ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...

ПОСТ ПО ХАНАФИТСКОМУ МАЗХАБУ

ПОСТ В ДЕНЬ СОМНЕНИЯ

   Днём сомнения (яум аш-шакк) называют день, относительно которого не ясно, относится он к месяцу Шаабан или представляет собой первый день Рамадана.

День сомнения выпадает на 30-е число месяца Шаабан. Как известно, в лунном месяце может быть либо 29, либо 30 дней. Наступление нового месяца определяется с помощью наблюдения за луной. Для мусульман является фардом-кифая следить, не появится ли месяц 30-го числа, чтобы определить начало Рамадана. Если по окончанию 29-го дня месяца Шаабан по причине пыльной бури или пасмурной погоды, когда небо затянуто тучами, нет возможности определить, наступил месяц Рамадан или нет[1], 30-ый день месяца Шаабан будет считаться днём сомнения. Этот день следует отнести к месяцу Шаабан и начать отсчитывать Рамадан со следующего дня.

Пост категории фард или ваджиб в этот день (например, пост назр или каффара) либо пост с намерением, в котором присутствует сомнение: «Если завтра будет Шаабан, то мой пост будет нафль, а если Рамадан, то фард», — является макрухом-тахрим[2].

Для шейха, муфтия или шариатского судьи дозволено и желательно соблюдать в этот день пост с намерением на пост нафль, при этом скрывая свой пост от простых людей. Для простого мусульманина[3] пост нафль в этот день не является желательным.

Если пост в сомнительный день совпал со временем, когда человек обычно постится, то поститься в этот день дозволено. Например, если человек постится каждый понедельник и четверг и день сомнения выпал на понедельник, можно и даже более предпочтительно поститься в этот день. И здесь не имеет значения, обычный это человек или человек, обладающий шариатским знанием, — шейх или муфтий. 

Если человек всё же постился в этот день и оказалось, что этот день приходится на Рамадан, то, вне зависимости от нията, его пост будет засчитан как пост в Рамадан. Но данное правило не относится к мусафиру. Если мусафир постился в этот день с намерением на пост категории фард или ваджиб, его пост будет засчитан в соответствии с его намерением.

Если человек выразил намерение в следующей форме: «Если завтра начнётся Рамадан, то я буду поститься, а если будет ещё Шаабан, то не буду», — такой ният не принимается, и пост не будет действителен.

Является макрухом[4] из предосторожности поститься в последние два дня Шаабана, если человек думает, что один из этих дней придётся на Рамадан. Но если человек постится более двух дней подряд в конце Шаабана, такой пост дозволен.

В ситуации, когда 30-ый день месяца Шаабан оказался днём сомнения, муфтию следует повелеть простым мусульманам не пить и не есть до времени «дахватуль-кубра», но без намерения поста. Люди должны находится в ожидании, что где-то в другом городе мусульмане уже видели луну, если до них дойдут такие новости, они смогут выразить намерение на пост до «дахватуль-кубра» и начать поститься. Если новостей о наступлении Рамадана не будет, после «дахватуль-кубра» люди совершают ифтар.

Для муфтия или шариатского судьи соблюдать пост в 30-ый день Шаабана является желательным (мустахабб). При этом им следует скрывать свой пост от других, чтобы люди не обвинили их в том, что они сами не следуют тому, что повелевают другим. Причина разделения между простыми мусульманами и людьми, у которых есть шариатское знание, в том, что обычному человеку в данном случае будет крайне сложно выразить намерение на пост без колебаний. То же относится к людям, которые усердствуют в поклонении (аль-хавас) и могут управлять своим нафсом настолько, чтобы контролировать своё намерение и освободиться от колебаний, что не под силу простому человеку.

[1]  Потому что не видно луны.

[2] То есть запрещённым делом, близким к хараму

[3] Не шейха и не муфтия

[4] Порицаемо
Автор:  Имам аш-Шурунбуляли
Книга:  Мараки аль-Фалях, шарх Нур аль-Идах
Комментарий:  Махди Шамсуддин


This post has been viewed 953 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Священный Рамадан, Статьи по теме-1-ханафитский фикх, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.
  1. Пока что нет уведомлений.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru