18.04.2024

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Возраст до 3 лет

Малыши до 3 лет все воспринимают через действие. Поэтому любые логические задания должны быть наглядно-действенными.
Наши действия. Трехлеткам (думающим с помощью ручек и глазок) предлагаем задания, в которых они сами должны произвести какое-то действие. Например, разложить предметы или игрушки по категориям, убрать лишнюю фигурку, добавить следующую картинку, продолжая ряд. Важно разнообразить задания, чтобы ребенок не сидел на месте, а бегал, раскладывая по стульям предложенные в задании фигурки или предметы. Также можно создать «препятствия» в виде столика, под которым надо проползти, чтобы подойти к месту, где его ждут игрушки для следующей логической задачки. Или пройти по листам бумаги, разложенным на ковре, как по камушкам через реку, чтобы на столе выполнить приготовленное заранее задание. Веселое настроение ребенка оставит след в его сознании, что логические задания – это здорово!

Примеры практических заданий:

1. Раздели предметы по группам – общая классификация (начинайте с двух групп, например, фрукты и посуда, добавляйте овощи, игрушки, одежду и так далее).
2. Рассортируй предметы или игрушки по признаку (здесь множество вариантов: по цвету, по размеру, по материалу, из которого они сделаны).
3. Составь целое из частей. Для начала разрежьте картонный квадрат на части и предложите ребенку собрать его. Также очень полезно выкладывать из геометрических фигурок животных и различные предметы (елочку, домик). Магазинные пазлы – тоже хорошие помощники в развитии логического мышления.

Возраст 4-5 лет

Детки в этом возрасте способны мыслить при помощи образов. Соответственно, задания для развития логики должны носить наглядно-образный характер.

Наши действия. Детки после 4-х лет лет могут переходить к образному восприятию, а значит, логические задачки должны быть в виде картинок или схем-рисунков, которые вы изображаете, объясняя условие задачки. Разнообразьте задания, стремясь, чтобы ребенок решал задания, самостоятельно подбирая возможные варианты решения. Когда ответ готов, попросите малыша объяснить, почему он именно так решил задание. Если ваш ученик ошибся, тактично предложите свой вариант решения, комментируя последовательно свои действия.

Примеры практических заданий:

1. Освоив задания предыдущего уровня (классификацию), можно переходить к поиску лишнего предмета или картинки, то есть того, который не соответствует остальной группе (среди овощей – фрукт, среди мебели – игрушка и так далее).
2. Изучение чередования или ритма. Сначала предлагайте малышу продолжить рисовать или выкладывать ряд (круг, квадрат, круг, квадрат или дерево, цветок, домик, дерево, цветок, домик). Когда ребенок уловит идею этих заданий, переходим к более сложному варианту игры. Просим малыша найти, какой фигуры не достает в ряду (начинайте с чередования двух фигур, постепенно усложняя задание).
3. Разложи картинки по порядку (например: семя, росточек, цветок в бутоне, раскрывшийся цветок).
4. Загадки хорошо развивают образное и логическое мышление (читайте их ребенку и просите его придумывать загадки для вас).

Возраст 6 лет и старше

Ребенок, приближающийся к 6 годам, уже способен мыслить в уме, то есть воспринимает словесно-логические задания.
Наши действия. Старшим дошкольникам нужно постепенно предлагать решать устные задания, развивая способность решать задачки «в уме», отрываясь от изображений и образов.

Примеры практических заданий:

1. Добавь нужное слово. Есть множество вариантов таких заданий. Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий – … (низкий). Предлагайте указать место жительства (собака – будка, птичка – гнездо, медведь – … (берлога)) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар – … (готовит)).
2. Заполнение различных таблиц также является хорошей тренировкой. Таблицы должны быть вначале не более чем на 9 ячеек, заполнять их можно фигурами в определенном порядке, ставя перед ребенком различные задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *