Если твой брат по религии доставит тебе какое-либо неудобство, то ищи в себе семьдесят причин, из-за которых это произошло.
Шейх Ад-Дамашки (рахматуллахи алейхи) сказал:
– Есть три наилучшие черты характера:
1. Прощать, когда есть силы отомстить.
2. Быть скромным, даже во время унижения.
3. Давать, не делая одолжений и ничего не ожидая взамен.
Великие праведники Ислама сказали:
– Если твой брат по религии доставит тебе какое-либо неудобство, то ищи в себе семьдесят причин, из-за которых это произошло.
Если твое эго (нафс) не воспринимает этого, то скажи ему: «Вот какой у тебя скверный характер, что ты вынуждаешь других делать тебе плохо».
Если недостаток твоего брата превращается в грех, то надо ему красиво и доступно объяснить, чтобы он прекратил это.
Ибрахим Ан-Нахаи (рахматуллахи алейхи) сказал:
– Не расставайся со своим братом из-за совершенного им одного греха. Раз он совершил его сегодня, то завтра он его не совершит.
Абу Дарду (радыйаллаху анху) спросили:
– Если твой брат совершил грех, будешь ли ты его считать врагом?
Он ответил:
– Грех – мой враг, а он – мой брат.
Дружить с кем-либо – это не грех, а прерывать дружбу – это грех. Если друг причинил тебе вред и попросил за это прощение, то лучше простить его. И даже если знаешь, что он неискренен, прости его.
В племени Бани Исраиль были два человека, которые сильно любили друг друга. На одной из горных вершин они вместе совершали богослужения. Один из них отправился в город за покупками. В харчевне его взор упал на некую женщину и задержался на ней. Хотел он этого или не хотел, он остался с той женщиной.
Спустя некоторое время друг отправился его искать. Узнав все, что с ним произошло, он пришел к нему. Но тот от стыда сказал своему другу:
– Я тебя не знаю.
Однако его друг ответил:
– Не переживай так, мое сочувствие к тебе очень велико, – и поцеловал его.
Он понял, что не упал в глазах друга. И сразу же покаявшись в своих грехах, он ушел вместе с ним.
Одно из Имен Аллаха Всевышнего – Аль-Гафур – Прощающий. Аллах наделил этими качествами Своих Пророков. Об этом сказано и в Священном Коране, и в Таурате.
Всевышний Аллах повелел нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) быть прощающим:
– О самый любимый Мною! Не придерживайся пути силы, а придерживайся пути облегчения.
Когда Джабраиль (алейхис салям) был спрошен о смысле этого аята, он ответил:
– Прощать того, кто причинил тебе зло.
В известном хадисе сказано, что в Таурате и Инджиле последнего Пророка характеризуют так:
«Он не грубый и не жестокий, а он прощающий и великодушный».
Хаджи Байрам Вали (рахматуллахи алейхи) говорил:
– Не разглашайте недостатки, постыдные поступки своих друзей и секреты своих соседей, т.к. эти вещи даны вам на сохранение (аманат), а растрачивать данное на сохранение – это один из противных поступков.
Это не означает потворствовать грехам, это значит не пустословить.
Источник: islam-today.ru