25.04.2024

golubi5НЕ ДЕЛАЙ ЗЛО, И НЕ ДЕЛАЙ ЗЛО В ОТВЕТ

Ислам-это религия, которая призывает человечество вести жизнь, исполненную гуманности, мира и блага. Всевышний в ниспосланном Им Священном Коране призывает верующих развивать в себе самые возвышенные качества души.
Ислам велит верующим делать добро и запрещает им причинять вред как самим себе, так и всем остальным людям. В Коране сказано:
«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства» (ан-Нахль, 90).
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не причиняй вреда ни себе, ни другим»Ахмад и Ибн Маджа
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Истинно, Аллах наказывает тех, кто причиняет людям страдания в жизни» (Муслим).
Передают со слов Абдуллаха бин Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульманин – это тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками».
Как сказал мудрец: «Зло – это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света». Оно бывает в сердце, в котором нет добра, мусульманин является добросердечным, остерегается совершать зло, вред по отношению ко всем людям, верующим и неверующим и даже к животным.
Благодаря вековым наблюдениям за законами жизни люди осознали: что посеял, то и пожнёшь; что положил на тарелку, то и возьмёшь ложкой. Если человек, стремящийся к счастью, нарушает покой других, то радуется этому недолго. Фараон и Немруд обладали неограниченной властью и богатством, которые позволили им совершать насилие над людьми. Но их ложное счастье всемогущества продолжалось только до могилы.

Джалалатдин Руми писал: «Если человек кого-то ранил или притеснил своими руками, то этот поступок в аду станет деревом, с которого придётся срывать плоды заккума. Если ты, обуреваемый гневом и горячностью, обидел и оскорбил кого-то, то разведённый тобой огонь в их душах станет топливом для пламени ада. Жар твоей ненависти обожжёт человека на земле, но из того огня родится адский костёр, который там тебя будет сжигать и мучить. Огонь мирской свалится обухом на людей, но пламя вечных мучений поглотит тебя самого. Слова, которые в гневе и с чувством мести произносились здесь, которые кололи и ранили сердца других, словно змеи, станут адскими скорпионами и схватят тебя». Поэтому так важно не разрушать, не убивать, не обижать, а с любовью относиться к людям, беречь свет в их душах, желать блага всему человечеству и произносить слова мягкие и доброжелательные.
В Коране сказано:
Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник.(Фуссылат (Разъяснены), 34-й аят)
Таким образом, Господь указал досточтимому Пророку (ﷺ) и в его лице всем верующим на один из лучших методов, которым нужно следовать в человеческих отношениях. Данный принцип означает на зло отвечать добром, благими делами стремиться завоевать сердце того, кто совершил тебе зло, чтобы вражда обернулась дружбой, неуважение ‒ почтительностью, злоба и ненависть стали любовью.
Хаббар ибн аль-Асвад был врагом Пророка Мухаммада (صلى ٱلله عليه وسلّم) и Ислама. Он серьёзно ранил Зайнаб, его дочь, когда она решила переселиться в Медину. Она была беременна, и когда отправилась в путь, многобожники Мекки попытались остановить её. И именно этот человек, Хаббар ибн аль-Асвад, выстрелил в неё из лука, отчего она, испугавшись, упала со своего верблюда. Её падение привело к выкидышу, а сама она сильно поранилась. Из-за своих деяний Хаббар, осознавший силу мусульман, хотел бежать в Персию, но когда он предстал перед Мухаммадом (صلى ٱلله عليه وسلّم), тот великодушно простил его.
Если последователи других религий живут в мире с мусульманами и заключают с ними мирный договор, то их жизнь и имущество становятся неприкосновенными.
Аль-Бухари передал со слов Абдуллаха б. Умара, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Человек, который убил неверующего, заключившего мирный договор с мусульманами, даже не почувствует благоухание Рая, несмотря на то, что оно распространяется на расстояние сорока лет».
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, явил собой пример беспристрастного и доброго отношения ко всем Божьим тварям и ко всем людям, независимо от их вероисповедания. Его добродетель была настолько совершенна, что он даже не причинял вреда тем, кто поступал несправедливо по отношению к нему.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проявлял милосердие даже по отношению к неверующим, попавшим в плен к мусульманам.
