ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ПЕДАГОГИКА

ДИСЦИПЛИНА ИЛИ КАК ВОСПИТАТЬ ДЕТЕЙ

«Лучшее, что родитель может даровать своему ребёнку — это хорошее воспитание», — сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Правильное воспитание – залог благополучия ребёнка в будущем и радостных дней жизни его родителей. Ислам уделяет огромное вниманию воспитанию детей. Учёные на протяжении истории Ислама написали немало трудов на эту тему.

Один из таких учёных – имам аль-Газали (да будет доволен им Аллах). В своей феноменальной книге «Возрождение религиозных наук» (5/254) он посвятил целую главу методике правильного воспитания детей. Представляем вниманию читателя полный перевод этой главы.
 

Разъяснение метода воспитания детей с первых дней и облагораживания их нравов.
 

Знай, одно из самых важных дел – правильное воспитание детей. Ведь ребёнок вверен родителям на сохранение. Его чистое сердце – это драгоценный камень, чистый от надписей и узоров, восприимчивый ко всему, что высекут на нём, и склоняющийся ко всему, к чему его пытаются склонить. Если научить его благому и приучить к этому, он вырастет в этом, станет счастливым – как в этом мире, так и в загробном, а его родители разделят с ним его награду. А если приучить его к дурному и оставить без внимания, подобно скотине, он погибнет, и этот грех понесёт на своей шее каждый, кто был ответственен за него.

Всевышний Аллах говорит: «О верующие! Защитите себя и свои семьи от Огня». Отец старается уберечь своего ребёнка от огня в этом мире, а сохранение его от огня в следующем мире является ещё более важным.

Уберечь ребёнка от огня в следующей жизни поможет правильное воспитание, обучение благонравию, ограждение от плохих друзей. Также не стоит приучать его к роскоши, прививать ему любовь к украшениям и комфорту, в противном случае он потратит всю свою жизнь на поиски комфорта и роскоши и погибнет навечно.

Следует контролировать ребёнка с первых дней его рождения. Нанимать для грудного вскармливания и воспитания нужно только религиозную женщину, которая ест дозволенную пищу, так как молоко, полученное от запретного, лишено благодати (баракат). Если ребёнок вырастет на таком молоке, то его плоть смешается со скверной, и его натура будет склоняться ко всему отвратительному.

Когда родители заметят в ребёнке признаки тамйиза (самостоятельности и умения отличать плохое от хорошего), следует начать уделять большое внимание наблюдению за ним. Один из первых признаков тамйиза – проявление у ребёнка стыдливости. Если он начинает чего-то стыдиться, становится застенчивым и бросает какие-либо деяния, то это лишь из-за проявления в нём света разума, отчего он уже начинает находить некоторые явления мерзкими, противоречащими другим, начинает стесняться чего-то, а чего-то – нет. Это подарок ему от Всевышнего Аллаха и радостная весть, указывающая на умеренность его характера и чистоту сердца, это предвестие того, что в будущем, в период совершеннолетия, он будет наделён полноценным разумом. Именно в этот период, когда ребёнок начинает испытывать стыд, он не должен быть оставлен без внимания. Наоборот, нужно ему помогать, воспитывать его, используя его застенчивость и умение отличать плохое от хорошего.

Первое, что преобладает в его поведении – это страсть к еде, и тут его следует воспитать должным образом. Например, научить его брать еду только правой рукой, произносить перед её употреблением «Бисмиллях», брать с общего блюда то, что находится ближе к нему, не спешить к столу вперёд других, не смотреть пристально на еду и на того, кто ест, не торопиться и жевать тщательно, делать перерывы между кусками, не пачкать руки и одежду. Также нужно приучить его временами есть чёрствый хлеб, чтоб он знал, что приправа не всегда обязательна. Следует привить ему отвращение к обжорству, сравнивая того, кто много ест, с животным; порицать перед ним обжору и хвалить воспитанного ребёнка, который ест умеренно. Научить его отдавать предпочтение другому человеку в еде, мало беспокоиться за неё, довольствоваться любой грубой пищей.

Также нужно привить мальчику любовь к белой одежде, не к разноцветной и шёлковой, укрепить в нём мнение, что яркую и шёлковую одежду носят женщины, а мужчины к такому роду одежды питают отвращение и неприязнь; время от времени напоминать ему об этом. Каждый раз при виде ребёнка в яркой или шёлковой одежде следует выказывать неодобрение и делать замечание.

Следует ограждать ребёнка от общения с детьми, привыкшими к роскоши, комфорту и дорогой одежде, а также от общения с теми, кто будет возбуждать в нём интерес к этому. Ведь если оставить без внимания ребёнка в начале его развития, он с большей вероятностью вырастет обманщиком с дурным нравом, завистником, вором, клеветником, упрямцем, назойливым человеком, любителем насмешек и хитростей. Уберечь его от всего этого возможно лишь правильным воспитанием.

Затем следует занять его школой, учёбой, чтобы он учил Коран, хадисы, истории о праведниках и их образе жизни, дабы это прорастило в его сердце древо любви к праведникам.

Также следует оберегать его от любовных стихов и от поэтов, которые утверждают, что написание любовных песен – признак изящества и тонкости натуры. Всё это проращивает в сердцах детей семена безнравственности и порочности.

Каждый раз, когда в ребёнке проявляется благой нрав и он совершает похвальные поступки, его следует публично хвалить и награждать тем, чему он обрадуется. А если он единождыошибётся в чём-то, лучше оставить это без внимания, не выдавать его и не упрекать словами: «Кто вообще может осмелиться на подобное?», особенно если он старается скрыть это. Упрёки за такие оплошности могут привести к чёрствости, и ребёнку станет безразлично, узнают о его ошибках или нет. А если он ошибётся во второй раз, то следует его упрекнуть тайно наедине и указать ему на серьёзность этой ошибки и предостеречь словами: «Остерегайся повторить подобное и постарайся, чтобы никто не видел тебя в такой ситуации, иначе опозоришься перед людьми».

Не следует каждый раз при упрёке многословить, иначе он перестанет принимать это всерьёз и далее будет с лёгкостью совершать пакости, а слова не будут проникать в его сердце. Пусть отец бережёт авторитет своей речи для ребёнка и делает ему выговоры изредка. А мать, в свою очередь, должна страшить ребёнка отцом (то есть говорить, что расскажет отцу и т. д.) и тем самым удерживать от дурного.

Следует запретить ребёнку дневной сон, поскольку он порождает лень, но не запрещать ночной сон. Ему нельзя спать на слишком удобной мягкой постели, чтобы его суставы и кости укрепились и тело не располнело, иначе в дальнейшем не сможет проявить терпение при отказе от наслаждений, лучше приучить его к грубой постели, одежде и пище.

Надлежит запрещать ему совершать то, что он совершает тайно, ведь он скрывает это, зная, что это нехорошо, так как если позволить ему совершать подобное, он приучится к дурным нравам.

Следует приучать ребёнка к ходьбе, подвижным играм, спорту, чтобы лень не овладела им. Не позволять ходить с оголёнными руками и ногами, быть чрезмерно поспешным в ходьбе, шагать с опущенными руками, ему следует прижимать их к груди.

Надо запретить ребёнку хвастаться каким-либо имуществом родителей, своей одеждой, школьными принадлежностями, а наоборот, приучить его к скромности, уважению к каждому, с кем он дружит, общается, к мягкости при разговоре с людьми.

Если ребёнок из авторитетной семьи, то следует запретить ему брать у людей что-либо, пристыдив его, и лучше дать ему знать, что благородство заключается в том, чтобы давать, а не брать, и что последнее является низостью.

Если же ребёнок из бедной семьи, то нужно рассказать ему, что принимать что-то от других унизительно и свойственно собаке, которая виляет хвостом в ожидании куска еды.

Следует отбить у ребёнка любовь к золоту и серебру (то есть драгоценностям), предостерегать его от них пуще, чем от змей и скорпионов. Поистине, любовь и стремление к мирскому наносят больше вреда, чем яд, не только детям, но и взрослым. Также следует приучать ребёнка не плеваться, не сморкаться и не зевать в присутствии людей, а также не поворачиваться спиной к другим, не сидеть нога на ногу, не подпирать ладонью подбородок и не класть голову на предплечье. Поистине, всё это признаки лени.

Также следует обучить его правильно сидеть, запретить много говорить и разъяснить ему, что это признак наглости и свойственно низким людям.

Следует отучить его клясться, будь он прав или не прав, чтобы он не привык к этому с детства.

Надо предостеречь ребёнка первым начинать разговор, он должен говорить, когда его спрашивают, и отвечать только по сути вопроса. Следует научить его внимательно слушать, когда с ним разговаривает старший по возрасту человек, вставать, когда заходит старший, и уступать ему место.

Нужно удерживать его от пустословия и брани, от проклятий и порицаний, а также от общения с теми, кто злоупотребляет чем-то из упомянутого. Поистине, всё это переходит от плохих сверстников.
 

Основа воспитания ребёнка – ограждение его от плохой компании.
 

Если вашего сына наказал преподаватель, следует сказать сыну не повышать голос (то есть не плакать), не возмущаться и не просить кого-нибудь заступиться за него, а наоборот, проявлять терпение. Следует напоминать ему, что это в характере мужчин и храбрецов, а постоянно кричать – в характере рабов и женщин.

Также следует разрешать ему после занятий играть, давая ему отдых от трудностей учёбы, но так, чтобы игры не утомляли его. Постоянный запрет на игры и принуждение к учёбе губит сердце ребёнка и снижает его способность общаться и разбираться в людях, что сделает его жизнь тяжёлой, и он станет искать хитрые пути избавиться от всего этого.

Также следует приучать ребёнка послушанию родителям, преподавателю и воспитателю, а также каждому, кто старше него, будь то родственники или чужие люди, чтобы он смотрел на них с уважением и почитанием и не играл в их присутствии.

Когда он достигнет возраста, когда может отличать плохое от хорошего (тамйиз), ему не следует пренебрегать совершением намаза и омовения. Следует велеть ему соблюдать посты в некоторые дни Рамадана, не разрешать мальчику надевать шёлк и золотые украшения, а также обучить его некоторым предписаниям шариата, в которых он нуждается.

Необходимо предостеречь его от воровства и запретной еды, от лени, вероломства, мерзостей и всего того, что может быть свойственно детям.

Если воспитывать его в детстве таким образом, то в отроческом возрасте можно будет объяснить ему смысл всего этого. Следует рассказать ему, что еда – это лекарство, а её цель – укрепление человека для богослужения; что не стоит надеяться на этот мир, ведь он не вечен, и смерть прервёт все его услады, что этот мир – место его временного пребывания, а постоянный его дом – это потусторонний мир.

Если начало жизни человека будет правильным, эти слова проникнут в его сердце, окажут полезное воздействие и укрепятся в нём, подобно высеченной в камне надписи, но если начало жизни будет иным, и ребёнок привыкнет к скверне и бесстыдству, к алчности в еде и одежде, к мишуре и хвастовству, его сердце не будет принимать истину, подобно стене, от которой отскакивает ком сухой земли, поэтому следует уделять внимание первому этапу развития, ведь ребёнок по своей сути сотворён принимающим и благое, и плохое одновременно, и только родители склоняют его к одной из сторон. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый ребёнок рождается в естестве, и лишь его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».

 

Сахль бин Абдуллах ат-Тустари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Будучи трёхлетним ребёнком, я вставал ночью и наблюдал за намазом моего дяди Мухаммада бин Сивара. Однажды он мне сказал: “Почему бы тебе не поминать Аллаха, сотворившего тебя?” Я его спросил: “Как мне поминать его?” он сказал: “Каждый раз, когда облачаешься в одежду, говори три раза, не шевеля языком (про себя): «Аллах смотрит на меня, Аллах наблюдает за мной»”. И я произносил эти слова несколько ночей, затем сообщил дяде об этом, и он сказал мне: “Теперь произноси это по семь раз каждую ночь”. Я выполнил его веление. Затем сообщил ему опять о том, что говорю эти слова, как он и велел. Тогда он сказал: “Повторяй это каждую ночь одиннадцать раз”. И я говорил это. Затем в моём сердце поселилась сладость этих слов.

Через год дядя сказал мне: “Запомни то, чему я тебя обучил, и постоянствуй в этом до тех пор, пока не низойдёшь в могилу, это принесёт тебе пользу в этом мире и в следующем”. Я не прекращал произносить их и обнаружил, что они доставляют удовольствие моей душе.

Однажды дядя сказал мне: “О Сахль, может ли человек, с которым пребывает Аллах, на которого Он взирает и за которым наблюдает, ослушаться его? Остерегайся грехов!” После я стал уединяться, затем меня отправили в школу. После чего я сказал: “Я боюсь рассеянности своих мыслей”, – и тогда семья договорилась с учителем, что мой визит в школу будет длиться час, а затем я буду возвращаться.

После школы я посещал медресе. В возрасте 6-7 лет я выучил Коран.

Я непрерывно постился, и на протяжении двенадцати лет моей пищей был ячменный хлеб.

Когда мне было тринадцать лет, у меня возник вопрос, и я попросил семью отправить меня в Басру, чтобы задать его учёным. Придя в Басру, я задал свой вопрос местным учёным, но ни один ответ не удовлетворил меня.

Затем я направился в Аббадан к мужчине, который был известен как Абу Хабиб аль-Аббадани, и задал ему свой вопрос. Он ответил на него, и я остался у него на какое-то время, извлекая пользу из его речей и перенимая его нрав.

После этого я вернулся в Тустар и стал питаться умеренно. Я купил ячмень за один дирхем, его для меня перемололи и испекли хлеб. Я каждую ночь перед рассветом разговлялся маленьким кусочком хлеба всухомятку, без соли и приправ. Этого дирхама мне хватило на год, затем я вознамерился голодать в течение трёх дней, а на следующий день разговляться. После этого я голодал интервалами по пять дней, затем – по семь дней, затем – по двадцать пять. Я продолжал так жить на протяжении двадцати лет. После я вышел в путь и странствовал по Земле несколько лет. Затем я вернулся в Тустар и оживлял всю ночь в поклонении по воле Аллаха».
Источник: taalib.ru


This post has been viewed 99 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2021 — Madrasah2.ru