ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > НАСТАВЛЕНИЯ

НАСТАВЛЕНИЯ

КАК ОДНОВРЕМЕННО ЗАСЛУЖИТЬ ДОВОЛЬСТВО АЛЛАhА И ДОВОЛЬСТВО ЛЮДЕЙ

Мы живём в такое время, когда люди уделяют слишком много внимания мнению окружающих. Часто, совершая какой-то поступок, они стараются заслужить довольство людей, при этом не думая о том, будет ли доволен этим поступком Всевышний Аллах.

И это неудивительно, ведь мы – существа общественные, поэтому часто смотрим на себя глазами окружающих нас людей. Вместо того, чтобы всегда сверять свои поступки с канонами Ислама, мы ждём, пока кто-то со стороны оценит их и скажет, хороши они или плохи.

В принципе, в некоторых случаях нам стоит прислушаться и к мнению людей, особенно если речь идёт о мнении наших родителей, родных, близких, друзей и людей, обладающих житейским опытом и знаниями в нужной сфере.

Только нельзя превращать это в источник постоянного страха, когда человек всё время озабочен мыслью: «А что обо мне скажут или подумают?», «А вдруг кто-то меня осудит?», «А вдруг это кому-то не понравится?».

Если же речь идёт о соблюдении предписаний нашей религии, ни в коем случае нельзя учитывать мнение окружающих, которое противоречит этому, особенно когда это может вызвать недовольство Всевышнего. В таком случае верующему надо, несмотря ни на что, стараться заслужить довольство Аллаха.

Например, кто-то, боясь мнения коллег, стесняется совершать намаз на работе, а девушка, боясь возможных насмешек и упрёков подруг, стесняется надевать хиджаб. В таких и подобных случаях следует пренебречь общественным мнением, ведь довольство Всевышнего важнее мнения любого человека.

В хадисе Посланника Аллаха ﷺ сказано:

لَا طَاعَةَ لِمَخْلُوقٍ فِي مَعْصِيَةِ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ

«Нет подчинения созданию в ослушании Всевышнего Аллаха». (Имам Ахмад)

От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لاَ طَاعَةَ فِي مَعْصِيَةِ اللّهِ. إنَّمَا الطّاعَةُ فِي الْمَعْرُوفِ

«Не следует подчиняться тому, что приведёт к ослушанию Аллаха, подчиняться необходимо лишь в том, что соответствует одобряемому шариатом». (Бухари, 4340, 7245, 7257; Муслим, 1840)

Поэтому в тех случаях, когда мы, пытаясь заслужить довольство людей, совершаем то, что приведёт к ослушанию Всевышнего Аллаха, мнение людей не учитывается. Может быть, те люди, чьё довольство мы стремимся получить, на самом деле и не обращают внимания на нас.

Поэтому не стоит так часто обращать внимание на мнение окружающих нас людей, ибо они могут иметь разные и порою противоположные мнения о наших поступках. Ведь угодить всем мы никогда не сможем. В любом случае найдётся тот, кто нас осудит.

В итоге получается, что мы никогда не заслужим довольство всех окружающих, это практически невозможно. Нам остаётся только один выход: стремиться всегда и во всем заслужить довольство Всевышнего и таким путём добиться довольства людей.

Однажды Му’авия написал письмо матери правоверных ‘Аише (да будет доволен ею Аллах), чтобы она написала для него завещание, и в ответ ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) написала:

 سَلَامٌ عَلَيْكَ. أَمَّا بَعْدُ: فَإِنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: مَنِ التَمَسَ رِضَاءَ اللَّهِ بِسَخَطِ النَّاسِ كَفَاهُ اللَّهُ مُؤْنَةَ النَّاسِ، وَمَنِ التَمَسَ رِضَاءَ النَّاسِ بِسَخَطِ اللَّهِ وَكَلَهُ اللَّهُ إِلَى النَّاسِ، وَالسَّلَامُ عَلَيْكَ

«Салямун алайка (мир тебе). Я слышала, как посланник Аллаха ﷺ говорил: «Если кто-то будет искать довольства Аллаха, вызывая гнев людей, то Аллах избавит его от трудностей с людьми. А кто будет искать довольство людей, навлекая на себя гнев Аллаха, того Аллах вверит людям». И мир тебе». (Тирмизи, 2414)

Верующий, который всегда стремится к довольству Аллаха, не обращая внимания на мнение людей, получит в итоге довольство Аллаха и довольство людей. А тот, кто желает заслужить довольство людей, не обращая внимания на гнев Всевышнего, в итоге испытает и гнев Аллаха, и гнев людей.

Поэтому мы должны научиться проявить твёрдость и, отстаивая свою точку зрения, поступать всегда правильно, не боясь осуждения людей. Такие люди, наоборот, вызывают уважение у людей. А тот, кто старается всем угодить, всегда переживая о том, что про них скажут окружающие, вызывают пренебрежение и усмешку.

Также нельзя впадать в крайность и категорически пренебрегать добрыми советами и наставлениями, полагаясь только на собственное мнение. Недостойно мусульманина вести себя таким образом, что это вызывает осуждение посторонних людей, особенно у немусульман.

Наш внешний вид, одежда и поведение в обществе всегда должны соответствовать принципам Ислама, но в то же время это не должно вызывать у людей неприязнь и недовольство. Необходимо вести себя вежливо, не нарушая общепринятых правил поведения.

Посланник Аллаха ﷺ поступал именно так в соответствии с предписаниями Всевышнего и заботясь о мнении других людей, даже немусульман.

Передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), услышав слова ‘Абдуллаха ибн Убаййа, что когда они вернутся в Медину, могущественные, поистине, выгонят из неё презренных, спросил:

دَعْنِي يَا رَسُولَ اللَّهِ أَضْرِبْ عُنُقَ هَذَا المُنَافِقِ، قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: دَعْهُ لاَ يَتَحَدَّثُ النَّاسُ أَنَّ مُحَمَّدًا يَقْتُلُ أَصْحَابَهُ

«»О Посланник Аллаха, не казнить ли мне этого мунафика (лицемера)?» На это Пророк ﷺ сказал: «Оставь его, ибо тогда люди станут говорить, что Мухаммад убивает своих сподвижников«». (Бухари, 3907)

Опасение Пророка ﷺ заключалось в том, что арабы-бедуины могли изменить своё намерение об Исламе. Ведь они не могли знать смысла этой казни и, видя только внешнюю сторону произошедшего, сказали бы: «Мухаммад ﷺ убивает своих сподвижников».

Итак, относительно мнения окружающих о нас и наших поступках следует избегать крайностей: чересчур беспокоиться о том, что скажут другие люди, и ради их хорошего мнения отказываться от следования предписаниям религии; и наоборот, презрительно пренебрегать мнением людей, считая, что судить может только Бог, а не люди. Это также неправильно – Всевышний устроил этот мир таким образом, что люди помогают друг другу стать лучше, делая друг другу наставления.
Автор: Нурмухаммад Изудинов
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 80 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2019 — Madrasah2.ru