29.03.2024

ПОЧЕМУ МУСУЛЬМАНАМ НЕ СЛЕДУЕТ ПРАЗДНОВАТЬ НОВЫЙ ГОД?

Ассаляму аляйкум, уважаемые братья и сестры!
….Основная проблема, с которой мусульманам приходиться сталкиваться под Новый Год, относится к приглашениям от коллег и родителей на его совместное празднование со всеми запрещенными в Исламе атрибутами, и отказу от этого так, чтобы никого из них не обидеть…

Никто не ставил елочку с полумесяцем наверху

26 ноября 2011 года по лунному календарю мусульманского летоисчисления — Хиджре, наступил новый 1433 год. Прошло это событие незаметно. Мечети не украшались гирляндами, продавцы не бросались из крайности в крайность от новогодних скидок до в несколько раз завышенных цен, как это часто бывает в предновогодние дни, мусульмане не бегали ошарашено по магазинам, не суетились, не стреляли в хлопушки, и только некоторые из них издалека могли напомнить молодого и мифического Деда Мороза с еще пока черной бородой, являющейся единственным элементом их внешнего сходства.

Причина отсутствия всей этой суеты проста и легко объяснима — в Исламе не празднуют Новый Год. Ни по Хиджре, ни по Григорианскому календарю.

И еще ни один соблюдающий мусульманин от этого не заболел и не умер. Зато усердно празднующие, зачастую приносят вред не только своему здоровью, но и чужому. А также семье, карьере и всему остальному, что непосредственно связано с их жизнедеятельностью. И причина этому не менее проста и объяснима — слишком часто от обильного поедания яств этот праздник переходит к обильному распитию алкоголя, после чего многих тянет на «приключения», которые они в состоянии повышенной возбудимости легко находят на свою шальную голову и другие органы тела. И случается это, к сожалению, сплошь и рядом, ведь алкоголь стал неотъемлемой частью многих застолий…

Сейчас трудно представить себе новогоднюю корпоративную вечеринку без спиртного, с активно побуждающими к его употреблению Дедом Морозом и Снегуркой, тоже нередко подвыпившими. Ничем не лучше тотальное обжорство, когда готовится пища на месяц, а съедается в течение нескольких дней. Создается впечатление, что для того, чтобы почувствовать себя счастливым, необходимо набить желудок до отвала едой, залить оставшийся до горла промежуток алкоголем, и под невнятный шумок впавшего в ступор разума вытворить какую-нибудь ерунду, чтобы потом «было что вспомнить» в скучной рутине серого бытия. Самое ужасное, что все это преподносится как «добрая традиция» и уже превратилось в норму.

 

Конечно, приходится констатировать, что в результате доставшегося нам атеистического наследия советского прошлого, а также шагающей по всему миру глобализации, законодателем мод которой является культура, во многих отношениях чуждая исламскому мировосприятию, но с оголтелой жадностью поглощаемая современным обществом без какой-либо фильтрации на предмет значения, которое она в себе несет, истоков, от которых она происходит, и последствий, которые она оставляет, многие мусульмане, ввиду ее повсеместного присутствия просто вынуждены иметь с ней дело, и зачастую, ощущая на себе некий комплекс неполноценности, навязанный им в результате отказа идти «в ногу со временем» по «дороге, которая ведет в никуда», становятся ее подражателями.

В качестве примера такого проникновения в казахстанскую культуру можно привести Хэллоуин, когда казалось бы уже взрослые люди, многие из которых имеют семью и детей, вдруг одеваются в костюмы всяческой «нечисти» и в состоянии алкогольного опьянения спешат на свой веселый «шабаш». И хотя праздники эти разные, результат они, зачастую, имеют один и тот же. И даже более того — ввиду своей массовости и размаха, последствия празднования Нового Года гораздо чаще и серьезнее фигурируют в сводке последующих милицейских хроник.

Однако, это общечеловеческая проблема, выходящая за рамки конфессиональной принадлежности, и относящаяся скорее к культуре, нравственности, воспитанию и здоровому образу жизни. Ведь это печалит не только тех, кто обходит Новый год стороной по религиозным мотивам, но и тех, для кого он действительно является доброй семейной традицией, которая по причине наличия у них вышеперечисленных качеств не приводит их к столь плачевным результатам, когда на следующее утро кому-то стыдно, кому-то больно, а кому-то тошно и отвратительно. Потому что кто-то изменил жене, кто-то поссорился или подрался, а кто-то просто непристойно себя вел, пытаясь совершить все вышеперечисленное одновременно.

Что касается соблюдающих мусульман, то основная проблема, с которой им приходиться сталкиваться под Новый Год, относится к приглашениям от коллег и родителей на его совместное празднование со всеми запрещенными в Исламе атрибутами, и отказу от этого так, чтобы никого из них не обидеть. И здесь мусульманам следует проявлять не юношеский максимализм, а мудрость и твердость в главном, и мягкость и понимание во второстепенном. Понимание к родителям, мягкость к коллегам, твердость в отказе, и мудрость в том, как все это совместить.

Братьям и сестрам следует учитывать, что для их родителей это праздник на котором они выросли, и порой очень трудно, а то и бесполезно их в чем-то переубеждать. Закончиться это может банальной ссорой. Ведь большую часть жизни они провели с восприятием Нового Года как чего-то доброго и светлого, на которое упорно возлагаются мечты и несбывшиеся надежды. И демонстративное неприятие этого главного для многих из них праздника, может быть расценено как отказ в семейном единстве и неуважение, за которым последует обвинение в неблагодарности и религиозном фанатизме. Поэтому в вопросах взаимоотношений в праздник, когда эмоции накалены предновогодней суетой и «ожиданием чуда», а переход от очень хорошего к очень плохому может быть слишком резким, необходимо сохранять трезвость мышления и дипломатичность, не поступаясь главными принципами, но допуская возможный компромисс в непринципиальных вопросах. Здесь трудно подобрать какую-то общую формулу, и каждый мусульманин сам должен взять на себя ответственность, чтобы проанализировав свою конкретную ситуацию найти те решения, которые позволят ему достигнуть желаемого с минимальными потерями, учитывая характер родителей и сложившиеся с ними отношения.

Коллег на работе надо корректно предупредить, что мусульманам не только запрещается употреблять спиртное, но и находиться там, где его употребляют. Сделать это нужно тактично, не изображая из себя тоном и выражением лица человека, стоящего в своем духовном развитии на голову выше всех и вот-вот готового оторваться от земли, чтобы взлететь к вершинам человеческой мудрости и праведности. Вы не можете заглянуть в сердца других людей и возможно их сердца ничем не хуже ваших, несмотря на то, что на данный момент они употребляют спиртное. Ведь как много мусульман сами до Ислама были пьющими. Поэтому отказывая, оставайтесь добрыми коллегами, и как знать, может быть те, кто ещё в прошлом году лечились от новогоднего похмелья, в следующем году откроют свое сердце Исламу и станут последователями благословенного Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует).

В крайнем случае, если вы опасаетесь, что ваш отказ по религиозным мотивам не будет воспринят с должным пониманием, найдите другую причину, которая не предоставит желающим повода для косых взглядов и пересудов за спиной. Главное, чтобы то, о чем вы говорите, действительно имело место быть. Не забывайте, что Ислам не допускает обман даже в шутку.

А в ответ на многочисленные поздравления, можете, избегая ключевых слов просто пожелать успехов, здоровья и семейного благополучия. Это будет тем знаком вежливости, который позволит вам поддержать товарищеские или родственные отношения, не выходя за пределы допустимых Исламом границ.

Что касается детей, то следует понимать, что именно от вас зависит их отношение к происходящему. И если вы с самого начала привьете им любовь к этому празднику, то возможно она останется на всю жизнь. Но это не значит, что вы должны внушать им отвращение, в результате которого непразднующие будут с высокомерием смотреть на празднующих, или наоборот, чувствовать себя обделенными или изгоями, поскольку наше государство светское, мир разнообразен, а терпимость — одна из основополагающих черт мусульманина.

Поэтому родителям следует не запрещать и ломать детскую психику в условиях царящего ажиотажа, а потихоньку объяснять и прививать любовь к другому, лучшему с точки зрения нашей религии.

Можно купить детям подарок, чтобы им не было обидно, но приурочить его не к Новому году, а например, к священному дню для всех мусульман — Джуме, благо она имеется в каждой неделе и вам не потребуется ждать несколько месяцев до ближайшего Ид-аль-Фитра. Но вы можете напомнить им и о нем, и следующим за ним Курбан-байраме, по наступлению которых, инша Аллах, они снова получат подарки. И если вы все сделаете правильно, то ваши дети будут ждать не Нового года, а два благословенных Ида, узнавая по мере своего взросления об их истоках и смыслах, и проникаясь к ним любовью, заложенной вами еще в детстве.

Тем более, что истоки и смысл носят в религии первостепенный характер. И если мы заглянем вглубь веков, то обнаружим, что они довольно смутны, а ценности, несмотря на красивую обертку, весьма сомнительны. К примеру, не все знают, что в свое время этот день отмечался в честь одного из множества римских богов — двуликого Януса, от имени которого и произошло название месяца «януарий» или «январь».

Конечно, сейчас никто не поклоняется этому римскому божеству, древнеегипетскому Амону, или же современному Санта-Клаусу, прообразом которого стал «Святой Николай». Однако слов из песни не выкинешь. Такова «религиозная» история этого праздника, и для мусульман она имеет глубокое, символическое значение.

И все же, к чести многих казахстанских семей «старой закалки» следует отметить, что у них Новый год проходит весьма пристойно. Никто из них не стремится напиться, объесться, и попав в сети разлагающих передач, пропасть в телевизоре на несколько дней.

Кроме того, многие мусульмане сами вынуждены, живя, например, с родителями, присутствовать на его праздновании, и в этом случае, им следует воспользоваться теми советами, которые мы дали выше — отвечать на поздравления пожеланиями, и вежливо сославшись на режим отправиться спать пораньше, чтобы вовремя встать на утреннюю молитву, которую никто для них не отменял.

Ведь для тех, кто стремится к Ахирату, еще один ушедший безвозвратно год — повод не для радости, а для строгого самоотчета за каждый прожитый день и совершенный поступок, который в будущем ляжет тяжелой ношей на весы их деяний. А вот на какую из этих чаш, зависит уже от самих мусульман, ведь Аллах дал нам разум и возможность для выбора…

И да хранит вас всех Аллах! Аминь!

 Портал Центральной мечети г.Алматы

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *