28.03.2024

33 причины учиться у учителя33 ПРИЧИНЫ УЧИТЬСЯ У УЧИТЕЛЯ

Знания привлекательны и нужны каждому. Однако, когда не соблюдается правильная процедура, желаемые результаты не будут достигнуты. Тенденция самообучения, ставшая столь популярной в наше время, на самом деле способствует разрушению чистого знания. Расцвет Интернета и его поисковых систем также способствовал этой тенденции. Ниже приводится подробный обзор темы «Необходимость в учителе». 

Вступление

 
Приобретение знаний под руководством полностью квалифицированного, соблюдающего Сунну ученого религии является абсолютно необходимым. В противном случае это приведет к заблуждению. На самом деле, система наставничества была принята во все времена и даже была практикой Пророков (мир им всем) и наших праведных предшественников. Это единственный способ приобретения чистого достоверного знания. Дополнительным преимуществом является то, что человек также откроет для себя, как уважать людей знания. (Cм.: «Адаб аль-Ихтиляф» шейха Мухаммада ‘Аввамы, стр. 162 и «Ма’алим Иршадийя», стр.159)
 
Саляфы (праведные предшественники) часто обращались с такой мольбой:
 
التعوذ بالله من تشييخ الصحيفة
«Они прибегали к Аллаху от того, чтобы их шейхом/наставником была бумага». («Ма’алим Иршадийя» шейха Мухаммада ‘Аввамы, стр. 179)
 
Ниже приводятся несколько доказательств в пользу данного факта:
 

Аяты Священного Корана

 
1. В этом мире всегда будут те, кто знает, и те, кто не знает. В связи с этим, Всевышний Аллах повелевает нам в Священном Коране:
 

«Спросите людей знания, если вы не знаете». (Сура «Аль-Анбия», 21:7)

 
2. Священный Коран был ниспослан Всевышним Аллахом для руководства и знания уммы. Но без разъяснения Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) смыслы Корана определенно были бы поняты неверно. Всевышний Аллах обращается к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Священном Коране следующим образом:
 

«А тебе Мы ниспослали Наставление (Коран) для того, чтобы ты объяснял людям ниспосланное для них, и для того, чтобы они призадумались (над истиной, содержащейся в Коране)». (Сура «Ан-Нахль, 6:44)

 
Это самое сильное и самое очевидное доказательство в этом вопросе.
 

Доказательства из хадисов

 
3. Му’авия (да будет доволен им Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
 

«يا أيها الناس تعلموا، إنما العلم بالتعلم والفقه بالتفقه، ومن يرد الله به خيرا يفقهه في الدين»

 
«О люди! Приобретайте знания, ибо они могут быть приобретены только посредством наставничества. А понимание приобретается только тогда, когда вам объяснят (т.е. учитель). Всевышний Аллах дарует понимание религии тем, кому Он желает блага». (Ат-Табарани и другие; см. «Фатх аль-Бари» и «‘Умдат аль-Кари», до хадиса 68)
 
Существует несколько хадисов с похожими формулировками, которые можно увидеть в двух вышеупомянутых источниках.
 
Известный комментатор «Сахиха» Аль-Бухари, Хафиз ибн Хаджар поясняет:
 
«Это означает, что достоверные знания — это лишь то, что получено от Пророков (Анбия) и их наследников (‘уляма)».
 
Подобное объяснение повторяется в комментариях «Сахиха Бухари» Аллямы ‘Айни (да смилостивится над ним Аллах). Они оба оценили этот хадис как «хасан» (хороший).
 
4. Подчеркивая этот момент, Алляма аш-Шатыби (рахимахуллах) пишет:
 
«Доказательство этому в хадисе «сахих»: «Поистине, Аллах не будет отнимать знания (у этого мира), отнимая их разом, скорее Он будет делать это, забирая ученых» («Сахих» Аль-Бухари, хадис №100).
 
Далее он пишет:
 
«Поэтому нет сомнений в том, что ключом к знанию являются его носители». («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 174)
 
5. В комментарии к этому хадису Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) приводит отрывок из «Муснада» Ахмада, в котором говорится:
 
«Поистине, уход людей знания — это фактически уход самого знания». («Фатх аль-Бари», хадис №100)
 

Пример Пророков (мир им всем)

 
6. Говорится, что Пророк Давуд (мир ему) получил огромную пользу от Лукмана аль-Хакима до того, как Давуд (мир ему) обрел пророчество. (Тафсир аль-Куртуби)
 
7. В действительности, Лукман аль-Хаким советовал своему сыну то же самое:
 
«Сынок, будь рядом с учеными и постоянно находись рядом с ними. Поистине, Всевышний Аллах оживляет сердца мудростью, как оживляет землю дождем». («Джами’у Баяниль ‘ильм»; «Ма’алим Иршадийя», стр. 164)
 
8. Хорошо известно и закреплено в Священном Коране пребывание Пророка Мусы (мир ему) у Пророка Хизра (мир ему). 
 
9. Пророк Юша’ ибн Нун (мир ему) пребывал в компании Пророка Мусы (мир ему) в течение долгого времени до того, как получил пророчество.
 

Слова саляфов

 
10. Кроме того, в эпоху табиинов, всякий раз, когда кто-либо утверждал, что обладает какими-либо знаниями, то его спрашивали от кого он получил эти знания. (Введение в «Сахихе» Муслима)
 
11. Аль-Хатыб аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах), известный мухаддис 5-го века, говорит в своей книге «Такйид аль-Ильм» (стр. 61): 
 
«Многие учёные классических времён — ко времени своей смерти — собственноручно уничтожали свои книги либо приказывали другим поступать аналогичным образом от их имени. Они поступали так по причине опасений, что они могут оказаться в руках невежественных людей, которые не поймут их вердиктов и будут брать оттуда только внешние смыслы».
 
Затем он перечислил имена классических учёных, которые поступали таким образом. Из них: Имам Абида аль-Сальмани, Имам Шу’ба ибн Хаджадж, Имам Абу Киляба и Имам ‘Иса ибн Юнус (да смилуется над ними Аллах). (Там же, стр. 61–62)
 
12. Когда Имаму Абу Ханифе (рахимахуллах) сообщили о группе людей, которые сидят в «халяка» (круге), обсуждая фикх (вопросы права) в мечети, он спросил:
 
«Есть ли у них лидер (учитель)?». Ответ был отрицательным, на что он сказал: «Эти люди никогда не приобретут (истинный) фикх» («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 164 и «Ма’алим Иршадийя», стр. 163, оба под авторством шейха Мухаммада ‘Аввамы; «Аль-Факих валь Мутафакких», том 2, стр. 83).
 
13. Однажды Имама Малика (рахимахуллах) спросили, может ли получить знания тот, кто не сидит в обществе ученых (и довольствуется только книгами). Он ответил отрицательно и сказал:
 
«Знания не следует приобретать, кроме как у того, кто выучил их наизусть, сопровождал ученых, практиковал свои знания и в ком есть праведность». («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 165; и «Ма’алим Иршадийя», стр. 163)
 
14. Ибн Рушд (рахимахуллах) пишет:
 
«В прежние времена знания находились в сундуках людей. Затем оно было перенесено в книги, но ключи все еще остаются в сундуках людей. Поэтому ученику обязательно нужен наставник, который раскроет для него дискуссии и пути понимания». (Примечания к «Адаб аль-Ихтиляф», стр. 174; и «Ма’алим Иршадийя», стр. 174)
 
15. Аль-Хатыб аль-Багдади (рахимахуллах) пишет:
 
«Ученику необходимо иметь учителя, у которого он мог бы учиться, и того, к кому он мог бы обращаться за ответами на сложные вопросы». («Аль-Факих валь-Мутафакких», том 2, стр. 83; «Ан-Насыха ли Ахлиль-Хадис», стр. 259)
 
16. Имам аш-Шатыби (рахимхауллах) упоминает:
 
«Сами по себе книги не принесут никакой пользы обучающемуся, если нет ученого, который раскроет им (дискуссии и объяснит их). Это общеизвестный факт». («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 178)
 

Система саляфов

 
Тот, кто изучает жизнь ученых прошлого, легко заметит, что они проводили длительные периоды времени в странствиях и в компании своих наставников. Это называется: «мулязама» или «тулюс сухба».
 
Это хорошо видно на примере жизни сахабов, табиинов и всех тех, кто последовал за ними. Свои знания они получали от предшествующих им верующих. Табиин мог получить титул «табиин» только после физического контакта с сахабами.
 
Простое посещение нескольких уроков (или «макра’а», как это стало обычным в наши дни) не считается «мулязама» — упорством. (См. сноски в «Ма’алим Иршадийя», стр. 177)
 
17. Имам Малик (рахимахуллах) сказал:
 
«Некоторые мужчины иногда посещали уроки своего учителя в течение тридцати лет!». («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 171)
 
18. Вот 10 примеров из большого списка:
 
1) Ну’айм аль-Муджмир (рахимахуллах) провел двадцать лет в обществе господины Абу Хурайры (радыйаллаху анху). («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 171)
 
2) Сабит аль-Бунани (рахимахуллах) провел сорок лет с господином Анасом (радыйаллаху ‘анху). («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 171)
 
3) Нафи’ ибн ‘Абдиллах сказал: «Я провел сорок лет, посещая уроки имама Малика (рахимахуллах)». («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 172)
 
4) Аль-Ка’наби также провел двадцать лет с имамом Маликом (рахимахумаллах). («Тартибуль Мадарик»).
 
5) Имам ‘Абдур-Рахман ибн аль-Касим (рахимахуллах) провел семнадцать лет у имама Малика. («Тартибуль Мадарик»; см.: «Сафахат мин сабриль ‘Уляма», стр. 116)
 
6) Мухаммад ибн Джа’фар был с Шу’ба (рахимахумаллах) в течение двадцати лет («Хулясатуль Хазраджи», стр. 330).
 
7) Абу Сафван, ‘Абдуллах ибн ‘Абдиль Малик был с Ибн Джурайджем (рахимахумаллах) в течение десяти лет («Сахих» Муслим, хадис №3353).
 
8) Мухаммад ибн Башар был с Яхьей аль-Каттаном (рахимахумаллах) в течение двадцати лет.
 
9) Саляма ибн Шабиб провел сорок лет у имама ‘Абдур-Раззака (рахимахумаллах) («Аль-Джами’у ли ахлакир-рави», том 2, стр. 265).
 
10) Имам Муслим сопровождал имама Бухари (рахимахумаллах) в течение шести лет. («Сияр А’лам ан-Нубаля»)
 
19. Ханафитский факих Ибн Нуджейм (рахимахуллах) объясняет причину этого:
 
«… И чтобы стало известно, что знание не может быть достигнуто без постоянного обращения к нему, постоянных усилий и наставничества». («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 172)
 
20. Имам аш-Шатыби (рахимхауллах) упоминает:
 
«Доказательством успеха этой системы является тот факт, что каждый выдающийся ученый, ставший известным и принятым массами в свою эпоху, на самом деле имел учителя, который пользовался тем же в свое время». («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 176)
 
Так же см. совет Имама аш-Шафии в конце данной статьи.
 
21. Их долгие путешествия
 
Еще один момент, о котором здесь будет идти речь, — это длительные периоды, которые саляфы проводили в странствиях. Простое довольствование книгами не заставляет человека выезжать за границу и оставаться там в течение времени, которое проводили саляфы.
 
1) Имам Баки ибн Махлад (да смилуется над ним Аллах) отправился в два отдельных путешествия в поисках знаний; первое из них длилось четырнадцать лет, а второе — двадцать лет! («Сафахат мин сабриль-‘Уляма», стр. 60)
 
2) Имам Ибн Манда (да смилуется над ним Аллах) провёл сорок пять лет в дали от дома! («Сафахат мин сабриль-‘Уляма», стр. 65)
 
3) Имам Якуб ибн Суфьян аль-Фасави (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я пребывал в путешествии тридцать лет»! («Сафахат», стр. 61)
 
22. Поиски по земле
 
Во время этих путешествий ученые не оставляли без внимания ни один город, деревню или поселок, в которых были учителя знания.
 
  • Ибн аль-Джаузи (да смилуется над ним Аллах) пишет об Имаме Ахмаде (да смилуется над ним Аллах):
 
«Он объехал весь (исламский) мир трижды, прежде чем составил свой «Муснад» («Саид аль-Касир»; «Сафахат мин сабриль-‘Уляма», стр. 54)
 
  • Ибн аль-Мукри (да смилуется над ним Аллах) сказал:
 
«Я путешествовал от востока до запада (исламского мира) четыре раза, и посетил один только Бейт аль-Макдис десять раз!» («Сафахат мин сабриль-‘Уляма», стр. 64)
 
  • Некоторые мухаддисы составили сборники, в которых передали 40 хадисов от сорока разных сахабов, которые они услышали от сорока разных шейхов, живших в сорока разных городах!
 
23.  Не только один учитель!
 
Саляфы никогда не утешали себя одним или двумя наставниками. Их учителя иногда исчисляются тысячами!
 
1) Имам Бухари (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я записал хадисы от 1080 учителей». («Хадью ас-Сари», стр. 670)
 
2) Имам Ибн Хиббан (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Я записал хадисы, возможно, более чем от 2000 учителей». («Тазкират аль-хуффаз», том 3, стр. 921)
 
3) У Ибн Манда (да смилуется над ним Аллах) было 1700 шейхов». («Тазкират аль-хуффаз», том 3, стр. 1032)
 
4) Имам Абдуллах ибн аль-Мубарак (да смилуется над ним Аллах) приобрёл знание от 4000 учителей. («Тазкират аль-хуффаз», том 1, стр.276)
 
5) Передаётся, что у Имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах) было 4000 учителей только из числа табиинов! (Ибн Хаджар аль-Хайтами в «Аль-Хайрат аль-Хисан»; см. «Асар аль-Хадис», стр. 176)
 
6) Хафиз Ираки (да смилуется над ним Аллах) пишет об Имаме Касыме ибн Дауде аль-Багдади (да смилуется над ним Аллах): «Он сказал: «Я записал хадисы от 6000 шейхов»»! (сноски к «Сафахат», стр.64)
 

Презрение к тем, кто потерпел неудачу в этом отношении

 
24. Мой самый уважаемый учитель, шейх Мухаммад ‘Аввама (непревзойденный мухаддис нашего времени) в своей книге «Адаб аль-Ихтиляф» прекрасным образом отмечает:
 
«Они (‘уляма) никогда не обращали внимания на того, у кого не было устаза (учителя), и не считали такого человека достойным того, чтобы с ним даже разговаривали, потому что он был склонен к ошибкам».
 
Далее он говорит:
 
«Кади ‘Ияд (рахимахуллах) и другие рассказывают, что когда правитель своего времени (Аль-Мутасим) попросил имама Ахмада ибн Ханбаля (рахимахуллах) обсудить какой-то вопрос с ибн Абу Ду’адом, он (имам Ахмад) отвернулся и сказал: «Как я могу разговаривать с человеком, которого я никогда не видел у дверей какого-либо ученого!». («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 144)
 
25. Когда Абу Джа’фар ад-Дауди возражал против мнения авторитетных ученых своего времени, они отвечали:
 
«Молчи! У тебя нет учителя!» («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 164)
 
26. Шейх ‘Аввама (да хранит его Аллах) также говорит:
 
«У каждого из нас есть родословная. Студенту также необходима родословная для его знаний, которая состоит из его учителей. Тот, у кого нет учителя, фактически нелегитимен в своих знаниях; подобно человеку, чья личность и родословная неизвестны. Он не имеет никакого веса». («Золотое руководство», Англия, стр. 8; «Ма’алим Иршадийя», стр. 160, и «Адаб аль-Ихтиляф», стр. 164)
 

Превратности ошибки

 
27. Имамы Мухаммад ибн Сирин, Хакам ибн Атийя и Ваки’ ибн аль-Джаррах (да смилуется над ними Аллах) сказали, что главной причиной заблуждений Бану Исраиль были книги, которые они унаследовали от своих предков. («Такйид аль-Ильм», стр. 61, и примечания к нему)
 
28. На самом деле, поскольку составление сборников знаний также является косвенной причиной того, что люди стали меньше посещать уроки ученых, имам Ауза’и (рахимахумуллах) сказал:
 
«Знание было возвышенным до тех пор, пока оно исходило из уст ученых людей. Но когда оно попало в книги, его нур (божественный свет) исчез». («Такйид аль-‘Ильм», стр. 64)
 
В другой версии он говорит:
 
«…когда оно попало в книги, туда пробрались те, кто не имел на это права!». («Сунан» ад-Дарими, хадис №467)
 
ПримечаниеЦель двух предыдущих цитат — доказать, что простое изучение книг неверно и лишено божественной помощи. Идеальным вариантом было бы изучение этих самых книг под эгидой ученого учителя. Мы не ставим перед собой цель подрывать авторитет шариатских книг.
 
29. Шейх Мухаммад ‘Аввама дает другой угол зрения на это обсуждение, говоря:
 
«Как можно ожидать уважения от того, кто не приобрел знания от ученых и не находился в их обществе в течение длительного периода времени, в течение которого он мог бы перенять их привычки? Как такой человек может признать ценность ученых? Поэтому, когда он критикует их устно или пером, это не вызывает удивления! Гарантировано, что тот, кто посещает собрания ученых, в действительности начнет уважать их» («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 172; и «Ма’алим Иршадийя», стр. 172).
 
30. ‘Алляма Ибн Хаджар аль-Хайтами (рахимахуллах) пишет:
 
«Тот, кто приобрел знание только из книг, стал отклонившимся, который ввел в заблуждение и других». («Фатава Хадисия»; см. «Адаб аль-Ихтиляф», стр. 165)
 
31. Имам аш-Шатыби (рахимахуЛлах) пишет:
 
«Большинство отклонившихся сект и лиц, выступающих против Сунны, были виновниками того, что потерпели фиаско в этом отношении» (т.е. у них никогда не было наставника). («Адаб аль-Ихтиляф», стр. 176)
 

Заключение

 
32. В наши дни наблюдается печальная тенденция, когда люди посещают несколько уроков по тому или иному исламскому предмету, а затем пытаются разобраться в остальном самостоятельно. Еще хуже, когда некоторые просто занимаются «самообразованием», полагаясь на книги, компьютерные программы или поиск информации в Интернете, которой они наполняют свои «фетвы» или «статьи» без какого-либо руководства или контроля со стороны квалифицированного специалиста в этой области.
 
33. Я заканчиваю это обсуждение переводом известного стихотворения, которое приписывается имаму аш-Шафии (рахимахуллах) и довольно известно на устах учёных. Он сказал:
 
О мой брат!
Ты никогда не приобретёшь знания
Без следующих шести основ:
Разум, желание, бедность,
Странствование, наставничество шейха (учителя)
Сопровождаемые длительным последовательным периодом (обучения под его руководством)
 
(«Адаб аль-Ихтиляф,» стр. 162. Так же см. примечание к «Ма’алим Иршадийя», стр. 174)
 
Примечание: Все, что было написано выше, было сделано из заботы о дезинформированном искреннем искателе знаний. 33 цитаты, приведенных в этой дискуссии, достаточно для того, чтобы убедить таких людей не становиться жертвой этой порочной тенденции.
 
Заключительное предупреждение:
 
По словам моих старших коллег, онлайн-курсы не являются достаточной заменой. К ним можно прибегать в крайних случаях и только для изучения основ религии. Это не является оправданным средством для получения высшего исламского образования. Это, а также опасная тенденция «макра’ах» (быстрое пересказывание книг хадисов без надлежащих комментариев) требуют детального обсуждения, к которому я надеюсь скоро приступить, ин шаа Аллах.
 
А Всевышний Аллах знает лучше.
Мухаммад Абасумар
Источник: azan.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *