20.04.2024

О САМОКОНТРОЛЕ

Отчитывайте себя, пока не наступит день, когда с вас будут спрашивать за всё содеянное

Один из больших богословов, вали, который жил во втором-третьем веке Хиджры, Сарий Сакати говорил:

1. Тот, кто полюбил Аллаха , живёт по-настоящему.
2. Тот, кто стремится получить земные блага, потерпит убыток.
3. Глупец ищет только земные блага, желая получить как можно больше.
4. Разумный человек ищет свои недостатки, чтобы исправить их.

Всевышний в Коране повелевает нам заниматься самоконтролем (смысл): «О те, которые уверовали, бойтесь Аллаха . И пусть посмотрит каждый, что он приготовил для Судного дня. Бойтесь Аллаха , поистине Аллах знает, чем вы занимаетесь». В этом аяте Всевышний повелевает нам, чтобы мы проверяли и думали о том, что мы совершили и совершаем. Поэтому сподвижник Умар говорил: «Проверяйте себя, прежде чем проверят вас, и взвешивайте свои деяния, прежде чем их станут взвешивать другие (в Судный день)».


Один сподвижник пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и попросил наставления. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если ты хочешь сделать что-то, сначала подумай о последствиях. Если в поступке будет благо, что сделай». В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорил, что разумный человек в сутки один раз должен подумать о своих деяниях, о своих ошибках (и сделать тавбу после этого).

Нам нужно постоянно делать тавбу, ибо мы живём в такое время, когда не совершать грехи мало кто может. Зная или не зная, мы совершаем много грехов, поэтому каяться нам нужно после каждого намаза.

Всевышний в Коране говорит (смысл): «Делайте тавбу все, о верующие, и тогда вы приобретёте счастье». Аллах в этом аяте не выделяет грешников, а обобщённо обращается ко всем, чтобы они сделали тавбу.

Передают, что сподвижник Умар , когда наступала ночь, бил по своим ногам и говорил себе: «Что ты сделал сегодня?» Так Умар размышлял, как он провёл день, и делал тавбу.
Однажды, когда сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Абу Талха совершал намаз в своём саду, он услышал красивое пение птицы и, любуясь этой птицей, забыл, сколько ракаатов он совершил. После этого, подумав, он пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и рассказал о случившемся. «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение) , этот сад я отдаю ради Аллаха , сделай с ним что хочешь». Абу Талха избавился от сада, потому что в нём он отвлёкался от Аллаха . Вот как размышляли о содеянном искренне богобоязненные люди.

Сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Анас бин Малик рассказал: «Однажды, когда Умар бин Хаттаб , будучи халифом, отправился в один из садов, я пошёл за ним. Остановившись в саду, я слышал, как Умар говорил себе: “О Умар бин Хаттаб, клянусь Аллахом , или ты будешь бояться Аллаха , или он накажет тебя”. Таким образом Умар заставлял себя бояться Аллаха , хотя он был обрадован Раем ещё при жизни Пророка (мир ему и благословение).

Шайтан разными путями старается ввести человека в заблуждение, и поэтому мало кто может спастись от хитростей шайтана.

Сподвижник Ибну Масуд рассказал, что однажды Пророк (мир ему и благословение) начертил нам линию и сказал, что это – путь Аллаха . Потом начертил много линий справа и слева от первой и сказал: «На каждом из этих путей стоит шайтан, призывающий идти к нему, следовать за ним». Поэтому человек не может избавиться от шайтана, но верующий человек (мумин) может найти способы защититься от шайтана и ослабить силу его, повинуясь Всевышнему, и следовать за Сунной Пророка (мир ему и благословение).

В одном хадисе Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, верующий изнуряет, истощает шайтана подобно тому, как человек изнуряет верблюда в путешествии». То есть как в пути верблюд становится слабым из-за того, что несёт на себе человека и вещи, так и шайтан становится слабым, когда человек совершает благие деяния».

Пусть Аллах даст нам тауфик, чтобы не быть обманутыми шайтаном и чтобы шайтан ослабел от наших благих дел.

Материал: Мухаммад-Хабиб Тажуддинов
Источник: assalam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *