ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Священный Рамадан, Читальный зал > НЕВЕРОЯТНЫЕ ДОСТОИНСТВА ИФТАРА

НЕВЕРОЯТНЫЕ ДОСТОИНСТВА ИФТАРА

(Фото: yandex.ru).И ЕГО ВАЖНЫЕ АДАБЫ МЕЖДУ ВЕРУЮЩИМИ

Месяц Рамадан, помимо самого поста, славится и благословенными ифтарами – вечерами разговения. Они похожи на праздники: от самого скромного – когда верующий разговляется наедине, с семьёй, до великих масштабов, когда мечети, шатры и даже футбольные поля заполняются духом гостеприимства и единения мусульман. Конечно, ведь такое радостное состояние обещано самим Аллахом, ради которого соблюдаются посты. Посланник Всевышнего ﷺ сказал: «У постящегося есть две радости: одна при разговении, вторая при встрече со своим Господом» (Бухари).

Ифтар не является простой трапезой. В нём есть особая духовная польза, потому как разговение – одно из важных поклонений Рамадана, венец успешно выдержанного обязательного поста. На это указывают многие хадисы Посланника ﷺ. Так, в одном из них говорится, что мольба постящегося во время разговения не отвергается» (Тирмизи). В другом же упоминается о величайшей милости Господа, связанной со временем ифтара: «Каждую ночь Рамадана, во время разговения Аллах Азза ва Джаль освобождает тысячи людей от огня» (Байхаки, Ахмад [5/256]).

Но на этом щедроты Великого Аллаха относительно ифтара не заканчиваются и верующим продолжают раскрываться горизонты для достижения бОльших наград. Наш пророк ﷺ обрадовал свою умму вестью о том, что накормивший постящегося во время разговения, удостоится той же награды, что и сам постящийся за соблюдение поста! (Тирмизи № 807, Ибн Маджа № 1746; «Сахих аль-джами» № 6415) Более того, нет разницы накормят его до сыта или угостят лишь фиником, водой или чем-либо иным из еды (Байхаки).

Ислам высоко ценит такое поклонение как предоставление еды в качестве милостыни (и не только людям). Ценно оно потому, что еда необходима для существования всего живого. Это благо, исходящее в виде великой милости Творца, питающего абсолютно каждое своё творение – ещё одно свидетельство о единобожии. И когда кто-либо устремляется поучаствовать в доведении благ Всевышнего Его рабам, тот становится займодателем самого Аллаха: «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Аллаху прекрасный заём, он будет увеличен. Им уготована щедрая награда!» (аль-Хадид, 18).

Но ценность предоставления еды дорогому для Господа постящемуся гораздо выше. Ведь Всевышний говорит:

«Он отказывается от своей еды, своего питья и своих желаний ради Меня. Этот пост (он соблюдает) для Меня и Я воздам за него!» (Бухари)

Кормление нуждающегося сильно отличается от кормления (разговения) постящегося ради Аллаха. Потому Посланник ﷺ побуждал принимать участие в этом деле, проявляя услужливость, уважение перед постящимся хотя бы тем, чтобы лично преподнести стакан воды, налив её, пусть даже из рядом стоящего к нему кувшина.

Об этом сказано в следующем хадисе: «Когда пророк ﷺ оповестил сподвижников о том, что давший постящемуся для разговения воды избавится от грехов, те, желая уточнить, спросили: «Это из-за ценности воды по причине её нехватки?» Пророк ответил им: «Нет. Такой награды заслужит и тот, кто, сидя у реки вместе с постящимся, просто преподнесёт ему воды для разговения, почерпнув её из этой реки».

Знающие о таких наградах за кормление постящихся мусульмане, в месяце Рамадан стараются организовывать ифтары у себя дома или в иных местах, созывая на разговение своих единоверцев. И здесь так же есть определённые адабы, необходимые для соблюдения.

Первый из них – это отвечать на приглашение. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаются слова Посланник Аллаха ﷺ:

«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу [...] Если ты встретишь мусульманина, то приветствуй его; если он пригласит тебя, ответь на его приглашение; если он попросит у тебя совета, дай ему совет; если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага; если он заболеет, навести его; а если он умрет, то проводи его в последний путь» (Муслим).

Так же сказано, что кто без уважительной причины отвечает на такое приглашение отказом, тот проявляет высокомерие перед Аллахом и Его Посланником ﷺ.

Бывает так, что человек получает приглашение сразу от двух людей и тогда, получается, одному из них придётся отказать. В этом случае тоже следует поступать согласно исламскому адабу, который гласит: «Если приглашение поступает от двоих, то необходимо ответить на приглашение того, чья дверь находится ближе к твоему дому, ибо его право опережает право того, чья дверь дальше» (Бухари).

Нравственность верующего находит отражение во всех сферах его жизни и он старается избавляться от некрасивых, греховных черт своего характера. Одним из таких качеств может являться скупость, которой, казалось бы, нет места в добровольной организации ифтара для постящихся. Но, судя по хадисам, подобное всё же возможно и об этом Посланник Аллаха ﷺ говорил: «В еде щедрого – исцеление, в еде скупого – болезнь» (Дайлами, Хаким и др.). А Имаму Газали принадлежат такие слова: «Аллах Табаракя ва Та’аля гордится перед ангелами своим рабом, который щедро накрывает столы с целью накормить ради Него людей». Исходя из вышесказанного, правильным будет – избегать скупых людей и скупости в самом себе.

Проявление чуткости в отношении друг к другу – из адабов нашей религии. Поэтому, если известно о трудном финансовом состоянии желающего пригласить на ифтар, то такому следует вежливо отказать с намерением не обременять человека.

Возможно, более уместным будет пригласить его самому, тем самым избавив обоих от неловкого положения. Однако, считается высокомерием, если приглашённый отказывает бедному из-за его бедности и отвечает богатому из-за его богатства! И мусульманам вовсе нельзя отвечать на приглашения, если заранее известно, что там будут происходить запретные, неподобающие верующим вещи.

У некоторых людей, особенно из обеспеченных стран, существует ошибочное мнение, что если вокруг них одни богатые люди, которые могут позволить себе любую пищу, то нет необходимости организовывать для них ифтары. Они думают, что главная их цель – накормить нуждающихся и только так возможно получить награду от Всевышнего. Такое мышление – заблуждение. Религия не строится на домыслах и логике, она основывается только на том, что написано в Коране и с чем пришёл посланник Всевышнего. Так что, если даже накормить нуждающихся во всём мире, сделать их богатыми, это не будет равноценным ифтару. Эти деяния имеют отдельные места и разные награды в нашей религии.

Ифтар – один из особых видов поклонений Аллаху Газза ва Джалля. А поклонение, как известно, совершается исключительно ради Его Лика и довольства. Организовывая вечера разговений или отвечая за них, верующий должен помнить об искренности и не допускать в своё сердце какие-либо корыстные, мирские цели. Тогда милость Аллаха непременно постигнет его в полной мере. Ведь обещание Всевышнего – Истина.
Айна Замаева
Источник: islam-today.ru


This post has been viewed 145 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Священный Рамадан, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru