТЬ

Совершенный му’мин – это душевный человек. Милосердие и человеколюбие – его самые яркие качества и суть его природы. Сострадание в сердце му’мина подобно негасимому пламени. Путь к тому небесному совершенству, которого может достичь человеческий дух, пролегает по ступеням милосердия и служения. Милосердие – свидетельство нашей веры в этом мире и субстанция, приближающая наши сердца к Господу нашему.

Человек служения, глубоко размышляя над сутью имен Аллаха «Ар-Рахман» (Милостивый) и «Ар-Рахим» (Милосердный), должен взять за основу своего служения Его творениям сострадание и милосердие. Ведь служение – практика милосердия. Все прекрасное обретается в результате служения, выполненного с состраданием, милосердием и смирением. Самый очевидный признак милосердия – это благотворительность. Поэтому, человек, посвятивший себя служению, должен быть щедрым. Ведь высокая нравственность и прекрасные черты характера взаимно дополняют друг друга. Сострадательный человек, как правило, щедр, щедрый человек обычно скромен, а скромный человек – истинный человек служения. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Всевышний Аллах – Щедрый, Обладатель Благосклонности; любит щедрость и высокий нрав…» (Суйути, аль-Джами ас-Сагир, I, 60).

Таким же образом дурной нрав и низкие качества взаимосвязаны друг с другом. Человек, лишенный сострадания и милосердия, бывает скуп, скупой человек обычно высокомерен, а высокомерный далек от служения.

Поэтому, от служения, выполненного в безнравственной, грубой, жесткой манере, не стоит ожидать добра. Еще большее значение эта особенность приобретает в таких служениях, как проповедь, наставление на истинный путь и призыв. Ведь в благородном аяте Слава мира, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), получил такое наставление:

فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا
غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ

«По милосердию, внушенному тебе Аллахом, ты [, Мухаммад,] простил им. Если бы ты был суровым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя…» (Али Имран, 159)

А сам Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), обращаясь к Благородной Айше (радыйаллаху анха), говорил:

«О Айша! Аллах добр и любит доброту. И вознаграждает за доброту так, как не вознаграждает ни за что другое» (Муслим, Бирр, 77).

В другом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Аллах любит полное смирения сердце, с печалью и состраданием призывающее людей к благу повиновения Аллаху. И отворачивается от черствого, занятого пустыми делами сердца, потерявшегося в тумане беспечности, проводя ночи напролет во сне и крайне редко поминавшего Аллаха» (Дайлами, Муснад, I, 158).

¯

Явная сторона религии понимаема и постигаема разумом, а ее скрытая и сокровенная, то есть сама суть, может восприниматься и усваиваться посредством души. В воспитании человека, привлечении и руководстве им, сострадание и любовь дают более благотворные результаты. Потому что подавляющее число людей, избегая подчинения грубой силе, послушны тем, кто относится к ним с любовью и состраданием.

Ведь любовь к учителю увеличивает интерес и прилежание к предмету, которому он обучает. Доброжелательный подход способствует воздействию не только на разум, но и на сердце. Таким образом, заслужив должную степень доверия в духовной сфере, можно полностью изменить личность человека. Поэтому, к каждому, а особенно к ученикам, следует подходить с состраданием и любовью для достижения наилучшего результата. Ведь завоевать человека можно лишь состраданием и любовью. Поэтому истинными покорителями мира можно считать тех, кто покоряет сердца.

Правители, которым неведомы любовь и сострадание, с трудом пытаются удержать людей в подчинении себе. И этим отравляют им жизнь. А достижения их все равно остаются на низшем уровне. Поэтому, ставить во главе людей человека, далекого от милосердия и сострадания, преследующего личные выгоды, будет являться угнетением человечества.

Несправедливость – последствие обделенности милосердием и любовью. Те, кто лишен этих двух высоких качеств, склонен к несправедливости. Сострадание порождается любовью. Так же, как нет счастья, покоя и блага в семейном очаге, который не опирается на фундамент любви, так нельзя ожидать благих результатов от служения, выполненного без любви.

Люди, нуждающиеся в нашем служении, подобны раненым птицам. Им может принести пользу любое благое служение, наполненное состраданием и милосердием. Для того чтобы овладеть этим методом милосердия в служении, нам тоже необходимо учиться. Суть этого обучения состоит в повиновении наставлениям тех, кто владеет морально-этическими нормами и средствами Тасаввуфа, то есть в духовном воспитании.

В самом деле, в человеке, посвятившем себя служению религии, собственное «я» и себялюбие должны уступить место высокой вдохновенной любви. Прелестные, нежные, хрупкие цветочки дерева милосердия только тогда начнут распускаться. Те, кто достиг совершенства любви и сострадательности в своих поступках, находится в постоянном поиске нуждающихся в материальной и духовной помощи. Ведь они в своем сердце ощущают страдания попавших в беду.

Каждое учреждение, в частности те, что дают духовное образование, должны стать школами милосердия, сострадания, самоотверженности и служения. Вместо того, чтобы загружать сухой информацией, они должны стать местами, где сострадание и любовь служения являются живым и осязаемым принципом. Ведь бездушный учитель, не способный привить своему ученику чувство любви; имам, не пробудивший в своих прихожанах чувства сладости веры и любви к Кор’ану; работодатель, не желающий позаботится о своих работниках, собрав их под крыло милосердия, – они все обделены милостью Аллаха, духовно нищие. А те, кто остаются бесчувственными к страданиям больных, калек и обездоленных, и вовсе далекие от всякого служения эгоисты.

Не следует упускать из виду, Всевышний Господь рядом с теми, у кого изранена душа и кто находится под гнетом. Избежавшие при помощи тысячи и одной уловки людского правосудия в этом мире, в один день они склонят в безысходности свои головы перед Всевышним Аллахом, давая отчет, в итоге которого окажутся в убытке.

Ведение процесса некоторыми судьями, неприступными из-за своего высокомерия и высоты положения, подобное действиям палача, старания некоторых учителей, проявляющих не любвь и милосердие при обучении Кор’ану, а грубые манеры и холодность – есть только бесполезный труд и изнеможение.

Каждый мусульманин и, прежде всего тот, кому вверено служение, должен всегда помнить суровое предупреждение Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Рассказать ли вам об обитателях Ада? Это люди бессердечные, далекие от понятия добра, скупые и не усмирившие свою гордыню» (Бухари, Айман, 9).

Как вид розового сада и цветочной поляны заставляет улыбаться самого грубого и невежественного человека, так же тем, кто руководит людьми необходимо обладать натурой цветов, смягчая самые черствые сердца, заставляя улыбаться самые хмурые лица.

¯

Одно из имен Всевышнего Аллаха – «Аль-Гафур», означающее «Прощающий». Исходя из этого, человек служения должен быть прощающим.

В священном аяте повелевается:

«Будь снисходителен [к людям], вели [им] творить добро, и не водись с невеждами» (Аль-А’раф, 199)

Умение прощать есть непосредственный результат любви к Аллаху и облагораживания личности Его Нравственностью. Созерцание всего созданного Взором Творца способствует подготовке прощения. Указ о прощении подписывается сердцем. Желающие наполниться божественной любовью – те, кто веет потоками прощения из садов духовности своих сердец. Только прощая других, мы заслужим прощения для себя. Человек, не способный прощать, поистине, обрекает себя на погибель.

Умение прощать – это способность простить того, на наказание которого имеется право. С этой точки зрения, истинное испытание – это уметь прощать, переборов свой нафс. То есть, указ о всеобщем прощении во время завоевания Мекки остается величайшим примером в этом смысле.

Особо отметим, что человек служения не тот, кто изучает грехи людей, а тот, кто укрывает их недостатки и слабости. Ведь Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) учил:

«Кто скроет недостаток товарища, его недостаток скроет в Судный День Всевышний Аллах. Кто же раскроет прегрешения товарища и его прегрешения раскроет Всевышний Аллах. И опозорит его, даже если он будет находиться у себя дома» (Ибн Маджа, Худуд, 5).

«Кто обвиняет брата в ошибке, не умрет, не совершив того же» (Тирмизи, Кыйама, 53).
Источник: fondihlas.ru

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *