МОЖНО ЛИ БЫТЬ ХИТРЫМ?
«Чтобы быть хитрым на сто процентов, надо стать подлым на пятьдесят процентов»
Мухаммад-Афанди из Батлуха
В наше время стало модным хвастаться таким качеством характера как хитрость. Можно сказать, оно стало неким символом, характеризующим успешность.
«Моя подружка такая хитрая, она сдала экзамен через наушники. А что делать, если преподаватели стали такими требовательными…». Или же: «Мой сосед молодец, хитро поступил, сделав «левый» свет на квартире. Зарплата, смотри какая мизерная, а квартплату ой-ой сколько берут».
А примерами для подражания простым людям служат правители, государственные деятели, всякого рода знаменитости и т.д.
К большому сожалению, родители тоже одобряют это качество у своих детей «Мой сын такой хитрый, он своего не упустит, кого угодно обведёт вокруг пальца».
Когда начинают говорить о хитрости, я, невольно вспоминаю хитрую рыжую лису из народных сказок, которая ради своей выгоды обманывала, совершала подлые поступки, подвергая при этом опасности бедных животных.
Но в наше время понятие «хитрость» в обществе стали использовать вместо такого понятия, как «ум». Даже считают её своим национальным качеством.
Но задумываемся ли мы над тем, что же такое хитрость? Что собой представляет хитрый человек? И вообще, что может ожидать общество от такого человека?
Для начала посмотрим, чем отличается хитрость от ума.
В словаре С. И. Ожегова понятие «хитрость» или же «хитрый» означает изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями. А «хитрить» – действовать с хитростью, неискренне.
Понятие же «ум» — способность человека мыслить. Или, такая способность развития высокой степени, высокое развитие интеллекта. А «умник» – тот, кто поступает хорошо, разумно.
Как видим, разница существенная, т.к. хитрого человека отличают от умного такие качества, как изворотливость, лживость, скрытность.
Понятие же «изворотливый» означает находчивый, ловкий.
Об уме, например, Абдулхамид-афанди (да будет свята его душа) тоже сказал следующее: «Ум – это умение принять решение по обстоятельствам».
Только изворотливый человек для достижения своей цели использует все средства, не задумываясь об их морально-этическом составляющих. Например, возьмем другой однородный термин «извратить», который означает ложно истолковывать, исказить.
О таком качестве как лживость Сайфулла-Кади (да будет свята его душа) сказал: «Ложь – это смута, и итог её позорен. Лгун несчастен, а владения его – печаль. На лице его нет нура, состоянье – не благое, слова его никогда не имеют силы».
Даже одно это мудрое изречение великого шейха, мне кажется, даёт полный ответ на наши вопросы. И поэтому, не лучше ли нам, людям, стремиться вбирать в себя лучшие качества, такие как богобоязненность, доброжелательность, честность, порядочность, ведь этого требует от нас наш Создатель. Аллах Всевышний сказал (смысл): «Жертвуй часть удела и блага, которые тебе даровал Аллах, ради Аллаха и будущей жизни. Не забывай своего удела в этом мире и не запрещай себе разрешённые услады и блага! Делай добро рабам Аллаха подобно тому, как Аллах даровал тебе благо. Не распространяй нечестия на земле, преступая пределы Аллаха. Поистине, Аллах — хвала Ему Всевышнему! — не любит бесчинствующих нечестивцев!» (Св. Коран, 28:77).
А качества — хитрость, изворотливость, лицемерие давайте будем стремиться оставлять, т.к. они являются качествами проклятого Сатаны. Как говорил Мухаммад Ярагский (да будет свята его душа): «…Лиса — сбивающая тебя с истины Сатана…». И исход его известен. Да защитит нас Милостивый Аллах! Амин.
Сагирова Мадина
Источник: islamdag.ru