Пророк (да благославит его Аллах и приветствует) отправил восемь писем правителям на Аравийском полуострове с призывом принять ислам, одним из которых был Сумама ибн Усаль. Он был одним из влиятельных и властных арабских правителей, главой Бану Ханифа и одним из правителей аль-Йамамы. Письмо пророка Мухаммада ввергло Сумаму в гнев. Он отверг призыв к Истине и благу.
Сумама приказывает убить группу сподвижников пророка.
Спустя некоторое время Сумама отправился в Мекку для исполнения умры. Он проезжал мимо Медины. Мусульмане не узнали Сумаму, но схватили, поскольку он был чужаком. Пленника привезли в город и привязали к столбу у мечети. Они хотели, чтобы пророк сам допросил незнакомца и решил, как с ним быть. Пророк Мухаммад заметил пленника. И когда вернулся домой и сказал: «Соберите еды, что есть в доме, и отправьте Сумаме ибн Усаль» Затем он велел отнести ему молока своей верблюдицы.
Скоро пророк решил поговорить с пленником и убедить его принять ислам. Он обратился к Сумаме:
«Что ты можешь сказать в свое оправдание?»
Тот ответил: «Если ты убьешь меня, будет кому за меня отомстить, если окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному. Если ты хочешь денег, я дам тебе столько, сколько ты пожелаешь».
Пророк покинул пленника, но продолжал отправлять еду и молоко своей верблюдицы. Через два дня он вернулся и спросил:
«Что ты можешь сказать в свое оправдание?»
Сумама повторил сказанное ранее. На следующий день пророк спросил то же самое, и Сумама снова повторил ответ. Тогда пророк обратился к сподвижникам: «Освободите его».
Сумама уехал из мечети пророка и продолжил свой путь в Мекку. Доехав до пальмовой рощи аль-Бакы на окраине Медины (место, которое позже стало кладбищем многих сподвижников пророка), он напоил верблюда и совершил полное омовение. Потом он вернулся в мечеть пророка. Представ перед мусульманами, Сумама произнес:
«Свидетельствую, что нет подлинного божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник»
Затем, повернувшись к пророку, Сумама сказал:
«О Мухаммад, клянусь Богом, не было для меня более ненавистного лица, чем твое. Теперь оно для меня милее всех остальных лиц. Я убил твоих людей и отдаю себя тебе на милость. Как ты поступишь со мной?»
Пророк ответил:
«Сейчас тебя не в чем винить, о Сумама. Принятие ислама стирает прошлые деяния и знаменует начало новой жизни».
Именно доброе и справедливое отношение Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников побудило обратиться в религию Аллаха того, кто на протяжении нескольких лет убивал мусульман и причинял им страдания.
В Исламе запрещается совершать зло даже в ответ на зло.
В противном случае каждое злодеяние и проявление враждебности будет встречено с такой же злобой и враждебностью. В итоге зло будет разрастаться и станет господствовать во всем обществе. Наш Пророк (ﷺ) также оставил в своих хадисах рекомендации по этому поводу:
«Не будьте непостоянными. Не говорите, что если люди будут делать добро, то и мы станем делать добро, а если совершат несправедливость, то и мы ответим тем же. Будьте постоянными. Если люди совершат добро, вы тоже делайте добро. А если совершат зло, то в ответ не делайте зла». (Тирмизи).
Прощение других способствует зарождению в душе человека ценных и незаменимых качеств, таких как милосердие, доброта и великодушие.
Пророк говорил, что в случае ссоры нельзя прекращать отношения с мусульманином более чем на три дня. И лучшим из них будет тот, кто первым после ссоры пойдет на примирение и поприветствует другого.
А во время войны Пророк запрещал своим сподвижникам причинять вред пожилым, раненым, женщинам, детям, а также людям в местах поклонения. Запрещено было уничтожать поля и уродовать трупы врагов.
Приказы Пророка в отношении пленных строго соблюдались его сподвижниками.
После битвы при Бадре пленные были распределены по двое – по трое между сахабами. Благородный Посланник (саллаллаху алейхи ва саллям) велел хорошо обходиться с ними.
Находившийся тогда среди пленных Абу ’Узайр, брат Мус’аба бин ’Умайра, вспоминал:
«Когда наступало время принимать пищу, ансары, у которых я был в плену, обходились финиками, отдавая хлеб и приправу мне. Меня же смущало это, и я предлагал еду им. Однако они не принимали. Потому что Посланник Аллаха велел им хорошо обходиться с пленными» (Рамазаноглу Махмуд Сами, Бедир Газвеси,).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был ко всем благосклонен. Он никогда не разрывал свои связи с людьми, ни к одному человеку не проявлял предвзятого отношения. Хотя враги готовы были причинить ему боль и страдания и даже убить его при любой возможности, но он был дружелюбен со всеми, предоставляя каждому шанс исправиться. Он знал, что человек порядочен по своей сути, и считал, что самым правильным будет разбудить в человеке веру в Аллаха.
Сообщается, что Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен ею Аллах), рассказывала: «Ко мне приехала моя мать, которая тогда ещё оставалась многобожницей. Это было при жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и я задала ему вопрос: “Ко мне приехала моя мать и желает встречи со мной, следует ли мне поддерживать с ней связь?” И он сказал: “Да, поддерживай с ней связь”» (Муслим )
Вера учит нас независимости от людских рассуждений, которые даёт нам большую свободу в поступках и мыслях; вера учит нас великодушию по отношению к окружающим, которое позволяет нам смотреть на них с любовью и снисхождением; вера учит нас полагаться на мудрость и справедливость Всевышнего, а не на своё понимание правосудия. То же, что противоречит этому, происходит не от веры, а от ущемлённого Эго, ищущего покой в причинении такого же вреда, которому повергся он сам.
Наша религия запрещает в любом виде приносить вред другим. Например, если человек выкапывает колодец поблизости от колодца своего соседа, в результате чего из него уходит вода. Малик и Ахмад, да помилует их обоих Аллах Всевышний считали, что совершать подобное запрещается, и даже если выкопал его, этот колодец надо будет засыпать. Сообщается, что посланник Аллаха, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал: «Не наносите друг другу вреда (, копая) колодцы». (Аль-Байхаки)
Если кто-нибудь возведёт на своей земле высокое строение, выходящее на сторону соседа и загораживающее ему солнце, то подобное является недопустимым, особенно в том случае, когда судье очевидно, что это делается с целью нанесения вреда и с дурным умыслом. Аль-Хараити приводит хадис, в котором сообщается, что относительно соседа пророк, (салляллаху ‘алейхи уа саллям), сказал:
«И пусть человек возводит высокое строение, которое помешает доступу воздуха, только с разрешения (своего соседа)».
Недопустимо, когда человек обращается со своей собственностью так, что это наносит вред его соседям, например если он что-нибудь трясёт, или стучит или делает нечто подобное или кладёт поблизости что-нибудь издающее отвратительный запах.
Так же принципом нашей религии является высказывание Пророка Мухаммада(салляллаху ‘алейхи уа саллям): Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред(в ответ).
Из этого принципа, следует, что если кто-либо уничтожит чужое имущество, то за это не следует уничтожать его имущество, так как это приведет к бесполезному распространению вреда и станет причинением вреда в ответ. Виновный должен возместить стоимость унитоженного имущества его владельцу во избежание нанесения вреда.
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) никогда никому не мстил из-за личных обид, и то же самое завещал своим сподвижникам.
В риваяте переданном от Айши (радыйаллаху анха) сообщается: «Посланник Аллаха никогда не отвечал злом тем, кто причинял ему зло. Он всегда прощал своих обидчиков и никогда не пытался мстить им».
Искреннему му`мину вера не позволит обижать, причинять боль другим, ибо он осознаёт, что Всевышний наблюдает за ним. Господь помогает умеющим прощать, награждает их счастьем, покоем и благоденствием.
В Исламском праве существует правило, которое гласит: «Нельзя отвечать злом на зло». Исходя из этого, за исключением случаев необходимой самообороны, отвечать назло равноценным злом запрещено. Так как в противном случае это приведет к самосуду, нарушению закона и как следствие к беспорядкам в обществе.
Аллах Всевышний говорит в Коране:(смысл) «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (аш-Шура 42/40).
Как следует из этих аятов, человек имеет право требовать равнозначного искупления, однако прощение обидчика, является предпочтительным.
Посланник Аллаха всегда старался преодолевать зло добром, а невежество людей – с помощью знания, которое дает Ислам, следуя великой заповеди Священного Корана:
وَلَا تَسْتَوِي الْحَسَنَةُ وَلَا السَّيِّئَةُ ادْفَعْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ فَإِذَا الَّذِي بَيْنَكَ وَبَيْنَهُ عَدَاوَةٌ كَأَنَّهُ وَلِيٌّ حَمِيمٌ
«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» .
Когда была освобождена Мекка и когда врата покаяния и прощения были открыты перед всеми, Икрима ибн Абу Джахль вместо того, чтобы воспользоваться этой возможностью, собрал группу мекканцев и вступил в бой против довольно большого мусульманского войска. В непродолжительной схватке Халид ибн Валид разбил эту кучку.
Несколько противников были убиты, остальные в страхе и ужасе убежали. Среди бежавших был и Икрима ибн Абу Джахль. Вспоминая причинённые Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) унижения и оскорбления, и сопоставляя их с силой и могуществом мусульман, он думал, что у него нет другого выхода, кроме как бежать. И он направился в Йемен.
Жена Икримы, Умму Хаким, достойная особого уважения женщина, приняла Ислам и вошла в число сподвижников, при упоминании которых мы добавляем «Да будет доволен ими Аллах!». Она покорно, по своей воле отправилась в путь вслед за своим мужем Икримой с целью уговорить его вернуться в Мекку. После долгих поисков, застала его на берегу моря в области Тихама. В тот момент Икрима (да будет доволен им Аллах) договаривался с моряком-мусульманином, чтобы тот переправил его на другой берег. Моряк повторял:
– Очистись перед тем, как я тебя перевезу!
Икрима (да будет доволен им Аллах) в недоумении спросил:
– Как я могу очиститься?
– Скажи: «Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единственного Господа, и что Мухаммад – Его раб и посланник (салляллаху аляйхи васаллям)».
Икрима в ужасе воскликнул:
– От этого я и бегу!
Умму Хаким приблизилась к ним и обратилась к мужу: – Икрима, я пришла к тебе от самого благонравного, самого добродушного, от лучшего из людей – Мухаммада ибн Абдуллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Он пообещал тебе безопасность. Не губи же себя!
Икрима долго переспрашивал и уточнял, пока не согласился вернуться в Мекку.
Незадолго до прихода Икримы и Умму Хаким Посланник Всевышнего (салляллаху аляйхи васаллям), предвещая будущее и принимая во внимание род Икримы и его положение, обратился к людям со словами: «Через некоторое время к вам придёт Икрима ибн Абу Джахль верующим и совершившим хиджру (переселение). Не оскорбляйте его отца. Поистине, оскорбление умерших причиняет боль живым, но не доходит до покинувших сей мир» [6].
Действительно, через некоторое время прибыли Икрима и его супруга. Посланник Всевышнего (салляллаху аляйхи васаллям) сидел в кругу сахабов. Завидев же издалека Икриму (да будет доволен им Аллах), он вскочил от радости и устремился ему навстречу. С его уст сошли слова: «Приветствую того, кто совершил хиджру!».
Мы знаем, что период хиджры, особо выделенный в истории Ислама, на тот момент уже закончился. Но Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) подчёркивает это обстоятельство не зря. Ведь Икрима (да будет доволен им Аллах) тоже вернулся из долгого пути. Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) встречает его словами: «Приветствую того, кто совершил хиджру!». И этих слов было достаточно, чтобы растопить сердце Икримы. Он воскликнул: «Нет бога, кроме Аллаха, и ты – Посланник Его (салляллаху аляйхи васаллям)!» А затем произнёс: «Я причинил столько боли и зла. Помолись за меня, попроси у Аллаха прощения для меня!» Пророк милости (салляллаху аляйхи васаллям), воздев руки, взмолился: «О Всевышний, прости Икриме ту неприязнь и вражду, что он испытывал ко мне и к Исламу! Прости ему все пути, что он прошёл, пытаясь потушить Твой свет! Прости ему все оскорбления, что сошли с его уст!» Икрима (да будет доволен им Аллах) переполнился чувствами и на его глазах выступили слезы. Он не ожидал подобного отношения, так как до этого ставил Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) на один уровень со всеми. Икрима (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), клянусь Всевышним, сколько сил и имущества я потратил во вред Исламу – так теперь в два раза больше я потрачу на пути его распространения!» ( См.: Аль-Кяндахляви М. Хаят ас-сахаба ; Ра’фат аль-баша А. Сувар мин хаят ас-сахаба)
Икрима (да будет доволен им Аллах) сдержал данное им слово. Ярким подтверждением тому стала битва Ярмук, произошедшая после смерти Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) между мусульманами и византийцами. Численность византийских воинов составляла 140 тысяч. Что касается мусульман, то, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах приказывает Халиду ибн Валиду (да будет доволен им Аллах) встать во главе мусульманских воинов, численность которых составляла 40 тысяч [8]. Бои были очень тяжёлые. В какой-то момент Икрима (да будет доволен им Аллах) слез с коня и попытался ворваться в стан вражеских рядов. Халид, завидев это, окликнул его: «Не делай этого!» Икрима (да будет доволен им Аллах) воскликнул: «Оставь меня, Халид! Ты сражался рядом с Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) и сделал многое на пути распространения Ислама. Я же и мой отец больше всех причинили боли Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). Дай же мне возможность искупить прошлое!» Потом он воскликнул: «Как я могу отступить, когда столько раз сражался против Пророка (салляллаху аляйхи васаллям)? Нет, этому не бывать!» — и воззвал к воинам: «Кто даст присягу на смерть?» И в окружении примерно четырёхсот человек он ворвался в ряды византийцев. [9] В какой-то миг он был глубоко ранен и перенесён в шатёр. Видя смертельные раны, его жена Умму Хаким не могла сдержать слёз. Икрима (да будет доволен им Аллах) же промолвил: «Не плачь. Не увидев победы, я не умру». Через какое-то время в шатёр вошёл Хишам: «Благая весть! Аллах даровал нам победу». И тогда Икрима (да будет доволен им Аллах) попросил: «Приподнимите меня! В шатёр зашёл Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)!» Чувствуя духовное присутствие Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), он промолвил: «О Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), сдержал ли я данное мною слово?» На последнем издыхании с его уст сошли слова: «О Аллах, дай мне уйти из этой жизни мусульманином и причисли меня к праведным!» [10].
Наш Господин Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был снисходителен и терпелив к несовершенству окружающих, вдохновляя их на то, чтобы они стали лучше.
Однажды он пришёл к сахабам и спросил: «Знаете ли вы, кто такой Абу Дамдам?» Сахабы ответил: «Нет, Посланник Аллаха, мы не слышали о таком человеке. Кто же такой Абу Дамдам, о котором ты спрашиваешь?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снова обратился к ним: «Неужели вы настолько слабы, что не можете быть как Абу Дамдам?» Сахабы замерли, и спросили: «О Пророк Аллаха, кто же такой этот Абу Дамдам? Чем он отличается от других людей, в чем его особенность?» Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Абу Дамдам – мумин предшествовавших поколений. Каждое утро он вставал с молитвой на устах. Он часто так обращался ко Всевышнему: «О мой Господь! Мой Воспитатель! Ниспошли прощение тому, кто держит на меня зло, кто сплетничает обо мне, кто стремится посягнуть на мою честь».
Это тот идеал , к которому мы должны стремиться, если хотим быть в числе самых счастливых!
Источник: fondihlas.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *