28.03.2024

ПОРИЦАЕМЫЕ И ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ВО ВРЕМЯ ПОСТА

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

 1. Пробовать пищу на вкус[1]. Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой[2], пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае, жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинами, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку — мустахабб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша»[3].

4. Покусывать губу жены[4].

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз, так как, по мнению имама Шафии, да будет доволен им Аллах, данное действие нарушает пост.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека велика уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.


К макруху не относятся следующие девять действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, да будет доволен ею Аллах, говорит, что Посланник Аллаха совершал подобные действия во время поста[5]. Однако, по мнению имама Мухаммада, «мубашаратуль-фахиша» во время поста является макрухом в любом случае.

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама[6] при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе, использование сивака во время поста после наступления солятуль-зухр является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу, использование сивака является сунной в любом случае, доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха сказал: «Одно из лучших качеств постящегося — это использование сивака»[7], а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня[8]. Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что использование смоченного в воде сивака является макрухом.

6, 7. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

8, 9. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

 

Желательные (мустахабб) действия во время поста:

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха сказал: «Совершайте сухур, воистину, в сухуре заключён для вас баракят»[9]. Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста[10]. Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника — вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы»[11].

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха сказал: «В сухуре содержится баракят, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

[1] Даже во время поста нафль

[2] Это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда

[3] Соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления

[4] При этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост

[5] Хадис приводят имам Бухари и имам Муслим

[6] Кровопускание

[7] Хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни

[8] Хадис приводит имам Ахмад

[9] Хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим

[10] Пост предполагает определённую тяжесть для человека

[11] Приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки

Автор:  Имам аш-Шурунбуляли
Книга:  Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах
Комментарий:  Махди Шамсуддин


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *