ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ. Часть 1

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ. Часть 1

ВОСПИТАНИЕ В ИСЛАМЕ

На всём протяжении человеческой истории воспитание подрастающего поколения оставалось одной из самых насущных и животрепещущих проблем, над решением которой бились многие философы и мыслители.

Каждый из них представлял своё видение, свою уникальную модель воспитания детей различного возраста. Эта тенденция продолжилась и в наши дни. На просторах всемирной паутины можно встретить всевозможные тренинги, игровые упражнения, памятки для родителей и методические пособия.

Для нас, мусульман, всё более чем очевидно. Не может быть ничего лучше исламского воспитания, основанного на Божьих установках. Коран и Сунна Пророка ﷺ оставили нам бесценные памятки по воспитанию детей, указали, как сделать ребенка успешным и счастливым и в этой, и в загробной жизни.

Ввиду актуальности и важности этой проблематики мы начинаем новый спецпроект «Воспитание в Исламе», который периодически будет представлен на страницах портала Исламдаг.ру. Материалы будут формироваться из трудов как современных авторов, так и их предшественников.

Начнём же мы проект со всемирно известного труда Абу Хамида аль-Газали «Возрождение религиозных наук» (Ихьяъ ‘улюм ад-дин), о котором в книге «Аль-Бурудж аль-Мушаядда» говорится: «Если стереть все исламские науки, то их можно будет восстановить по книге «Ихьяъ»». Имам аль-Газали посвятил воспитанию детей целую главу, которую мы разделили на несколько материалов. Итак, передаём слово имаму аль-Газали:

«Знай, что воспитание детей является одним из самых важных дел, поскольку ребёнок – аманат родителей, и его чистое сердце – драгоценный камень, на котором нет никаких изображений и рисунков. [В таком возрасте] ребёнок принимает любой образ и склоняется к тому, чему его склоняют. Если он привыкнет к добру, то вырастет на этом и будет счастлив как на этом свете, так и в потустороннем. И часть воздания за это разделит его отец и каждый, кто его обучал и воспитывал. А если он привыкнет к злу и будет брошен без внимания, подобно животному, то будет несчастен и погибнет. И этот грех ляжет на тех, кто был ответственен за него. Всевышний Аллах в Коране говорит: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни» (Сура Ат-Тахрим: 6)».

Раз отец оберегает своего ребёнка от огня на этом свете, то защита от Адского огня ещё важнее. Защищать – означает воспитывать его, обучать благонравию, оберегать от плохих друзей и не приучать к роскоши, не прививать ему привычку к красивой комфортной жизни. В противном случае он, когда вырастет, проведёт свою жизнь в стремлении к этому и погубит себя.

Нет благодати в молоке, произведённом на запретном (хараме). Если ребёнок будет питаться таким молоком, его природа смешается со скверной, и он будет склоняться к этой скверне.

Когда отец заметит в ребёнке когнитивные изменения (умение различать пол, самостоятельно питаться, ходить в отхожее место, соображать), то следует усилить контроль над ним. И признаком наступления этого периода жизни является застенчивость ребёнка. Если он стыдится совершать определённые действия, это означает, что у ребёнка появляется осознание самого себя.

Это дар от Всевышнего Аллаха и радостная весть, указывающая на правильность его нравов и чистоту сердца. Это означает, что при достижении совершеннолетия он будет обладать полноценным интеллектом. Нельзя допускать небрежность в отношении застенчивого ребенка.

Первое, на что ребёнок бросается с большим желанием – еда. Следовательно, необходимо обучить его этикету приёма пищи. Например, брать еду только правой рукой, произносить при этом Бисмиллях, есть то, что перед ним, не начинать, пока другие не начнут трапезу, не смотреть пристально на еду и на тех, кто принимает пищу, не есть быстро, жевать тщательно, делать паузу между кусками пищи, не пачкать свои руки и одежду.

Также следует приучить его к употреблению хлеба без приправы, чтобы наличие приправы не казалось ему чем-то обязательным (и постоянным). Желательно изображать тех, кто неумерен в пище, в безобразном виде и уподоблять их животным, осуждать в его присутствии таких детей и хвалить тех, кто соблюдает приличия (адаб в еде) и питается с умеренностью. Также следует прививать ему такие качества, как щедрость (чтобы он делился с другими), отсутствие озабоченности едой и умение довольствоваться чёрствой пищей».

Продолжение следует, инша Аллаh.
Автор: Мурад Гайдарбеков
Источник: islamdag.ru


This post has been viewed 99 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2020 — Madrasah2.ru