ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > ПОРОКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ПОРОКИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

«РИЯ» (ПОКАЗУХА) — ГРЯЗНОЕ ЖЕЛАНИЕ ДУШИ

Желание совершать благие деяния напоказ в арабском языке называется рия. Оно бывает явным и скрытым.

Явное – это то, что заставляет человека совершать деяния, даже если есть намерение получить вознаграждение. Чуть слабее – это, желание которое не заставляет человека совершать деяния, но всё же их совершение облегчается человеку. Например, один человек постоянно совершает намаз-тахаджуд, как бы трудно ему ни было вставать ночами. Но когда приходит гость, ему становится легче совершить тот намаз, который он явно не совершил бы ради показухи и даже ради получения вознаграждения.

Скрытое желание показать себя можно определить только по особым признакам. Самым большим признаком является то, что такой человек радуется, когда люди видят его деяния. Есть немало людей, которые чистосердечно совершают поклонение (ибадат) и добрые дела и не подозревают, что это рия, более того, которые ненавидят рия, но всё же радуются, когда люди узнают об их деяниях, и этим освобождаются от тяжести на сердце. Эта радость есть доказательство того, что в таком человеке было скрытое рия, ибо он не радовался бы, если бы ему не было дела до мыслей людей.

Поистине, рия бывает спрятано в душе человека, и когда люди видят его деяния, рия вырывается наружу и становится явным. И когда он познает вкус той радости и не воспротивится ей, та радость становится пищей для выращивания корня, на котором вырастает показушность. Таким образом его нафс – собственное «Я», эго получает подпитку.

Есть вид рия ещё более скрытый, чем этот. Он настолько скрытен, что человек не хочет, чтобы о его деянии узнали люди, и если узнают, он не радуется. Но вместе с тем он захочет, чтобы люди, зная о его деяниях, поспешили бы приветствовать его, чтобы его принимали с почётом, хвалили, старались услужить ему, при покупке делали скидки и т. д. Если люди не будут нему так обращаться, то он разочаруется в них, и ему станет тяжело на душе. Он впадёт в такое состояние, которого не было у него, когда люди вели себя так, не видя его деяний.

Если через совершение ибадата отношение к людям меняется, то деяние не бывает чистым от рия. Из всего это становится понятным, что деяния всех людей, кроме сиддикинов (праведных людей), подвержены риску рия.

От Али-асхаба (да будет доволен им Аллах) передают: «В Судный день тем, кто читали Коран и хадис, Аллах скажет: «Не уступали ли вам в цене при покупках, не уважали ли вас, приветствуя первыми, не исполняли ли ваши желания? Сегодня вы за то деяние вознаграждения не получите, – всё, что нужно, вы получили в миру«».

Те, кто от всего сердца совершают ибадат, боятся скрытого рия и стараются скрыть своё деяние от людей, причём даже больше, чем совершающие плохие дела стараются скрыть совершённое. Умар-асхаб (да будет доволен им Аллах), сподвижник Пророка (мир ему и благословение), спрашивал у Хузайфатуль Ямани, умевшего распознать скрытое многобожие (ширк), есть ли у него (Умара) на сердце рия. Когда тот говорил, что нет, Умар (да будет доволен им Аллах) плакал, полагая, что Ямани скрывает от него правду. Вот как сильно боятся рияа те, кто не имеют его. Это они боятся в надежде, чтобы их добродетель не пропала даром и в ахирате принесла пользу. Они знают, что Аллах принимает только деяние, которое совершено в ихласе, и знают, насколько в Судный день они будут нуждаться в совершённом здесь добром деянии. Это тот грозный день, когда никому не будет до другого дела, даже дети отцам, отцы детям не помогут; ни состояние, ни богатство, ни золото не спасут, когда даже праведникам не будет дела до других, и каждый будет думать только о себе. Они подобны тем, кто идут на зиярат к Каабе, взяв с собой чистое золото, зная, что только оно им поможет в пути, и не будет другого, чтобы их могло выручить.

Поэтому мы должны знать, что только чистые наши деяния помогут нам, и никому не будет до нас дела, и в Судный день поможет только то деяние, которое не смешано с рия. Надо сохранить чистосердечие во всех делах.

Скрытых дел у рия бесчисленное множество. Если для человека будет разница между тем, увидит его ибадат человек или скотина, то в этом есть доля рия. Подобно тому, что мы не стараемся, чтобы скотина или грудной ребёнок видели наш ибадат, не должны мы и надеяться на то, чтобы люди видели его, довольствуясь тем, что Аллах знает о наших деяниях. Надо знать, что как у скотины, так и у людей нет ни силы, ни мощи, чтобы дали нам пропитание, жизнь и вознаграждение, и кару, кроме как у Аллаха.

Но добродетели от присутствия в нём рия полностью не сгорают. В этом деле имеются разные ступени.

В ответ на утверждение, что нет человека, не радующегося своей добродетели, и на вопрос, всякая ли радость плоха или всё же есть и хорошая, мы скажем: не вся радость, вызванная добродетелью, критикуется. Есть и похвальная радость. Она тоже имеет четыре типа.

Первый тип. Желание того, чтобы деяние, намерение оставалось в тайне от людей, но когда оно становится известным людям, то человек радуется, что это произошло по воле Всевышнего Аллаха, и выражает довольство этим. Он радуется тому, что Аллах, делая ему добро, показал его добродетель, а не плохие стороны, и, поняв это, он радуется великой милости Аллаха, а не тому, что его восхваляют люди.

Об этом говорит Всевышний в Коране (сура «Юнус», аят 58). Это есть выражение радости, что Аллах принял деяние человека.

Второй тип. Выражение радости по поводу того, что в миру Аллах скрыл плохие дела человека, и надежда на то, что в Ахирате тоже скроет их. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Аллах не скроет деяние раба в миру, не скрыв его в Ахирате». Это есть выражение радости человека с надеждой на блага, которые он получит позже.

Третий тип. Проявление радости по поводу того, что увидевшие в человеке хорошее дело тоже станут его совершать и ему от этого прибавится вознаграждение. Вознаграждение, равное тому, которое совершит один человек, следуя другому, получит и тот, за кем следуют. Выражать радость по этому поводу допустимо и можно, равно как мы проявляем радость от торговой прибыли, ведь наш ибадат тоже есть торговля.

Четвёртый тип. Похвала человеку от тех, кто знает о его добрых делах. Можно радоваться тому, что похвалившие любят верных Аллаху людей и у них крепкая вера в это хорошее дело. Признаком того, что в людях радость этого типа, является чистосердечие и удовольствие по поводу того, что люди хвалят и других подобных людей.

Пятый тип. Не похвальная радость. Эта радость потому, что человека хвалят люди и среди них он имеет почёт.

Какой рия пожирает хорошее деяние полностью?

Если человек чистосердечно совершил доброе деяние, не показывая его людям, и затем обрадовался, что о том деянии узнали люди, то такое рия всё деяние не пожирает, так как он завершил дело без рия, т. е. в ихласе. Особенно если это деяние он не показывал и не хотел проявлять. Но если человек завершил деяние в ихласе и после этого сам рассказал об этом или захотел, чтобы об этом услышали, то это очень опасно и надо этого остерегаться.

Есть много хадисов и преданий сподвижников по поводу того, что рия пожирает добродетель. Если после того, как человек совершил деяние, его радость из-за того, что об этом узнали люди, толкает его на новые деяния, то это пожирает добродетель. Если же деяние с самого начала совершалось как рия и человек до конца оставался в этом намерении, то такой ибадат портится, и если это был фарз, то его нужно возместить. Но если в том ибадате человек пожалел о том намерении и отрёкся от рия, то здесь решение таково. Если он, вступая в тот ибадат, имел намерение только для рия, но не ибадату Аллаху, то его ибадат не получается и его надо возместить. Если намерение было для рия и для поклонения Аллаху, к примеру милостыня, то он получит вознаграждение, равное тому намерению, и равная рия часть не будет принята. Если же этот ибадат был намаз-фарз, то он полностью портится, а если это был суннат-намаз, то его решение подобно решению той милостыни.

Если фарз-намаз человек совершил не только для показухи, то этот ибадат не считается полностью испорченным, как бы вознаграждение ни уменьшилось. Но если он не стал бы совершать намаз, кроме как для рия, если даже при вступлении в намаз у него будет намерение для показухи и для ибадата, то его намаз портится. Будьте в этом осторожны!

Мы не имеем права решать о принятии и непринятии намаза другого человека, так как рия расположен в сердце. Нам нельзя решать, что какой-либо человек явно совершает ибадат ради рия, поэтому для нас его ибадат будет правильным и за ним можно в джамаате совершить намаз.
Автор: Мухаммад Омаров
Источник: islamdag.ru

 


This post has been viewed 277 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru