16.04.2024

серд8ТЕ, КОМУ В ДЕНЬ СУДА ПОЗАВИДУЮТ ДАЖЕ ПРОРОКИ

О любви к Создателю, Пророку, праведникам и о важности братской любви…
Когда в сердце раба начинает крепнуть любовь к Аллаху, эта любовь перерастает в любовь к Пророку Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям), затем ко всем авлия Аллаха, и, окрепнув совсем, она перерастает в любовь к каждому созданию, которое имеет хоть какое-то значение перед Аллахом. Этот любовный круг в устремлении раба к Аллаху является источником исцеления и милости для душ. Поэтому верующие во взаимоотношениях между собой никогда не должны выходить за этот самый любовный круг. Ведь только это является единственным путем любить Аллаха и достичь близости с Ним.
Всевышний Аллах говорит в Коране, что все верующие – братья. [Аль-Худжурат, 10] А Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сообщил, что пока между братьями по религии не возникнет крепких любовных уз, они не достигнут совершенства в своей вере. А для того чтобы любовь эта сохранялась, он советовал своей умме распространять между собою приветствие (салям). [Муслим, Иман, 93-94]
Любовь верующих друг к другу – черта нрава, которой доволен Аллах. Счастье в обоих мирах также зависит от этой любви. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«В День Суда Всевышний Аллах скажет: “Где те, кто любил друг друга лишь во имя Меня и послушания Мне? Сегодня Я укрою их в тени Трона Своего, ведь сегодня нет другой тени кроме этой”». (Муслим, Бирр, 37)
Всевышний Аллах говорил: «Для тех, кто любил друг друга лишь во имя Меня, Я уготовил седалища из света, которым позавидуют даже Пророки и шахиды». [Толкователи хадисов, поясняя эти слова, говорят, что «зависть Пророков и шахидов» не связана с тем, что их степень и награда окажется ниже той, что ожидает этих людей, а говорит лишь о том, какое превосходство имеет и будет иметь любовь во Имя Аллаха] (Тирмизи, Зухд, 53/2390)
В другом хадисе говорится, что в День Суда Всевышний Аллах укроет в тени Трона Своего, когда не будет никакой другой тени, тех, кто любил друг друга лишь во Имя Аллаха, встречался и расставался со своими братьями по религии лишь во Имя Него. [Бухари, Азан, 36] Здесь, конечно же, имеется в виду братство в тяжелые минуты жизни. Держать обиду на своего брата по вере считается порицаемым поступком. Об этом Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Ни одному верующему не позволяется держать обиду на своего брата по вере больше трех дней. Если их ссора продлилась больше этого времени, тогда одному из них следует первым подойти и поприветствовать брата своего. Если тот примет приветствие, тогда оба из них вознаградятся. Если же тот не примет приветствия, тогда возьмет грех этого на себя. А тот, который приветствовал своего брата, считается простившим свою обиду». (Абу Дауд, Адаб, 47/4912)
«Кто будет держать обиду на своего брата на протяжении целого года, считается совершившим такой грех, который приравнивается пролитью его крови». (Абу Дауд, Адаб, 47/4915)
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также говорил, что каждый понедельник и четверг все деяния представляют Всевышнему Аллаху. И прощаются прегрешения всех, кроме двоих, кто, будучи братьями по религии, питают друг к другу вражду, и, конечно же, тех, кто придает Аллаху равных сотоварищей. А ангелам велится: «Я откладываю прощенье этих двух, пока они не примирятся!» (Муслим, Бирр, 35-36; Абу Дауд, Адаб, 47)
Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), взяв Муаза (радыйаллаху анху) за руку, сказал:
– О Муаз! Клянусь Аллахом, я очень тебя люблю!
На что Муаз (радыйаллаху анху) ответил:
– Пусть мать моя и отец станут выкупом за жизнь твою, о Посланник Аллаха! Я тоже очень сильно люблю тебя!
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему:
– О Муаз! Я искренне советую, чтобы после каждой молитвы ты говорил: «О Аллах! Помоги мне поминать Тебя, воздавать хвалу Тебе и поклоняться Тебе наипрекраснейшим образом!» (Ахмад, V, 244-245; Абу Дауд, Витр, 26; Насаи, Саху, 60; Тирмизи, Зухд, 30)
Какое прекрасное проявление любви!.. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) любит Муаза (радыйаллаху анху) как брата по религии, а проявлением этой любви становится полезный совет, которым верующий брат действительно воспользуется.
* * *
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) также говорил:
– Среди рабов Аллаха есть те, кто не является Пророками и шахидами, но в День Суда им позавидуют даже Пророки и шахиды.
– Кто же они, и какие деяния их так возвысят? Скажи нам, и мы будем любить и уважать их, о Посланник Аллаха! – говорили асхабы.
Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:
– Это такие люди, которых не связывают ни родственные узы и ни торговля, а лишь любовь к Аллаху. Лица их будут светлыми, а сами они будут восседать на седалищах из света. Они не будут бояться, когда все будут в ужасе, и не будут опечалены, когда все будут в скорби. – А затем прочитал аят из Корана: «Знайте, что тем, кому покровительствует Аллах, нечего страшиться и не изведают они горя. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, предназначена радостная весть [о доле благой] в этой жизни и будущей – Слово Аллаха не подлежит отмене – это и есть великое преуспеяние». (Юнус 62-64) (Абу Дауд, Бую, 76/3527; Хаким, IV, 170)
* * *
Рассказывает Абу Идрис аль-Хальвани:
«Однажды я посетил мечеть в Дамаске. Там я увидел молодого человека со светлым и улыбающимся лицом, вокруг которого столпились люди. Они подходили к нему, когда им нужен был ответ на вопрос, относительно чего они разногласили. Я спросил, кто этот юноша. «Муаз бин Джабаль (радыйаллаху анху)», – отвечали мне.
Следующим утром я поспешил в мечеть. И увидел, что этот юноша уже в мечети и совершает намаз. Я подождал, пока он закончит, и, подойдя к нему спереди, поприветствовал его:
– Клянусь Аллахом, я люблю тебя! – сказал я ему.
– Любишь ли ты меня ради Аллаха? – спросил он.
– Да, ради Аллаха, – сказал я.
Тогда он переспросил ещё дважды:
– Ты, действительно, любишь меня ради Аллаха?
И каждый раз я отвечал:
– Да, я люблю тебя ради Аллаха.
Тогда он схватил меня за одежду, притянул к себе и сказал:
– Поздравляю тебя! Ведь я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Всевышний Аллах сказал: «Тот, кто любит друг друга только ради Меня, тот, кто собирается только ради Меня, тот, кто навещает друг друга только ради Меня, и тот, кто подаёт милостыню и творит благое только ради Меня, достоин и Моей любви». (Муватта, Шар, 16)
* * *
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) расскаал и следующую историю о том, кто, желая навестить брата своего лишь во Имя Аллаха, заслужил Его любовь.
«Однажды один человек отправился в соседнюю деревню, чтобы навестить своего брата по религии. Всевышний Аллах послал к нему ангела в образе человека, чтобы тот присматривал за ним. Когда человек приблизился к ангелу, ангел сказал ему:
– Куда ты идешь? 
– К брату своему по вере, который живет вон в той деревне.
– Есть ли какая-либо выгода в том, что ты навестишь своего брата?
– Нет, – отвечал человек, – я люблю его только во Имя Аллаха и только поэтому желаю навестить его.
Тогда ангел сказал:
– Так же, как ты любишь его, и Аллах любит тебя. А я – ангел, который принес тебе эту благую весть от Аллаха». (Муслим, Бирр, 38; Ахмад II, 292)
* * *
Следующий рассказ из уст Анаса бин Малика (радыйаллаху анху) говорит о том, что искренне любящий своего брата по религии будет награжден Раем:
«Однажды мы сидели вместе с Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) Он сказал: «Сейчас придет человек достойный Рая».
Взглянув, мы все увидели одного сподвижника из ансар, с бороды которого стекала вода от только что совершенного омовения, с сандалиями в левой руке. На следующий день Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал то же самое. И опять появился тот же человек. Когда наступил следующий день Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал то же, что говорил и вчера, и опять появился тот ансар. Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) удалился, Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) последовал за этим человеком и сказал:
– Я поругался со своим отцом и поклялся, что три дня меня не будет в доме. Не мог бы ты приютить меня на это время в своем доме?
– Да, это возможно, – ответил тот.
Последующие события Абдуллах бин Амр (радыйаллаху анху) описывал так:
«Три дня я жил у этого человека. Но ни разу я не видел, чтобы он не спал ночью и молился. И только когда подходило время утренней молитвы, он вставал, поминал Господа и молился. Я также не слышал и того, чтобы он вёл благие речи. Когда прошло три дня, мне показалось, что он ничем не отличался от других, а посему я не удержался и сказал:
– О раб Аллаха! По правде говоря, я не ругался со своим отцом. Но целых три дня подряд Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил, что все мы можем видеть «человека, достойного Рая». И все три дня этим человеком оказывался ты. Я же захотел узнать, какие деяния отличают тебя от других, хотел взять с тебя пример. Но я не видел ничего в твоих действиях, что можно было, действительно, считать великим и достойным особого внимания. Что же удостоило тебя такой чести, как упоминание Пророком (саллаллаху алейхи ва саллям) среди всех?
Однако человек сказал:
– Ничего, кроме того, что ты видел.
Когда я уже собрался уйти, он окликнул меня и сказал:
– Все мои поступки и деяния – это все то, что ты видел. Но в сердце, я никогда не таю злобы ни на кого из мусульман и не завидую ничьему благу.
Тогда я понял и сказал:
– Это и делает тебя превосходнее остальных». (Ахмад, III, 166)
Такой вот бывает душа мусульманина, который смотрит на каждого верующего, как на своего брата и обходится с ним наилучшим образом…
* * *
Зубайр бин Аввам (радыйаллаху анху) же рассказывает историю, которой они были свидетелями после битвы Ухуд, историю, показывающую, каким ещё бывает братство в религии:
«Моя мать Сафия (радыйаллаху анха) принесла с собой две накидки и сказала: «Я принесла это, чтобы вы похоронили в этом моего брата Хамзу».
Мы взяли накидки и пошли к телу Хамзы (радыйаллаху анху). Рядом с ним лежало тело ещё одного верующего из ансар, и на нем также не было ничего, в чем его можно было похоронить. Мы постеснялись использовать обе накидки для погребения лишь Хамзы (радыйаллаху анху), оставив тело этого ансара совсем неприкрытым. Тогда мы решили, чтобы одна из накидок стала кафаном для Хамзы (радыйаллаху анху), а другая для ансара. А так как одна из накидок была большая, а другая маленькая, мы бросили жребий». (Ахмад, I, 165)
Какая назидательная картина, в которой братство по религии превосходит всякое иное родство…
* * *
Как прекрасно описывает Ибн ‘Умар (радыйаллаху анхума) то духовное совершенство, в котором прибывали асхабы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) в первый век Ислама:
«Мы видели такие времена, когда никто из нас не считал, что кто-нибудь достоин золота и серебра больше, чем ближайший брат по вере. Сейчас же мы живем в такое время, когда каждый считает, что более достоин золота и серебра, чем его близкий брат». (Хайсами, X, 285)
* * *
Каждый верующий должен интересоваться делами своих братьев по религии, должен думать о них и быть озабоченым их проблемами. Он должен думать о них, прежде чем о себе, и стараться избавить их от нужд. Пример тому можно увидеть в следующем поступке Дауда Таи (рахматуллахи алейхи).
