16.04.2024
Прости1ПОЧАЩЕ ПРОСИТЕ ПРОЩЕНИЯ ДРУГ У ДРУГА

 

Обязательства верующих перед другими людьми

Многочисленные встречи и общение с прихожанами подтверждает огромный интерес людей к жизнедеятельности нашего Пророка (мир ему и благословение). Неиссякаемое стремление подробно узнать о тех или иных фактах жизни Посланника и его сподвижников важно для извлечения бесценных для нас и нашей повседневной жизни назиданий. И поэтому вновь и вновь мы будем обращаться к фактам того периода, овладевая более подробными и полезными знаниями.

Как известно, в последние дни мирской жизни Пророка (мир ему и благословение), его тело было охвачено сильными болями. Всё началось с острой головной боли в конце месяца сафар ХI года по Хиджре. В момент его нахождения в комнате его супруги по имени Маймуна (да будет доволен ею Аллах) муки и боль заметно усилились, да настолько, что он не в состоянии был самостоятельно передвигаться. Было принято решение после согласия остальных жён его перемещение в комнату Айши (да будет доволен ею Аллах). С обвязанной головой, еле волоча ноги, опираясь на Фазла ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) и Али ибн Абуталиба (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (мир ему и благословение) направился в её комнату. Там боли снова усилились. Тело охватил жар. Тогда он велел принести воду, причём много воды, чтобы ею остудиться.

Айша (да будет доволен ею Аллах) передавала: «Мы посадили его в большой таз и начали лить воду, пока он не произнёс: “Достаточно”! Достаточно!”». Почувствовав облегчение, Пророк (мир ему и благословение) пригласил Фазля (да будет доволен им Аллах), сына его дяди Аббаса (да будет доволен им Аллах), и с его помощью вышел в мечеть. Сев на минбар, он велел созвать людей. Сподвижники, сердца которых были наполнены неописуемой любовью к Пророку (мир ему и благословение), указавшему им прямой путь и раскрывшему суть мирского бытия, поспешили в мечеть. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обратился к ним со словами, вызвавшими некоторое недоумение. Он сказал: «О люди! Воистину возношу хвалу Аллаху, помимо которого нет иного божества. Если кого-то я обидел телесно, возможно ударив по спине, то вот моя спина, вы вправе совершить возмездие. Если кого-то я задел морально, затронув его честь, то вот моя честь, вы вправе отплатить мне. Прислушайтесь, воистину злоба, ненависть не соответствуют моей природе и характеру. Прислушайтесь! Наиболее любимым для меня явится тот, чьи права не останутся ущемлёнными, кто восстановит свои права. Я предстану перед Всевышним со спокойной душой».     

Только призадумайтесь! Посланник Аллаха (мир ему и благословение) – лучшее создание Всевышнего Творца, олицетворявший собой самые высокие, совершенные нравы и качества, смиренно обращается ко всем собравшимся восстановить их возможно когда-либо ущемлённые права, причём путём возмездия, тем самым давая понять всем верующим, что человек, способен допустить непреднамеренные ошибки, нанеся кому-то обиду или боль, за которые должен нести ответ. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) этим примером показывает всем нам, насколько важно бережно относиться друг к другу, помнить об ответственности за каждый свой поступок, и что на момент ухода из мирской жизни надо позаботиться об исправлении допущенных огрехов и восстановлении нарушенных прав других людей. Есть понятие «хакуллах», есть понятие «хакул ибад», есть понятие прав Всевышнего, а есть понятие прав людей.

Если даже Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просит людей: «Простите меня! Если кто-то держит злобу, вот он я перед вами, вы можете осуществить возмездие», то каково должно быть наше положение, когда мы в течение дня кого-то заденем, кого-то ударим, кого-то поругаем, как мы должны свою жизнь просмотреть и понять сколь много мы принесли неудобств людям! У кого-то взяли в долг и не вернули, пускай это будет один рубль. Но поверьте мне, этот один рубль в Вечности обернётся в миллиарды, которые человек не будет знать, откуда их взять, и вернуть этому человеку и забыть об этом.

Известный и достоверный хадис, во всех сводах хадисов он приводится (муттафакун алайх) как некое напоминание: как-то раз Посланник Всевышнего (мир ему и благословение) обратился к своим сподвижникам с вопросом: «Знаете ли вы, кто есть банкрот?» На что люди поспешили ответить: «Банкрот среди нас тот, у кого нет ни товара, ни денег». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) произнёс: «Банкрот из числа моей уммы, банкрот среди моих последователей это тот, кто придёт в День воскрешения с выполненными им ранее молитвами, постом, выплаченным закатом, т. е. основные обязательства как мусульманин он выполнил, но одновременно окажется, что он кого-то обругал, бесправно использовал счёты имущества, пролил чью-то кровь, кого-то ударил, и за это ему придётся расплачиваться своими благими делами. Если его благие дела иссякнут до расплаты за грехи, тогда он начнёт забирать грехи обиженных, притеснённых им людей. После чего, как он набрал уже грехи, как в хадисе говорится, он будет сброшен в ад.

Пусть эти назидания станут для нас неким ориентиром на пути движения по мирской жизни, научат ценить права других, не только думать о себе, а думать и о тех людях, которые нас окружают, знаем мы их или не знаем, в любом случае, у них есть определённые права на нас и нужно остерегаться притеснения по отношению к кому- бы то ни было.   

Кирам Таиров
Источник: islamdag.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *