ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > НРАВСТВЕННОСТЬ В ИСЛАМЕ

НРАВСТВЕННОСТЬ В ИСЛАМЕ

дружба

КАК ВЫБРАТЬ ДРУГА?

Не спрашивай о человеке, кто он, а спроси о друге,
Ведь он пример берёт с него всегда.
И если плох он, отстранись, не думай,
А коль хорош, то подружись,
И он дорогой истинной поведёт тебя.

Ислам высоко ценит дружбу, которая основывается не на личном интересе, а на чувстве братства и любви ради Аллаха. Дружба связывает людей, способствует их духовному росту, открывает перед человеком новые возможности для получения знаний и совершения  благих дел.  Но для того, чтобы ничто не омрачало взаимоотношений между друзьями, они должны любить друг друга исключительно ради Всевышнего, а не ради материальных интересов или иной выгоды. В одном хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)  назвал дружбу ради Аллаха «самой надежной из уз веры».

Дружба – это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам  не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего, в самом себе добро.

Как прекрасны слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Наиболее совершенна вера у верующих с превосходным нравом, которые любят друзей и которых любят друзья. И нет добра в том, кто не любит друзей и кого не любят друзья».

Как выбрать друга?

Во взаимоотношениях друг с другом люди делятся на незнакомых, знакомых и друзей.
Если человек находится среди незнакомых людей, то этических норм, которых он должен придерживаться, пять:

  • не влезать в их разговоры,
  • как можно меньше слушать их ложные слухи и тревожные рассказы,
  • не обращать внимания на то, что из их уст выходят нецензурные выражения, 
  • избегать многократных встреч с ними и нужд к ним,
  • обратить внимание на их дурные поступки посредством вежливого обращения к ним и наставления, в надежде принятия ими этого.

Что касается друзей и братьев по вере, то ищущему знания  следует придерживаться по отношению к ним двух правил.

Правило первое.

Сначала потребовать соблюдения условий дружбы. Ислам не разрешает устанавливать дружеские отношения кроме как с теми, кто достоин дружбы. Пророк (мир ему и благословение)  сказал:

قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: (المرء على دين خليله فلينظر أحدكم من يخالل)

«Человек исповедует религию своего друга, и поэтому пусть каждый из вас обратит своё внимание на того, с кем он дружит» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).

При выборе друга в жизни, религии и учёбе необходимо обратить внимание на следующие качества:

1. Ум. Нет ничего хорошего в дружбе с глупцом, ведь такая дружба приводит к одиночеству и разрыву отношений. Самое лучшее, что можно ожидать от такой дружбы – это вред, в то время как он хочет помочь. Умный враг лучше глупого друга.

Али, повелитель правоверных (да будет доволен им Аллах) сказал: «Ты с глупцом не дружи и всегда избегай его. Сколько было глупцов, что погубили умного, когда тот с ними сблизился!  О человеке судят по другому человеку, когда они ходят вместе. У одной вещи по отношению к другой может быть сходство. И от сердца к сердцу  при их встрече есть путеводитель».

2. Благой нрав. Ищущему знания не следует устанавливать дружеских отношений с теми, у кого дурной нрав. Таковой не может сдерживать себя в руках при гневе.

Алкамат аль-Утаридийу (да смилуется над ним Аллах) в завещании сыну сказал:  «О сынок! Если ты хочешь с каким-нибудь человеком установить близкие отношения, то дружи только с тем, кто может, оценив твою преданность ему, защищать тебя. Если подружишься с ним, то он приукрасит тебя. Если у тебя закончится провизия — снабдит тебя ею. Дружи с тем, кто при протягивании тобою руки к добру, свою тоже протягивает. И если увидит от тебя хорошее — воспримет его, увидит плохое — скроет его. Дружи только с тем, кто верит твоим словам при твоём обращении к нему. И если ты ведёшь какое-нибудь дело, то окажет тебе содействие и поможет. Если же вы оба поспорите в чем-либо, уступит тебе».

Али (да будет доволен им Аллах) сказал:  «Истинный друг — тот, кто в трудную минуту на помощь приходит, и жертвует собой, чтобы помочь тебе, и  при превратностях судьбы ради решения твоих проблем ломает себе голову и расчленяет целостность своей души и разума ради твоей целостности».

3. Набожность и благочестие. Нельзя брать в друзья нечестивого человека, постоянно совершающего большие грехи, ибо тот, кто боится Аллаха, не совершает их.  Нет гарантии, что тот, кто Аллаха не боится, не совершит плохие дела, скорее всего, он изменится с изменением ситуации и обстоятельств.

Необходимо оставить  дружбу с порочным человеком, так как постоянное проявление беспутства и греха удалит из его сердца неприязнь к греху, и ему самому станет легко совершать его. Вот почему сердцам людей стало легко терпеть грех злословия (гибат) за спиной кого-либо в силу их привычки к нему! Но ведь злословие за спиной кого-либо — более тяжкий грех.

4. Следует оставить  дружбу с алчным человеком, ибо это — смертельный яд. Человеческая натура по природе такова, что всегда старается на кого-то походить и следовать ему. Даже натура хорошего человека копирует с натуры плохого, не замечая этого, и пребывание в компании алчного человека прибавляет алчность, а пребывание же в компании благочестивого — прибавит  благочестия.

5.Честность. Человек не должен дружить с лжецом, так как, будучи с ним, он окажется всегда обманутым. Он подобен миражу, потому что представляет близким то, что далеко, и далёким то, что близко. Возможно,  человек и не допускает вероятность того, что эти качества могут обнаружиться у него. Тогда ему надлежит выбрать одно из двух:

а) отдалиться и изолироваться — в этом гарантия его самосохранения;

б) поддерживать отношения со своими друзьями в соответствии с их качествами, учитывая, что различаются:

- друг для Того света (ахирата) (нельзя принимать во внимание ничего, кроме его отношения к религии);

- друг для жизни (следует учитывать в нём благонравие);

- друг для общения (необходимо остерегаться его вреда, соблазна и коварного обмана).

В целом различаются три типа людей:

1. Одни подобны пище, без которой невозможно обойтись.

2. Вторые подобны лекарству, необходимому только в некоторых случаях.

3. Третьи подобны вовсе ненужной болезни. Иногда раб Аллаха подвергается испытанию данным обществом, в котором нет ничего радостного и полезного, и поэтому необходимо угождать ему, чтобы спастись от его вреда. В наблюдении за ним кроется огромная польза, которая состоит в том, чтобы наблюдать за его мерзкими действиями и поступками, которые выглядят таковыми, и поэтому следует остерегаться их. Ведь счастливый человек — это тот, кто учится на ошибках другого.  А верующий человек — это зеркало другого верующего.

Однажды пророка Ису (мир ему) спросили: «Кто тебя воспитал?» Он ответил: «Меня никто не воспитывал. Но при столкновении с плохими поступками невежды я остерегался их». Он верно сказал: «Если бы люди остерегались делать того, чего сами не хотят, чтобы  делали им другие — то их нравственность усовершенствовалась бы, и они не нуждались бы в воспитателях».

Второе правило - это соблюдение обязанностей в дружбе. И как только установится дружба между людьми и возрастут их дружеские отношения, на них возлагаются обязанности, необходимость которых диктуется самой дружбой. При их исполнении соблюдается много этических правил. Пророк (мир ему и благословение)  сказал:

(مثل الأخوين مثل اليدين تغسل إحداهما الأخرى)

«Двое друзей подобны двум рукам, одна из которых моет другую» (Ад-Дайлами).

Однажды Пророк (мир ему и благословение)  зашёл в чащу леса и сорвал там два сивака, один из которых был кривой, а другой — ровный. С ним был один из сподвижников. И он дал ему ровный, а для себя оставил кривой. Тот сказал: «О  Посланник Божий! Ведь Ты более достоин ровной, чем я. На это Пророк (мир ему и благословение)  ответил:

(ما من صاحب يصحب صاحبا ولو ساعة من نهار إلا وسئل عن صحبته، هل أقام فيها حق الله تعالى أو أضاعه)

«Нет такого человека, который дружит с кем-либо хотя бы в течение одного часа, с которого не возьмут отчёт в Судный день и не спросят, исполнил ли он в дружбе долг перед Аллахом, или же дал ему пропасть?».

Так же он (мир ему и благословение)  сказал:

(ما اصطحب اثنان قط إلا وكان أحبهما إلى الله تعالى أرفقهما بصاحبه)

«Когда двое становятся друзьями, то из них более любимый для Всевышнего — тот, кто более милосерден и мягче обращается со своим другом» (Аль-Хаким и ибн Хиббан).

Этические нормы дружбы:

1.Оказывать помощь деньгами другу. Если это невозможно, то пожертвовать хотя бы излишком своего имущества  в пользу друга, если он нуждается в помощи.

2. Оказывать  помощь другу в скорейшем удовлетворении его потребностей, не заставляя его самого просить.

3. Хранить общую тайну, скрывать недостатки друг друга и помалкивать, не доводя до друга порицания людей, высказанные в его адрес, которые могут доставить ему душевную боль.

4.Следует доводить до друга хвалебные высказывания людей о нём, которые доставят ему радость, слушать его внимательно при беседе и не проявлять в этом претензии и сомнения.

5. Желательно называть его самым любимым для него именем, и похвалить его за хорошие качества без обмана и преувеличения,  благодарить его в лицо за хороший поступок, защищать его, когда за спиной злословят о нём, понося его честь, и наставлять его мягко и намёками, если он нуждается в этом.

6. Так же следует прощать ему ошибки и оплошности, и не упрекать его за это.

7. Прочитать за друга дуа при  жизни и читать их после его смерти.

8. Заботиться о его детях, семье и родственниках после смерти друга.

9. Не возлагать на него решения своих проблем, облегчая ему жизнь, и успокаивать его сердце, беря на себя его заботы, и открыто выявлять радость всему тому, что доставляет ему удовольствие.

10. Следует также при встрече первым приветствовать его.

11.Уступать ему место и сопровождать его, когда он собирается уходить.

12.  Хранить молчание, когда он разговаривает, не перебивать, пока не завершит свою речь.

Если человек не желает своему другу того, чего желает для себя, то такая дружба — это лицемерие. Эта дружба обернётся бедой на этом и на Том свете.  Всё упомянутое – это соблюдение  этикета по отношению к неизвестному человеку и к друзьям, с которыми встречается человек. 

А что касается третьей категории людей, то это — просто знакомые, которые не относятся к категории друзей. Поистине, вред причиняют знакомые, поэтому следует остерегаться их вреда. Друг помогает, незнакомый не вмешивается в дела незнакомых людей. Поистине, весь вред исходит от знакомых, которые только своими языками публично выражают верную дружбу.

И поэтому необходимо сократить количество таких знакомых. Но, если всё-таки придётся завязывать с ними какие-либо отношения — не следует презирать кого-либо из них, ибо неизвестны их качества.  И если в сердце человека богатые люди занимают высокое место, то он перед Всевышнем  пал очень низко.

Человек должен остерегаться жертвовать принципами религии, чтобы получать от них материальные блага. Не было ещё человека, который, поступив подобным образом, не унизился бы в их глазах. Позже он лишается и того, чем они располагают (материальные блага).

Если знакомые враждуют, то нельзя отвечать им враждой, ибо человек не в силах успокоиться только тем, что отвечает им взаимностью. И тогда вера человека пропадёт из-за этой вражды с ними и из-за них затянется его утомлённость.

Нельзя питать симпатии и склоняться сердцем к ним, когда они оказывают тебе почтение, хвалят в лицо и открыто заявляют о своей любви к тебе. Поистине, если выяснится подлинность всего этого, то не отыщется даже среди ста хотя бы один достойный! И глупо рассчитывать на то, что внутреннее и внешнее отношение знакомых к нему — одинаково.

Не следует  удивляться клевете знакомых и злиться из-за этого. Поистине, если человек на самом деле справедлив, то он найдёт те же самые  недостатки и в самом себе. Тоже самое — клевета, поклёп, которые он творит по отношению к друзьям, близким, даже по отношению к своему учителю и родителям. Поистине, он говорит в их отсутствие то, что никогда не скажет им в лицо!

Следует исключить полностью надежду на богатство, славу и помощь знакомых, так как алчный человек в большинстве случаев, в конечном счёте, остаётся ни с чем — и в этом положении он, несомненно, становится униженным.

Если попросить знакомого решить какую-нибудь проблему, и он её разрешит, то сначала следует поблагодарить за это Аллаха, а потом — и его. А если он не исполнит просьбу, то нельзя порицать его и жаловаться — иначе можно стать для него врагом.

Необходимо вести себя подобно верующему (мумину), который ищет оправдания для всех, но не походит на лицемера, который постоянно находит всякие недостатки в других. И  следует говорить: «Возможно, он провинился по неизвестной мне причине».

И не следует наставлять никого из знакомых, пока не обнаружатся в нём признаки реальной возможности восприятия им назидания. В противном случае, он не станет даже слушаться и превратится в соперника.
Когда они совершают ошибку в каком-нибудь деле и их гордость не позволяет им прислушаться к нравоучению — не  следует наставлять их, кроме как в тех случаях, когда это касается греха, совершённого ими в силу невежества. И тогда  необходимо напомнить знакомым об истине, тактично, без грубости.

Если они благодарят и оказывают уважение, то следует поблагодарить за это Аллаха, Который сделал так, чтобы они возлюбили человека. Исправление пороков знакомых следует поручить Всевышнему и просить Его, чтобы Он сохранил от их зла.

Нельзя порицать знакомых и говорить им: «Почему вы не соблюдаете свои обязанности передо мной? Ведь я такой-то, сын такого-то, и я — превосходный учёный». Поистине, это слова глупцов. И наиболее глупые люди — это те, кто оправдывает себя и хвалится.

Аллах не подстрекает знакомых против человека, кроме как из-за греха, совершённого им раньше, и поэтому всё время следует просить у Него прощения грехов и знать, что зло, исходящее от знакомых – наказание Всевышнего. 

И  необходимо находиться среди знакомых — слышащим истину от них, глухим к их лжи, всегда говорящим им об их лучших сторонах, умалчивающим  о плохих.

Человеку нужно остерегаться знакомых, так как они выжидают, когда его постигнут превратности судьбы из-за их зависти к нему. Они судят его по своим предположениям. И подмигивают глазами друг другу за его спиной, перечисляют все его ошибки при общении с ними. Даже при гневе и споре готовы, укоряя его, сказать о них ему прямо в лицо. Они не простят даже незначительную ошибку, либо промах в его словах и действиях. И никогда они не скроют его недостаток и будут отчитывать за каждую мелочь. И знакомые завидуют  человеку в большом и малом, и  подговаривают против него его же братьев посредством сплетен, доноса и клеветы. При удовлетворении,  их внешность — это лесть, если же они разозлятся,  их внутренность — это гнев.

Их внешность — одежда, а внутренне они подобны волкам. Эти слова подтверждены наблюдениями за многими из них, кроме тех, кого Аллах сохранил от этого. Сопутствовать таким — убыток, а общение с ними — поражение. Упомянутые качества — это качества тех, кто открыто заявляет о своей дружбе. А что же говорить о врагах?

Аль-кази ибн Маруф (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Остерегайся врага один раз, а друга — тысячи раз, ибо, возможно, друг твой изменится, и лучше будет знать, как тебе навредить».

Схожая мысль высказана другим учёным ибн Тамамом: «От врага можно извлечь пользу больше, чем от друга. И посему не увеличивай число друзей, ведь большинство болезней бывает от чрезмерного питья и пищи».

Хилал ибн Иля (ар-Раккий) сказал: «Когда я всем простил и ни на кого злобу в сердце таить не стал, я от забот вражды душу свою освободил, и при виде врага стал приветствовать его, чтобы защитить себя от зла его.  Я улыбаюсь человеку, которого и видеть не хочу, как будто он мне радостями заполнил сердце. Я не в силах уберечься от того, кого не знаю. А как же сберечься от привязанных ко мне людей. Люди — это болезнь! Лекарство явное от них — это не беспокоить их. Но если грубо обходиться с ними, то разорвутся братские узы. Не причиняй людям зло, этим сам сохранишься от зла их. И стремись заработать их любовь. С людьми будь обходителен и терпи страдания, исходящие от них, как будто ты глухой, немой и слепой, и перед Аллахом страх питающий».

Один мудрец сказал: «Друга и врага встречай приветливо, не унижаясь перед ними и не боясь их. Почитай их без гордости  и будь прост с ними без унижений. И во всех делах придерживайся «золотой» середины, так как,  оба конца – крайности, порицаемы».

Ещё говорят: «В делах придерживайтесь «золотой» середины. Она, поистине, прямая дорога, ведущая к истине. В ней не будь небрежным иль чрезмерным, так как обе эти крайности достойны порицания».

Человеку не следует смотреть горделиво и не нужно вертеться постоянно. Также не следует сидеть так, будто готов вскочить. Пусть место, где ты сидишь, будет спокойным, а разговор – отчётливым и равномерным. Пусть каждый внимательно слушает прекрасные слова тех, кто с ним беседует, не выражая чрезмерного удивления. Неблагопристойно просить собеседника повторить сказанное, часто рассказывать анекдоты и смешные истории.

Не нужно наряжаться подобно женщине, но нельзя и быть неряшливым. Нельзя настаивать на решении людьми своих проблем, а также  побуждать кого-либо к притеснению кого-либо. Если придётся спорить, то следует проявить снисхождение. Возбраняется проявлять свою невежественность и торопливость. Необходимо поразмыслить над своими доводами. И только тогда, когда эмоции улягутся — можно начинать говорить.

Нужно дружить только с теми, кто будет поддержкой в богобоязненности и послушании Аллаху, кто поможет приобрести и постичь полезные знания. Человек должен общаться только с теми, кто может научить его чему-либо и у кого он может поучиться. Если же он  сдружится с тем, кто попусту тратит бесценное время, кто ничему хорошему его не учит и кто не поддерживает его в благих деяниях — то пусть любезно прервёт с ним отношения с первых же дней знакомства, пока их дружба не окрепнет! Ведь от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. И если он будет нуждаться в друге, то пусть выберет того, кто будет праведным, набожным, богобоязненным, благочестивым, умным, добродетельным, не причиняющим зла, уступчивым и не вступающим в споры товарищем. Если он забудет упомянуть Аллаха, то  хороший друг напомнит ему, а если упомянет, то поддержит его, когда надо, утешит, а когда раздражается, внушит терпение.

Больше всего следует остерегаться дружбы и общества двух категорий людей: лентяев и плохих друзей. Нужно всячески остерегаться общества невежественных, не знающих стыда, скверных, имеющих дурную славу, малоумных и бестолковых людей, поскольку общение с ними может стать причиной лишений и бедственного положения человека.

Нужно остерегаться дружбы с лентяями, которые стремятся к мирским усладам, привлекают и прельщают ими. И остерегаться общества праздных, незанятых делом, предавшихся пустословию и забавам людей, которые  отвлекают. Ведь душа человека будет украдкой перенимать черты их характера, а он об этом даже не будет подозревать. Человек оказывает влияние на собеседника не только словами и поступками, но даже и взглядом! Взгляд, рассматривающий определённый образ, порождает в душе человека качества, присущие тому, на кого он смотрит….

Не разрешается обижать никого из друзей и обращаться с ними плохо — напротив, следует быть для них хорошим другом и товарищем. Сидя на уроке, нельзя стеснять никого из друзей и надо уступать место, чтоб они тоже могли сесть.

Если одному из друзей будет что-то непонятно на уроке и он попросит учителя объяснить, то учащемуся следует выслушать его ответ и, быть может, повторяя, он узнает для себя что-то новое. Нельзя говорить что-нибудь неуважительное в адрес друга или видом показывать пренебрежительное отношение к его умственным способностям. Имама Абу Ханифу (да будет доволен им Аллах) спросили: «Как ты достиг таких больших знаний?». Он ответил: «Я не скупился поучать и не гнушался учиться».

Если учащийся вместе с остальными по очереди читает урок перед учителем, то должен соблюдать очередь товарищей и не читать раньше, кого бы то ни было без их на то согласия.

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Желательно, если предшествующий уступит свою очередь следующему за ним незнакомцу с тем, чтобы заверить его в своём уважении и безусловном покровительстве ему.

Ищущий знания обязательно должен участвовать в обсуждениях, дискуссиях и обменах мнениями,  которые должны проходить в атмосфере беспристрастности, благоразумия и внимания, без негодования и ссор. Ведь обсуждения и дискуссии – это совет, а совет собирается  только для того, чтобы отыскать истину, которая постигается только благодаря внимательному и беспристрастному рассмотрению, а не в результате ссор и негодования».

Правила общения с людьми.

В общении со всеми людьми человек должен раскрывать лучшие черты характера, проявлять радушие, угощать людей, сдерживать гнев, не причинять никому обид, проявлять самопожертвование, не проявлять эгоизм, быть с людьми справедливым, не требуя справедливости для себя, благодарить за оказанную любезность, делать всё, чтобы людям было удобно, стремиться удовлетворять их потребности, использовать влияние, ходатайствуя за них, любезно обходиться с бедняками, проявлять любовь к соседям и родным.

Так же следует быть  мягким к людям. Говорят: «Ничто так не подходит друг к другу, как  кротость к знанию». Один учёный  сказал: «Как прекрасно знание, которое украшает кротость, и как прекрасна кротость, которую украшают мягкость и доброта!».

В хадисе говорится:

(من يحرم الرفق يحرم الخير كله)

«Кто лишён мягкости (и доброты), тот лишён всех благ» (Муслим и Абу Дауд).

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас сказал: «Когда кто-нибудь шептал Посланнику Аллаха на ухо, я не видел, чтобы он отстранял свою голову прежде, чем тот не отстранит свою, и когда кто-нибудь брал его за руку, я не видел, чтобы он отпускал её  прежде, чем тот отпустит её».

Передают, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение)  сказал:

(لا يدخل الجنة الجواظ ولا الجعظرى)

«He войдёт в Рай грубый и чёрствый человек» (Абу Дауд).

Что же касается обходительности, то здесь имеется в виду смирение, мягкость в речах и вежливое обращение с людьми — ведь это больше всего способствует дружбе, согласию и взаимопониманию. Но вежливость не следует понимать как угодничество.  Если человек увидит, что кто-то не совершает молитву или другие обязательные предписания, то должен вежливо и мягко сделать ему наставление. Человека украшает наличие ума, любовь и уважение к людям, признание заслуг достойных людей и старание не замечать  упущения невежд.
Авторы: Омаров М. Керимов М.
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 448 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru