ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Читальный зал > НАСТАВЛЕНИЯ

НАСТАВЛЕНИЯ

КАК НЕ ПРОЯВЛЯТЬ ВЫСОКОМЕРИЕ ПЕРЕД НЕЧЕСТИВЦАМИ?

— Я гневаюсь только ради Всевышнего!

— Нет, это лишь твоё высокомерие!

Часто случается так, что мы невольно проявляем высокомерие перед другими людьми.

Высокомерие – установление для себя и для других людей каких-то степеней, при котором ты считаешь себя выше других. Высокомерие может проявляться во многих аспектах вашей жизни: в имуществе, званиях, положении среди людей, наличии семьи, красоте, знаниях.

Всевышний Аллах призывает нас к смирению и скромности и остерегает от проявления высокомерия перед кем-либо.

Имам Газали в своей книге «Возрождение религиозных знаний» пишет следующее относительно смирения и скромности:

«Когда ты видишь человека, не обладающего знаниями, то скажи себе: этот человек ослушался Всевышнего по незнанию, а я ослушался Его, имея знания, и его незнание будет оправданием для него, в отличие от меня.

Если же этот человек обладает знаниями, то скажи: он знает то, чего не знаю я, как же я могу быть, таким как он, чтобы сравнивать себя с ним?

Если же это старший по возрасту человек, то скажи: он поклонялся больше меня, как же я могу быть хотя бы равным ему?

Если же он младше тебя, то скажи: я начал грешить прежде него и согрешил больше него, кто же я, чтобы проявлять высокомерие и самодовольство перед ним?

Если же ты увидишь нововведенца или неверного, то скажи: я не знаю, каким будет его и мой конец, возможно, он примет истину и умрёт с иманом, а я к концу своей жизни впаду в заблуждение и окажусь в числе униженных».

Здесь может возникнуть вопрос: «Ведь Всевышний приказал гневаться на заблудших ради Него, как же проявить смирение перед ними, если гнев и смирение являются противоположными эмоциями?»

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах), отвечая на этот вопрос, говорит: «Знай, что тут путаются многие. Твой гнев к ним ради Всевышнего может быть смешан с высокомерием и самодовольством, а ты и не заметишь этого. Каждое из этих чувств порождает другое: гнев порождает высокомерие, а высокомерие – гнев, кроме как у тех, кому Всевышний даровал способность различать их и остерегаться губительного.

 

Для очищения от высокомерия у тебя есть три пути:

1. посмотри на свои грехи и упущения, и ты увидишь свою ничтожность и слабость и не будешь приписывать себе какую-то степень;

2. знай, что твои знания, убеждения и благие поступки – не твоя заслуга, это дар тебе от Всевышнего. Как же ты можешь проявлять высокомерие и самодовольством над другими в том, что не является твоей заслугой и твоим достижением?

3. осознай, что ты не ведаешь, каким будет твой конец и как закончат жизнь другие. Как мы уже говорили ранее, быть может, он окажется в числе спасённых, а ты, наоборот, среди тех, кто потерпел убыток».

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) далее пишет: «Если же ты спросишь: «Как мне проявлять недовольство и гнев к ним, придерживаясь всего этого?» — то я отвечу: гневайся ради своего Господина, Всевышнего единого, не ради и в угоду своим желаниям, в этом и есть повеление Всевышнего. И в гневе не смотри на себя как на того, кто спасся, и чей соперник погиб. Наоборот, пусть страх за себя у тебя будет сильнее, чем страх за нововведенца и нечестивца, так как неведом тебе твой конец.

 

Для лучшего понимания я расскажу тебе историю:

«Был у одного царя маленький сын, которым он очень дорожил. Царь вверил этого сына своему рабу, чтобы он воспитал его и при необходимости за неуважение к людям или за недостойное поведение наказывал его. Раб очень любил своего господина и беспрекословно подчинялся его приказам.

Когда ему приходилось проявлять недовольство и наказывать сына царя, он это делал только ради своего господина, чтобы снискать его довольство и приблизиться к нему, выполняя его наказы. Он не проявлял высокомерие, наказывая мальчика, наоборот, он был смирен перед ним, так как знал, что сын царя выше в глазах царя, чем простой раб».

Таким образом, гнев не всегда сопровождается высокомерием. Поняв это, ты сможешь посмотреть на нечестивцев как на тех, чьё положение перед Всевышним Аллахом может быть высоким в загробном мире, так как Всевышний определил им такой исход ещё до их сотворения. А тебе, возможно, предопределён несчастливый конец и плохое пребывание в мире вечном.

Зная всё это, гневайся же на того, кто ослушался наказа Всевышнего, только ради Господа своего, проявляя этим любовь к Аллаху и смирение перед тем, кто в Судный день, возможно, будет ближе к Всевышнему Аллаху, чем ты.

Таким был гнев проницательных учёных, что сопровождался страхом и отсутствием высокомерия. А что касается обманутых своими знаниями, то они проявляли высокомерие, надеялись и жаждали для себя большего, чем для других, несмотря на то, что не знали, будут они прощены или нет. Это великая ложь и путь к погибели».

Да одарит нас Аллах пониманием истины и введёт нас в сады Рая – Фирдавс. Амин!
Ислам Ахмедов
Источник: iskamdag.ru


This post has been viewed 72 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2022 — Madrasah2.ru