Однажды один из учеников, прислуживавших ему, сказал:
– Я приготовил немного мяса, не желаете ли отведать? – и, несмотря на безмолвие своего учителя, принес поднос с едой.
Но Дауд Таи (рахматуллахи алейхи), взглянув на еду, сказал:
– Есть ли новости о тех сиротах, дитя мое?
Ученик поведал, что положение их не из лучших. На что этот авлия Аллаха сказал:
– Тогда отнеси это мясо им!
Однако ученик, желая, чтобы учитель его все ж отведал мяса, настаивал:
– Учитель, вы давно не ели мяса!..
Но Дауд Таи (рахматуллахи алейхи), не приняв этого, сказал:
– Дитя мое! Если это мясо съем я, то в скором времени оно выйдет наружу. Но если его съедят те сироты, то оно навсегда возвысит к высокой степени перед Всевышним Аллахом!..
* * *
Те, кто дружит с Аллахом, дружат и со всем сущим и, прежде всего, с братьями по религии. Они смотрят на своих верующих братьев глазами сострадания и милосердия Аллаха, питая к ним глубокую любовь, которая порой перерастая в более сильную любовь, зажигает в них мысль о спасении всего человечества. Ведь и Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после того как был прогнан из Таифа, побиваемый камнями, молился за жителей этого города об их наставлении на путь Истинный.
На второй странице суры «Ясин» мы читаем рассказ о Хабибе Наджаре, который, прозрев и увидев истину, говорил о тех, кто прогонял его, побивая камнями: «…О, если бы мой народ знал, за что меня простил мой Господь, за что причислил меня к почитаемым!» (Ясин, 26-27)
Это показывает, какой сострадательной и милосердной может стать душа верующего, когда даже за тех, кто желал убить его, он молится о спасении.
* * *
Абуль Хасан Харакани (рахматуллахи алейхи), передавая свои чувства относительно братства в религии, говорил: «Если в палец одного из верующих, будь он в Туркестане или Сирии, воткнется колючка, она воткнулась в мой палец. Если о ногу одного из них ударится камень, он ударится о мою ногу. Я также чувствую боль этого. И если одно сердце опечалено, то это моё сердце».
* * *
Один из невероятных примеров братства в религии приводит и Сахль бин Ибрахим (рахматуллахи алейхи):
«Мы были друзьями с Ибрахимом бин Адхамом. Однажды я заболел. Тогда Ибрахим бин Адхам (рахматуллахи алейхи) потратил ради моего выздоровления все свои средства. Вскоре я стал поправляться. Однажды я попросил, чтобы он купил мне еды, которой мне очень хотелось. Но у него уже не было денег, и он ради этого продал свою лошадь. Когда я полностью поправился, нам понадобилось ехать верхом.
– Веди своё животное, о Ибрахим, нужно ехать! – сказал я.
Но Ибрахим бин Адхам (рахматуллахи алейхи) сказал:
– Я продал его.
Я еще не окреп после болезни, поэтому сказал:
– Но как же сейчас я смогу добраться до нужного нам места?
Этот великий праведник ответил:
– Я донесу тебя на спине, брат мой! – и донес меня до нужного места, которое было примерно за три версты.
Иными словами, Всевышний Аллах желает, чтобы братья по религии были, как две руки, моющие одна другую. Истинная дружба ради Аллаха – это жизнь двух разных людей в одном сердце. Те, кто понимает ответственность братства в религии и осуществляет это с чувством самоотверженности и любви, и после ухода из этой бренной жизни продолжают жить. И каждый вспоминает их лишь с милостью. Точь-в-точь как мухаджиры, ансары и все те верующие, которые посвятили всю свою душу и сердце таким же верующим, как и они… В условиях современной жизни, проявляя сострадание и милосердие, с чувствами любви и братства, присущими лишь верующему, помочь найти заблудшему верный путь, помочь слабым, сиротам и немощным является самой важной обязанностью, за которой и скрывается довольство Всевышнего Аллаха.
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *