20.04.2024

ДА МЫ ХОТИМ БЫТЬ ЧИСТЮЛЯМИ

Омовение предшествует намазу, в покаянии и молитве мы очищаем души. Что может быть красивее, желаннее?
Благое, полезное дело – содержать своё тело в чистоте, поддерживать чистоту вокруг себя. Ислам в этом смысле предусматривает чёткие рекомендации. Выполняя их, субханаллах, мы выполняем предписанное для правильного поклонения.

«Моем лапы, нос и хвост»

 

Малышей по-разному начинают приучать к чистоте. Одна девчушка услышала строчку во время утреннего туалета: «Моем лапы, нос и хвост, для нас это не вопрос». И впредь утреннее умывание совершала всегда с улыбкой, напевая незамысловатый, но полюбившийся стишок. Занятно, что эта строка веселит и моих знакомых из числа молодёжи, подростков. Возможно, с элементом юмора нам в любом возрасте становится проще совершать нужное и обязательное.

Иногда я рассказываю знакомым малышам, как любят купаться животные, как каждое утро моют сами себя и своих котят кошки или как следят за чистотой в гнёздах птицы. И нам, людям, стоит воспитывать в себе лучшие привычки.

Примерно месяц назад прошла информация об итогах небольшого опроса на тему, что вызывает раздражение у жителей Финляндии в отношении туристов из России. На первое место вышли не возмущения превышениями скорости на дорогах, не скупка недвижимости и даже не стремление воспользоваться благами страны за счёт родственников, постоянно проживающих в Суоми.

 

 

Без очереди и в сапогах на унитазе

 

Самых негативных оценок удостоились две привычки россиян. Первая – несоблюдение очерёдности, стремление нарушить порядок, купить товар, получить услугу вне очереди. Вторая – несоблюдение чистоты в туалетах, привычка туристов из России взгромождаться, аки орлы, ногами на унитазы. На чистейшие финские унитазы в грязной обуви!

По поводу нетерпеливого поведения россиян в очередях ещё можно что-то понять – отголоски отвращения к ним со времён тотального советского дефицита. А вот насчёт туалетов стыдно объясняться. В собственных квартирах, в своих туалетах абсолютное большинство людей так себя не ведут! Если россияне не доверяют чистоте мест общего пользования в своей стране, рассуждают финны, то почему степень сомнения переносится автоматически на другой народ? Почему, в конце концов, не пользуются гигиеническими прокладками для стульчаков? Не нравятся чужие средства гигиены – никто не против, чтобы провозили свои…

 

 

Пришла, омылась, написала

 

В прошлом году в одном из карельских СМИ вызвал множество откликов репортаж петрозаводской журналистки, которая решила пожить в режиме исламских традиций, соблюдая внешние требования, в том числе гигиенические. Девушка описала, как женщина-мусульманка доброжелательно учила её омовению, и как она (судя по тексту, впервые так тщательно) приводила себя в порядок после посещения туалета.
Завершила журналистка свой, в основном развлекательный, материал признанием, что никогда не чувствовала себя такой чистой, намытой, как в дни, проведённые в мечети.
Некоторые читатели выразили удивление: зачем о таком интимном распространяться? Другие – искреннее удивление: если так в Исламе предписано заботиться о чистоте, значит, здоровая, разумная религия…

Для мусульман и мусульманок в России есть вполне конкретная, очень значимая проблема: поддержание чистоты тела, сохранение омовения. Это остро испытывают те, кто работает в светских организациях, многие водители транспорта, работники рынков, строители и так далее. Для мусульман оказываются на порядок важнее обстоятельства: наличие как такового туалета, наличие чистой проточной воды, возможность правильного выполнения омовения.

 

 

Когда нет даже будки  с очком

 

Помню, каким прорывом цивилизации представлялись первые платные туалеты, появившиеся в стране с началом перестройки. Легче, комфортнее стала жизнь командированных людей, которым приходится много времени проводить на вокзалах и в транспорте. Спокойнее стало родителям, которые могут отвести ребёнка в чистый туалет.

Но эта услуга распространена в основном в больших городах, в местах массового присутствия народа. Мне уже приходилось писать, что в северных районных городах – даже в их центрах – нет хотя бы самых простых деревянных будок с очком. И каждый решает проблему по своему разумению.

Почему так? Почему у местных властей не появляется мысли о том, что это не только некомфортно, но более того – не этично, не совмещается со стыдливостью нормальных людей? Моя версия ответа на эти вопросы самая незамысловатая. Потому что для светского государства, в принципе, не важно, что нет традиций чистоты у общества в целом. Лишь бы не грянула эпидемия типа свиного гриппа или другая моровая болезнь. Тогда будет объявлен аврал, чрезвычайка, появятся люди и деньги.

Но именно муниципальные власти обязаны заботиться об условиях, которые необходимы для удобства граждан, о чистоте и порядке. В российских регионах установление территорий муниципальных образований органов власти давно осуществлено, муниципальных чиновников более чем предостаточно. Но они по-прежнему удивляются, приезжая из загранкомандировок: почему их коллеги чуть ли не по полтора часа совещаются по поводу установки одного общественного туалета? Для российского чиновника эта тема не становится ближе, возможно, потому, что его кабинет на одном этаже со служебным туалетом.

 

 

Не стоять, но сидя можно

 

Только что многие сайты опубликовали информацию о том, что законодатели Швеции считают необходимым рекомендовать мужчинам садиться на стульчаки при посещении туалетов (можно прочесть здесь: http://www.islam.ru/news/2012-06-15/4476). Мелко? Несерьезно для законодателя? Отчего бы людям не справлять нужду так, как им удобнее? Но законодатели данной страны считают, что здоровье и обеспечение санитарии в местах общего пользования – также их забота.

При отсутствии писсуаров для мужчин это лучший вариант не оставить брызг мочи. Сидя справлять малую нужду более эффективно и полезнее для внутренних органов. Присаживаясь на корточки, справляли нужду степняки. …Если серьёзно, то бытовые традиции (наличие бань, содержание в чистоте общественных мест, содержание бассейнов) отражают установки не только сугубо прагматичного характера.

 

 

Аскеза, она же упражнение

 

Известно, что мусульмане, войдя в Испанию, строили бани, туалеты. Эти постройки были уничтожены впоследствии вернувшимися на эти территории христианами. Идеологема умерщвления плоти, презрения к плотскому в человеке идёт от христианской аскезы. Но находит практическое воплощение в отторжении даже очевидно необходимых санитарных условий, удобств, не говоря о комфорте. Хотя само греческое слово «аскеза» имеет значение очень симпатичного, необходимого понятия – «упражнение». В таком понимании мусульмане постоянно придерживаются аскезы-упражнения: перед каждым намазом надо не забыть об омовении частичном или полном, совершить его по правилам.

 

 

Да, мы хотим быть чистюлями

 

Для религиозных людей очевидна взаимозависимость усилий духовных и правильного питания, режима, дисциплины, физической чистоплотности. Потому так красивы, органично развиты многие, если не большинство верующих женщин и мужчин. Даже в начальном периоде, осваивая исламские знания, мы становимся чистюлями. Омовение предшествует намазу, в покаянии и молитве мы очищаем души. Что может быть красивее, желаннее?

Вот что сказано в хадисе: «“Скажите, если бы у дверей (дома, принадлежащего) кому-нибудь из вас, протекала река, и он купался в ней по пять раз в день, осталась ли бы после этого на нём какая-нибудь грязь?” Они ответили: “От грязи не осталось бы и следа”. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: “А это подобно пяти (ежедневным) молитвам, посредством которых Аллах стирает прегрешения”» (Аль-Бухари; Муслим).
Материал: Людмила Мишина
Источник: assalam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *