ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > ПРИОБРЕТАЯ ЗНАНИЯ…

ПРИОБРЕТАЯ ЗНАНИЯ…

знаниееПРИОБРЕТАЙ СЧАСТЬЕ

Для чего я учусь?  Для чего нужны мне знания?  Утруждаю ли я себя учебой: ради наслаждений едой, ради получения мирских богатств, ради диплома и звания ученого, ради высокой должности, ради авторитета, ради достижения  других преходящих мирских благ?! Такого рода вопросы должен задавать себе каждый, кто связан с поиском знания.

Ищущему знания во время изучения науки необходимо  иметь искреннее намерение, так как оно является основой всех состояний. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

(إنما الأعمال بالنيات)

«Каждое деяние зависит от намерения» (аль-Бухари, Муслим и др.).

А так же  Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Сколько же есть деяний, внешне  похожих на деяния этого света, но из-за хорошего намерения становящихся деяниями  того света (ахира). И сколько же есть деяний, похожих на деяния того света (ахира), но из-за плохого намерения становящихся деяниями этого света».

Ученик изучением науки должен вознамериться:

1.  заслужить довольство Всевышнего Аллаха;

2.  избавить себя от невежества и помочь в этом другим;

3. оживить религию и сохранить Ислам. Так как сохранность Ислама зависит от знаний, невозможно достичь степени богобоязненности, находясь в невежестве.

Если  ищущий знания желает приобрести их для похвалы или просто опередить своих сверстников в знании, склонять людей к себе и обогащаться, то этим он губит свою религию, предпочитает  наслаждения Рая быстротечным благам бренного мира. Его «торговля» станет убыточной, а учитель — соучастником в его грехах. Он  похож на того, кто продает оружие разбойнику и тирану.  Пророк (мир ему и благословение) сказал:

(من أعان على معصية ولو بشطر كلمة كان شريكا له)

«Кто содействует в грехе хотя бы полусловом, тот становится соучастником этого греха».

Но если при изучении знаний, целью учащегося является вступление на истинный путь (хидая), а не просто получение знаний, то он может радоваться, ибо все творения Аллаха радуются этому.

Если сердце ищущего знания склонилось к истинному пути, то он может погрузиться в море знаний.  Но если сердце откладывает вступление на истинный путь  и не хочет подчиниться соответствующим деяниям, то его нафс (эго), склонившийся к знанию, по существу, повлечет к злу и подчинению сатане, который постепенно поведет ищущего знания в заблуждение путем обмана.  Цель сатаны — подвести людей к злу под видом добра, и так он будет поступать до тех пор, пока человек не станет одним из тех, о которых сказано в Коране:

﴿بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالاً . الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعا﴾ سورة الكهف 18 . الاية 104

[Смысл]: «…кто от деяний своих потерпит наибольший убыток, к тем, чьи усилия впустую были потрачены в их жизни на земле — они же думали, что делают прекрасные дела». (Сура Кахф, аят 104)

При этом шайтан нашептывает ищущему знания о достоинстве знаний и высокой степени ученых  перед Богом и отвлекает его от слов Пророка (мир ему и благословение), приведенных в разделе признаки неблагочестивых ученых:

(مَنْ ازداد عِلْماً و لَمْ يزددْ هُدًى لَمْ يزدَدْ مِن اللهِ إلأ بُعْداً)

«Кто приумножит свои знания, но не продвинется далее по правильному пути, увеличит лишь свое отдаление  от Всевышнего».

Также в хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано:

(أشد الناس عذابا يوم القيامة عالم لم ينفع الله بعلمه)

«Самое страшное наказание в Судный день из людей получает  ученый, который не получил пользу от своих знаний» (Ат-Табарани).

Пророк (мир ему и благословение) часто повторял молитву:

(اللهم انى اعوذبك من علمٍ لا ينفع و قلبٍ لا يخشع و عملٍ لا يرفع ودعاءٍ لا يسمع)

«О Аллах, поистине я остерегаюсь Тобой от знаний, не приносящих пользы на Том и на этом свете, от непокорного сердца, от деяний не принимаемых Тобой и от безответной мольбы» (Имам Ахмад).

Ищущему знания следует размышлять о следующем  хадисе  Пророка (мир ему и благословение)  и иметь намерение следовать полученным знаниям, ибо сказано:

(مررتُ ليلةَ أسرِىَ بى بأقوامٍ تُقْرَضُ شِفاهَهُم بمقارِيضَ من نارٍ, فقُلتُ: من أنْتُمْ؟ فقالوا: كُنّا نأمُرُ بالخيرِ ولا نأتيهِ ونَنهى عن الشرّ ونأتيه)

«В ночь моего вознесения на небеса (ми’радж) я прошел мимо людей, которым  резали губы огненными ножницами, я спросил их:

Кто вы?

Они сказали: “Мы повелевали делать добро, но сами не делали его; мы запрещали делать зло, а сами творили его”» (Ибн Хаббан).

Ищущий знания  не должен  поддаваться обману сатаны, иначе он потянет его за собой путем  обмана. Горе  невежде один раз  за его незнание, а ученому — в тысячу раз за  неследование знанию.

 Приобретающие  знания  бывают трех типов:

1.Тот, который  изучает знания  в качестве духовной пищи для того света (ахира) и  стремится  к нему только  ради довольства Всевышнего Аллаха и подготовки к загробной жизни. Он относится к счастливым людям.

2.Тот, кто изучает  знания ради мирских благ и чтобы достичь  с их помощью величия, почета и богатства.  Он чувствует низость своей цели. Он  из тех, кто подвергает себя опасности. Если смерть опередит  его раскаяние, то его ждет плохой конец. Если же он покается, то присоединится к счастливым, ибо в хадисе говорится:

 (التائب من الذنب كمن لا ذنب له)

«Тот, кто раскаялся в грехах, подобен тому, у кого нет греха» (Ибн Маджах).

3.Тот,  кто приобретает знания для увеличения своего земного богатства и для славы, чтобы гордиться многочисленностью своих последователей. Им  руководит проклятый шайтан. Он использует знания  во всех ситуациях жизни для достижения мирской цели. В то же время он думает, будто поднялся на высокую степень перед Аллахом из-за  своего внешнего сходства с учеными в одежде и речи. Ему присуща жадность к мирской жизни, явно и скрыто. Он надеется на  Рай, что удерживает его от покаяния, потому что считает себя  из числа благодетелей, а на самом же деле он невнимателен к словам  Всевышнего Аллаха:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آَمَنُوا لِمَ تَقُولُونَ مَا لَا تَفْعَلُونَ﴾ سورة الصف 61  .الاية 2

[Смысл]: «О вы, которые уверовали! Зачем вы говорите то, чего вы не делаете сами?».

Подобный ученый введет людей в заблуждение. Хотя он отводит людей от земных благ своей речью, но призывает к ним своим поведением, поскольку язык поступков более красноречив, нежели язык речи. Человеческая природа более склонна следовать за деяниями, чем за словами.  То, что испортил неблагочестивый ученый своими деяниями, намного значительнее того, что он исправил словами, ибо невежда не осмеливается гоняться за мирскими благами, пока не принялся за это ученый (алим). Таким образом, знания, полученные с неискренними намерениями, становятся причиной ослушания Аллаха.  Нафс внушает такому человеку, что он лучше, чем другие.

Учащемуся следует  быть из первой котегории  учеников и остерегаться быть из второй группы. Скольких людей с благими деяниями,  которые откладывали раскаяние, опередила смерть, вследствие чего они понесли убыток. Нужно  беречь себя от попадания в  третью группу, а то ищущий знания пропадет без надежды на спасенье, и смерть не станет ждать его исправления и покаяния.

Аль-Хатиб аль-Багдади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Намерение ищущего знания должно быть искренним, а стремиться он должен при этом только к  довольству Всевышнего Аллаха… И пусть он остерегается использовать знания как средство для достижения мирских благ и способ приобретения вознаграждения, ведь поведано страшное предостережение тем, кто стремится к этому, используя свое знание… И пусть он избегает надменного  хвастовства своими знаниями, и пусть его намерение в поисках знаний не станет целью достижения главенства  или высоких должностей, ведь это и есть главные беды, постигающие ученых. Пусть он знает, что Всевышний Аллах спросит его, для чего он приобретал знания  и воздаст ему за то, как он их использовал».

Знание — это аманат Аллаха, (то, что дается на хранение) и каждый  будет отвечать за него перед  Великим и Всемогущим Аллахом. В хадисе говорится:

(لا تزول قدما عبدٍ يوم القيامة حتى ُيسال عن عمره فيما افناه وعن علمه فيم فعل)

«В Судный день, раб Аллаха не сдвинется с места, пока не будет опрошен о его жизни — как он провёл ee, и о его знании — как он его использовал?» (Ат-Тирмизи).

Нарушать заповеди Аллаха относительно знаний означает скрывать их от того, кто их достоин, и Аллах наденет на человека, скрывшего знание, огненную узду. Использование знаний ради достижения радостей этой жизни и мирских благ  означает также отсутствие искренности в их приобретении.

Знание — это поклонение

Приобретение религиозных знаний — это поклонение Богу, а не просто увлечение или традиция. Это величайшее поклонение Аллаху и послушание Его, и оно — одно из лучших деяний, совершаемых для снискания милости Аллаха.  Аз-Зухри сказал: «Нет лучшего поклонения Аллаху, чем приобретение знания».

Если знание — это поклонение, то, приобретая его, необходимо быть искренним. Ведь любое поклонение будет принято Аллахом только тогда, когда оно совершается ради Него, Господа земли и небес, а не напоказ. Пророк (мир ему и благословение) сказал:

(ان الله لا يقبل من العمل الا ما كان له خالصا وابتغى به وجهه)

«Поистине, Аллах принимает только те дела, которые совершаются искренне и только ради Heгo» (Ан-Насаи).

Один из ученых сказал: «Приобретение знания — это один из видов поклонения и одно из деяний, совершаемых для приближения к Аллаху (курба). Если намерения  его обладателя были искренними, то оно принимается Аллахом,  увеличивается и приумножается. Если же знания приобретались не ради Всевышнего Аллаха, то они окажутся тщетными и бесполезными.

Ищущий знания не должен совершать свои деяния напоказ (рийа) и ради славы (сум’а), чтобы он не был, одним из тех трех, о которых в хадисе говорится, что они станут растопкой для огня. В хадисе говорится:

(لا تعلموا العلم لتباهوا به العلماء ولا لتماروا به السفهاء ولا تخيروا به فمن فعل ذلك فالنار النار)

«He приобретайте знание, чтобы соперничать с учеными, спорить с глупцами и предпочитать одно общество другому (исходя из собственной выгоды). А кто сделает это — тот в огне, в огне Ада!» (Ибн Маджа).

Суфьян ас-Саври сказал: «Украшайте знания, но не украшайтесь ими». Тот, кто искренен в приобретении знаний, получит нескончаемое благо от них.

Знание — это дар Великого и Всемогущего Аллаха обладателям чистых сердец, которые не стремятся к высокому положению на этой земле и не желают творить нечестие. Оно горе для тех, которые совершают свои поступки не ради Аллаха и направляют свои устремления не к Нему, а часто выставляют себя знающими людьми  и превозносятся этим.  Если бы они поразмыслили, то поняли бы, что все в руках Аллаха,  что Он произвел на свет людей из утроб их матерей не знающими ничего. Затем Он научил их, предоставив им средства на приобретение знаний и даровав способность понимать. После чего Он оказал им милость, устранив все препятствия, возникшие у них на пути к знаниям, и отвратив все преграды, отвлекавшие от их приобретения».

Признаки искренности в приобретении знаний

1.Учащийся не должен завидовать тем, кто также приобретает знания, желая, чтобы другие не получили их.

2.Он должен признавать свои ошибки, исправлять их и открыто заявлять об этом, если это необходимо.

3.Он не должен пренебрегать знаниями того, кто младше, или человека, более низкого по своему положению.

4.Он не должен торопиться с вынесением фетв (шариатских решении).

5.Он не должен претендовать на то, что знает плохо, и не хвалиться тем, что знает хорошо. Малик ибн Динар сказал: «Если раб Аллаха приобретает знание с тем, что бы использовать его, то приобретенное знание улучшает его нрав, если же он приобретает знание для иных целей, то оно делает его еще более порочным и высокомерным».

6.Он должен иметь искреннее намерение следовать полученным знаниям.

7.Он должен переживать об упущениях при приобретении  знаний.

8.Он не должен обращать внимания на похвалу людей в свой адрес и радоваться этому.

9.Если он узнает об ошибке одного из ученых, то не должен злорадствовать, но должен радоваться, если он исправит ошибку и установит истину.

Что поможет проявить искренность намерения.

1.Ищущему знания необходимо помнить, что никто из людей не сможет ни причинить ему вреда, ни приносить ему пользы иначе, как с соблаговоления Аллаха, поэтому не следует обращать на них внимания. Имам ан-Навави сказал: «Путь избавления от рийа (совершения поступков напоказ) — это знание того, что люди в действительности не могут принести ему ни пользы, ни вреда. И пусть он не отвлекается ими, причиняя себе беспокойство, нанося вред своему вероисповеданию и сводя на нет совершенные им добрые поступки».  Иначе он навлечёт на себя гнев Аллаха и лишит себя Его благоволения.

2. Пусть также помнит, что Аллах ведает о нем все, и Он знает о том, что в его сердце. Помнить  об этом всегда и не переставать следовать повелениям  Великого и Всемогущего Аллаха, богобоязненность — это основа искренности.

3. Пусть помнит о том, как тщательно и строго следили за собой наши предшественники. Суфьян ас-Саври говорил: «О, если бы я мог спастись от собственного знания, чтобы в Судный день оно не стало свидетельствовать ни против меня, ни за меня!».

4. Нельзя забывать, что знание зависит от искренности, а искренность приводит к приближению к  Великому и Всемогущему Аллаху.

5. Пусть помнит, что каждый будет спрошен за свое знание, которое может стать свидетелем против него, лишая его спасения в вечной жизни,  если оно не искренно.

Один ученый сказал: «Кто  приобретал  знания ради вечной жизни, тот получит ее, а кто приобретал знания ради земной жизни, то он из нее получит  только то, что ему предписано».

6.Если  обучающийся своими знаниями не стремится к довольству Аллаха, то это говорит о том, что его сердце мертво. Поэтому ищущий знания должен проверить себя и оценить, как оценивает себя тот, кто знает, что будет спрошен за свои поступки, вознагражден за благодеяния и наказан за  зло.
Автор: Мухаммад Омаров
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 926 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Анна
    2 Октябрь 2014 в 23:04 | #1

    Ас-саляму аляйкум!
    Прошу прощения, но заметила небольшую опечатку и не смогла остаться в стороне.
    В третьем абзаце:
    «… «Каждое деяние зависит от намерения» (аль-Бухари, Муслим и др.).

    А так же Посланник Аллах (мир ему и благословение) сказал:…»

    Исправьте, пожалуйста, на Посланник АллахА (с.а.у.)
    И пусть вознаградит вас Аллах за тот полезный труд, который вы делаете!

    • admin
      19 Октябрь 2014 в 20:28 | #2

      Ва аляйкум ассалям ва рахматуллаh, дорогая сестра! Спасибо вам большое. Ошибку исправили. Наши искренние извинения всем читателям.
      Да воздаст вам Аллаh благом, сестра!



© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru