ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > ОЖИВЛЯЕМ СУННУ

ОЖИВЛЯЕМ СУННУ

САДЖДА ШУКРИ

Садждату шукри — земной поклон в знак благодарности Всевышнему Аллаhу

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто оживит мою Сунну, которую умертвили люди после меня, получит награду подобную тем, кто совершал эту Сунну, что не уменьшит их собственной награды!»[1]

Одни из таких желательных сунн является совершения саджда шукри. Существует  немало хадисов, указывающих на законность этого действия. Один из них — хадис переданный Абу Баратом: «Когда до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, доходило радостное известие, он совершал земной поклон, проявляя благодарность Аллаху»[2].

Садждату шукри – это земной поклон, совершаемый вне намаза, в знак благодарности Аллаху, из-за нескольких причин:

Первая причина: в знак благодарности Аллаху за Его дары для него, его детей, или другим мусульманам. Условием  совершения садждату шукри является:

1- чтоб дар был явным,

2- чтоб он был получен неожиданно: с той стороны, откуда получивший дар и не ожидал его получить.

Например: некто получил религиозную работу, для которой он пригоден; получил дозволенное имущество; получил авторитет, где нет притеснения других; одержал победу над врагом; к нему приехал родственник, в приезде которого нет фитны другим; у него или у кого-нибудь другого родился ребенок; больной, который не является притеснителем, выздоровел и т.д. — то есть все эти дары должны быть дозволены шариатом, при получении которых не было элементов притеснения, харама и тому подобного.

Как мы писали выше, совершение саджда шукри обусловлено тем, чтоб дар был явным и пришедшим неожиданно, поэтому если человек получит зарплату, то за это не совершается садждату шукри, так как эти деньги он ожидает получить. Также не совершается садждату шукри за здоровье, так как на это может уйти целая жизнь. Также если дар будет не явный, то за него тоже садждату шукри не совершается.

 

Вторая причина: в знак благодарности Аллаху за то, что он отвел от него или от другого беду. В этом случае также для совершения садждату шукри беда должна быть явной и неожиданной.

Например: спасение от огня, от крушения дома, от диких зверей и т.д. Поэтому не совершают суджуд шукри из-за того, что Аллах спас его от куфра, так как это может отнять всю жизнь, и человек будет каждый день делать саджда за то, что он не впал в куфр. Также, например, не должен совершать саджда шукру тот, кого скрытые пороки Аллах не выявил, так как это не относится к явным вещам.

За все перечисленное желательно совершать земной поклон на виду у людей, кроме случаев, когда это может поранить сердце кого-либо из присутствующих. Например, совершение садждат шукри в присутствии того, кто не может иметь детей, или совершение садждат шукри за получение богатства, в присутствии того, кто не имеет денег.

 

Третья причина: при виде пораженного болезнью, в независимости от того, что поразило болезнь: разум или тело. Желательно в таком случае совершить саджда шукри в знак благодарности Аллаху за то, что Он тебя сохранил от этого.

Желательно при виде этого человека сделать следующее дуа:

«Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ‘афани ва ма-бталани ва фаддаля-ни ‘аля кясири ммимман халякъаhу тафздылян!»

 الْحَمْـدُ للهِ الّذي عافاني وما ابْتَـلاني، وَفَضَّلَـني عَلى كَثيـرٍ مِمَّنْ خَلَـقَه تَفْضـيلا

Перевод: Хвала Аллаху, который избавил меня [от того, чем поразил тебя], не поразил меня [этой болезнью], и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал!

Но не следует совершать саджда шукри перед этим больным, так как это может поранить его сердце. Если же больной является грешником, (например, вор, которому отрубили руку, не сделал тавбу), то следует совершить суджуд у него на виду, чтоб напомнить ему о совершении покаяния.

 

Четвертая причина: при виде грешника, будь он неверным или фасиком. Увидев такого человека желательно совершить саджда шукри на виду у него, чтоб он оставил свои грехи и покаялся. Но если там будет присутствовать больной человек, то желательность совершения садждда шукри на виду отпадает, так как это может поранить сердце больного.

 

Способ совершения саджда шукри

Способ совершения «саджда шукри» такой же, как и совершение «саджда тиляват» вне намаза: то есть это один суджуд с вступительным такбиром, намерением и салямом после суджуда. Во время произношения вступительного такбира желательно поднимать руки. Для совершения суджуда необходимо соблюдать все условия намаза: аврат должен быть закрыть;  у совершающего должно быть малое и полное омовение; он должен повернуться в сторону киблы. Также его можно совершать и верхом на животном или в машине.

Если после получения дара от Аллаха прошло время совершения двухракаатного намаза , а саджда шукри не был совершен, то он считается упущенным, на это тоже необходимо обратить внимание.

По мнению Ибн Хаджара, да смилуется над ним Аллах[3], лучше, не ограничиваясь на совершении только одного земного поклона, раздать милостыню, совершить двухракаатный намаз с намерением  на желательный намаз без причины, а не с намерением на совершение намаза шукру.

 

Важное примечание: В шафиитском мазхабе нет земных поклоном, кроме трех: 1 — саджда сахви, 2 — саджа тилява и 3 — саджда шукру. Соответственно, приближение к довольству Аллаха каким-либо другим видом саджда является харамом — запретным[4]. Если человек совершает земной поклон в знак благодарности Аллаху, то он обязан быть в ритуальном очищении, аврат у него должен быть закрыт, и он должен повернуться в сторону Киблы — это особенно актуально для спортсменов, которые после победы на соревнованиях совершают земной поклон в шортах, не соблюдая условия и составные части этого поклона. Будьте внимательны.

А Аллах знает лучше!

Материал подготовлен на основе книги «Тухфатуль Мухтадж» с комментариями Абдулхамида аш-Ширвани, да смилуется над ним Аллах.
Подготовил: Муса Багилов
Источник: taalib.ru


This post has been viewed 288 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru