18.04.2024

В ЧУЖОМ САДУ ТРАВА ВСЕГДА ЗЕЛЕНЕЕ

Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда (рахимахуллах), известный сирийский ученый, приводит в одной из своих книг следующий рассказ, который поведал ему некий ученый из Пакистана.

 
Однажды один простой человек, скромный чиновник, посетил по какой-то надобности своего повелителя — правителя княжества в Северной Индии. Правитель приветливо принял просителя и спросил его о причине его визита.
 
В ответ посетитель пустился в долгий рассказ о своих невзгодах и проблемах: работа у него тяжелая, платят мало, а подати растут, семья большая, жена сварливая, а дети непослушные, и еще куча родственников, которым также надо помогать, и благодарности ни от кого не дождешься… Так не был бы правитель милостив помочь ему — выделив ему такую-то сумму для его семьи, а также устроив кого-то из его родных на какую-нибудь должность при дворе?
 
Правитель согласился помочь ему, однако заметил при этом, чтобы он не считал себя самым несчастным человеком в государстве — есть люди, которые еще больше страдают от различных превратностей жизни. Взять хотя бы его самого — у него жизнь далеко не безоблачная, хотя он и правитель над большими землями.
 
Услышав эти слова, посетитель недоверчиво улыбнулся: «Какие же неприятности могут быть у такого могущественного и богатого человека как вы? Вам не надо думать о хлебе насущном — к вашим услугам любые кушанья и напитки, ваши дети получают наилучшее образование, ваша жена и прочие домочадцы не досаждают вам жалобами на недостаток денег для покупки продуктов и прочих необходимых вещей. Если, не дай Бог, кто-то у вас в семье заболеет, к вашим услугам лучшие врачи. Стоит вам высказать какое-то пожелание, как толпа слуг и придворных тут же наперебой спешит его исполнить».
 
В ответ на эти наивные слова правитель усмехнулся, но ничего не ответил и вежливо попрощался с визитером. Однако через некоторое время перед домом этого человека остановился посланец от князя, который передал его приглашение пожаловать сегодня к нему домой на ужин. Человек с одной стороны обрадовался такой оказанной ему чести, но с другой стороны несколько обеспокоился — может быть, правитель таким образом хочет наказать его за его слова — к примеру, бросив его в тюрьму, а это приглашение — только предлог? Однако, от подобных приглашений отказываться не принято, и наш герой со стесненным сердцем отправился во дворец князя.
 
Войдя во дворец, он увидел накрытый стол, на котором было всё, что только может пожелать человек: изысканные блюда с мясом и рыбой, самые лучшие фрукты, прохладительные напитки в красивых кувшинах. Навстречу гостю уже спешил радушный хозяин — сам князь: «Добро пожаловать, мой гость! Надеюсь, ты не откажешься разделить со мной эту скромную трапезу?» — произнес он.
 
«Интересно», — подумал про себя гость, — «если для нашего правителя подобная трапеза — скромная, что же у него подают по праздникам?». Не заставив себя уговаривать, он хотел было занять свое место за столом, как вдруг с ужасом заметил, что прямо над его головой видит обнаженный меч — причем, висит на тоненькой ниточке, которая может оборваться в любой момент! Подобное зрелище, разумеется, тут же лишило гостя аппетита, и он так и остался стоять возле своего места, не решаясь сесть на него.
 
Тем временем правитель как ни в чем не бывало приглашал его отведать чего-нибудь из приготовленных кушаний: «Что же ты медлишь, дорогой гость? Уверяю тебя, все блюда на этом столе — очень вкусные и прекрасно приготовленные!».
 
«О, повелитель», — наконец выдавил из себя тот мужчина, — «я бы с радостью принял ваше предложение, но мне мешает этот меч, который висит над моей головой. Как я могу наслаждаться вашим гостеприимством, когда я не знаю, в какой момент он обрушится на мою голову?»
 
В ответ князь улыбнулся и заметил гостю:
 
«Дорогой мой гость, помнишь, как в прошлый твой визит ты позавидовал моей жизни? Дескать, я могу жить в свое удовольствие и пользоваться любыми благами жизни? Но вы — простые люди, видите только внешнюю сторону жизни таких людей как я. Да, мы богаты и могущественны, мы живем во дворцах, где к нашим услугам все, что душа пожелает.
 
Но при этом мы должны думать о множестве самых разных вещей — откуда взять средства, чтобы заплатить жалованье нашим слугам, солдатам или чиновникам? На какие средства вооружить нашу армию, если вдруг кто-то из соседей вздумает напасть на наши земли? Если же в стране неурожай, наводнение, эпидемия заразной болезни, то любой правитель — если он действительно беспокоится о благе своих подданных, вообще теряет сон и аппетит, поскольку ему постоянно надо думать о тысячах разных вещей: чем накормить голодных, где приютить бездомных, как лечить больных и одновременно устроить все так, чтобы болезнь не распространилась на всю страну.
 
Надо прокладывать новые дороги, строить мосты или новые мечети, школы и больницы. Ведь если правитель — человек богобоязненный, он помнит о том, что Всевышний спросит с него о каждом из его подданных, за которых он был в ответе. Прибавь сюда наличие у нас завистливых родственников или коварных министров, которые втайне от нас могут готовить заговоры, мечтая свергнуть нас и занять наше место.
 
Иными словами, я целый день живу в положении человека, у которого над головой висит меч из разных забот, неприятностей и опасностей, готовых обрушиться на него в любую секунду. Так что это не ты мне, а, наоборот, я должен тебе завидовать. Да, ты — простой чиновник на скромной должности в моей стране, у тебя небольшое жалованье, так что твоя жена может жаловаться, что ей не хватает на те или иные вещи в хозяйстве, тебе надо помогать родителям и другим родственникам. Но при этом ты не боишься, что человек, который улыбается тебе в глаза, может подсыпать тебе в пищу яд или подослать к тебе наемных убийц. Тебе не надо целый день принимать просителей с жалобами, выслушивать доклады министров и принимать неотложные решения. Ты не боишься, что ночью тебя разбудит гонец из приграничной крепости с сообщением, что наши границы были атакованы вражеским войском.
 
Так что благодари Всевышнего за ту участь, которая тебе выпала, а не завидуй жизни других, поскольку твоя зависть чаще всего вызвана недостатком знаний о чужой жизни».
 
После такой отповеди гость, разумеется, был смущен и пристыжен. Как мало мы знаем о чужой жизни и как часто спешим поверхностно и необдуманно судить о ней!
 
Заметив стыд и испуг гостя, князь успокоил его: «Я не сержусь на тебя. Ты человек простой и в самом деле не мог задумываться о том, как тяжела на самом деле участь власть имущих людей. Сейчас я велю слугам убрать этот меч — который они по моему приказу повесили над столом, и ты все-таки попробуешь моё угощение, которое в самом деле очень вкусное. Но все-таки не забывай этого урока: будь благодарен Аллаху за то, что ты имеешь, а не считай, что кому-то повезло больше».
 
Какие уроки мы можем извлечь из этого рассказа?
 
1. Есть известная поговорка: «Трава в чужом саду всегда зеленее, а яблоки вкуснее». Иными словами, какой бы хорошей ни была жизнь человека, и какими бы милостями Всевышнего он ни наслаждался, ему всегда будет казаться, что соседу или родственнику повезло больше, и у него в жизни больше всяких благ.
 
На самом деле, это ловушка шайтана. Шайтан заставляет нас обращать наши взоры на жизнь других, заставляя нас забыть о милостях Аллаха, которыми мы наслаждаемся, так что мы впадаем в неблагодарность.
Недаром Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорит в одном из хадисов:
 

«Смотрите на тех, чья жизнь хуже вашей, а не на тех, чья жизнь лучше. Это лучше для того, чтобы вы ценили блага, данные вам Аллахом».

 

(Муслим)

 
2. Наша зависть к чужой жизни часто вызвана недостатком информации о ней. Мы видим только внешнюю сторону — особенно сейчас, когда благодаря соцсетям ничто из чужой жизни не скрыто от посторонних. И часто нам кажется, что проблемы преследуют только нас, а окружающие нас люди живут «в полном шоколаде», как принято говорить. Но это происходит от того, что мы просто не в курсе невзгод и проблем чужой жизни — ведь все любят говорить о своих успехах и достижениях, а проблемы принято скрывать от посторонних глаз (кто-то делает это потому, что не любит жаловаться, а кто-то — и из гордости, поскольку не хочет терять имидж успешного и благополучного человека).
 
3. Даже если случается так, что нас в самом деле постигают какие-то проблемы — а у кого их нет, подумайте о том, что это вовсе не значит, что Аллах немилостив по отношению к вам. Всевышний любит нас и знает, что для нас будет лучшим. Проблемы могут быть испытаниями, которые призваны научить нас чему-то или дать нам понять, что мы что-то делаем неправильно, и нам следует изменить что-то в нашей жизни. Если мы правильно поймем этот жизненный урок Всевышнего, наша дальнейшая жизнь — по Его милости, станет лучше и правильнее.
 
Мы можем не понимать или не видеть бесконечной мудрости, стоящей за решением Аллаха Тааля, но, тем не менее, мы должны доверять Ему и всегда оставаться довольными Его решением.
 
4. Большинство людей всю свою жизнь трудятся, чтобы накопить богатство или достичь высокого положения, убежденные в том, что богатство или власть гарантирует им счастливую и радостную жизнь. Однако богатство, власть и положение в обществе НЕ гарантируют счастья и мира, так как многие богатые люди живут в постоянном страхе, опасаясь за свое имущество или свою жизнь. И наоборот, есть много людей, которые не богаты, но ведут счастливую жизнь. Таким образом, мы должны научиться быть довольными и благодарными за то, что у нас есть, — это ключ к реально счастливой и благополучной жизни.
 Источник: azan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *