28.03.2024

ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ?

Словом «семья» обозначаются родные и близкие человека. А семья как шариатский термин — это группа людей, которая считается ядром общества и создаётся посредством вступления в брак мужчины и женщины, у которых затем появляется потомство. При этом члены семьи поддерживают постоянные связи с предками данной супружеской пары, а также с братьями и сёстрами, внуками, дядями и тётями со стороны отца и матери и их детьми.

В обоих определениях присутствует указание на защиту, поддержку и существование прочной связи, основанной на кровном родстве, родстве по браку или молочном родстве.

А семейный порядок — это нормы и правила, в соответствии с которыми упорядочиваются все без исключения дела семьи.

Виды семьи

Семья бывает трёх видов: маленькая, средняя и большая.

Маленькая семья — это супружеская пара и их дети. Именно о такой семье пойдёт речь в этой книге. Ислам стремится построить её на самом прочном фундаменте и укрепить её опоры, насколько это возможно.

Средняя семья — это семья, включающая, помимо супругов и их детей, вторую степень родства — родителей, дедушек и бабушек, братьев и сестёр, а также дядей и тётей по матери и отцу. Именно к такой семье относится веление Всевышнего поддерживать родственные связи. Поддерживание родственных связей удлиняет жизнь, добавляя в неё благословения, а также увеличивает удел.

В хадисе-кудси говорится:

« قَالَ اللَّهُ : أنا اللهُ ، وأَنَا الرَّحْمَنُ خلقتُ الرَّحِمِ و شَقَقْتُ لَهَا اسماً مِنَ اسْمِي ، فَمَنْ وَصَلَهَا وَصَلْتُهُ ، وَمَنْ قَطَعَهَا قَطَعْتُهُ »

«Я — Аллах, и я — Милостивый [Ар-Рахман]. Я сотворил родственные связи [рахим], и дал им название от Своего Имени. Кто станет поддерживать их, с тем Я буду поддерживать связь, а кто станет порывать их, с тем Я порву связь». (Абу Давуд; ат-Тирмизи).

Что же касается большой семьи, то это всё мусульманское общество. Сюда относятся, помимо родных, соседи, друзья, знакомые и так далее. Всевышний Аллах наказал нам поддерживать отношения с ними и сообщил нам о том, что эти отношения должны быть братскими: 

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

«Поистине, верующие — братья». (49:10)

Сюда же относится и человечество вообще, поскольку ислам велел нам, людям, помогать друг другу и относиться друг к другу с теплом и симпатией. Так, Он сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُم مِّن ذَكَرٍ وَأُنثَى وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُو

«О люди! Поистине, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы знакомились друг с другом». (49:13)

Значение семьи

Семья необходима человеку для формирования собственной личности и самосовершенствования, а также для того, чтобы жить благополучно и созидать, поддерживая при этом нормальную жизнь общества и сохраняя род человеческий.

Что касается формирования своей личности и самосовершенствования, следствием которого является физическое и эмоциональное развитие, то и мужчине, и женщине в этом помогает вступление в брак, позволяющий удовлетворять естественные инстинкты и желания, а также духовные, физические и эмоциональные потребности человека. Кроме того, вступление в брак даёт человеку возможность придерживаться умеренности и золотой середины, не отказываясь полностью от удовлетворения полового инстинкта, но и не доходя до вседозволенности и разврата, которые ведут к нравственному разложению, а также к хаосу и беспорядку в обществе.

Что же касается спокойной и благополучной жизни, то её также обеспечивает человеку семья. Ведь семья — это небольшая группа людей, которые строят свою жизнь спокойно и постепенно, активно помогая друг другу в созидательном труде, а также в решении жизненных проблем и добывании хлеба насущного. В семье царит атмосфера взаимной любви, согласия, симпатии, спокойствия и благополучия. Члены семьи вместе борются со слабостью и недугами любого рода, а также ошибками и проступками. В семье заботятся о развитии и благополучии детей и уделяют внимание пожилым людям, дабы они не оставались одинокими, заброшенными, никому не нужными — ведь они нуждаются в помощи и обеспечении, и им необходим тот, кто избавил бы их от усталости и тревог…

Что же касается поддержания нормальной жизни общества и сохранения рода человеческого, то это происходит путём произведения потомства — здоровых (физически и нравственно) детей — с одновременной заботой о законнорождённости, а также об избавлении общества от болезней, являющихся следствием внебрачных половых связей.

Под сенью семьи человек привыкает к ответственности. Кроме того, жизнь в кругу семьи побуждает его к самоутверждению и формированию себя как личности, а также к преображению вселенной. Семья учит человека альтруизму и жертвенности, терпению и выдержке, щедрости и великодушию, надёжности и верности. Семья прививает человеку благонравие и различные достоинства. 

Семья — это общество в миниатюре, и жизнь в кругу семьи помогает человеку приспособиться к жизни в обществе, и он начинает ощущать свою принадлежность к огромному человечеству. Семья воспитывает человека и учит его тому, что он должен оказывать материальную и моральную поддержку другим членам общества, а ведь это необходимо любому обществу. В результате люди уподобляются единому организму, проявляя милосердие, сочувствие и любовь друг к другу. Они делают друг другу добро, поддерживают друг друга и трудятся все вместе ради того, чтобы жизнь общества не стояла на месте, а двигалась вперёд и становилась лучше. Они вместе противостоят губительным течениям и всему скверному и отрицательному, а также защищают общество от отсталости в любых её проявлениях, ошибок и проступков и борются с извечным «треугольником», несущим зло и представляющим большую опасность для общества — это невежество, бедность и болезни.

Некоторые проблемы современной семьи

Современная мусульманская семья сталкивается с некоторыми проблемами, которые сотрясают её опоры или даже разрушают её. Причиной тому является окружение или общая ситуация в мире, а порой дело в самих супругах. Бывает также, что проблемы возникают из-за вмешательства родственников, соседей, знакомых и друзей в дела семьи.

Что касается внутрисемейных причин, то это может быть невежество и неграмотность женщины или желания мужчины — бывает, его обманывает и обольщает нечто из того, что он видит или знает. Ещё одна причина — бедность семьи, нередко заставляющая женщину отклоняться от истинного пути, или же богатство, которое портит мужчину, в результате чего он перестаёт заботиться о доме, жене и детях. Бывает также, что у мужчины просто тяжёлый характер, и он требует от женщины слишком многого. Бывает также, что люди спешат с женитьбой или замужеством и вступают в брак не подумав.

Если говорить о вреде родственников, то это может быть вмешательство в жизнь молодой семьи со стороны одного из родителей супруга или супруги и попытки диктовать им, как нужно жить. Родители сравнивают жизнь молодых со своей собственной и требуют от них, чтобы они жили так, как жили в своё время они сами…

Однако основная причина возникновения вышеперечисленных проблем в том, что один из супругов (или оба они) не знаком с исламским этикетом, а также принципами ислама и его нормами, связанными с правами и обязанностями членов семьи.

Особенности института семьи в исламе

Мусульманская семья живёт в соответствии с порядком, который установил Всевышний Аллах, и придерживается исламского этикета и моральных норм ислама. Она трудится для этого мира и мира вечного и старается приспособиться к жизни в обществе, не перенимая при этом от него ничего дурного. Так она обеспечивает себе счастье в этом мире и награду и блаженство в мире вечном.

Трудясь, она всё время находится между идеалом и действительностью, между взглядом всеобъемлющим и частичным, и учитывает факторы устойчивости и прогресса.

Что касается пребывания семьи между идеалом и действительностью, то семья решает для себя, что она желает жить счастливо, принося и получая пользу, трудясь для блестящего будущего. А счастье она обретает только в том случае, если соблюдает установления своей религии и живёт в соответствии с ней, не пренебрегая ни одним из велений Корана и Сунны. Стараясь жить в точном соответствии с Кораном и Сунной, мусульманская семья постоянно стремится к идеалу, несмотря на то, что окружающая её действительность далека от совершенства.

Жизнь семьи начинается с помолвки, невинного взгляда друг на друга и достижения взаимопонимания и согласия во время недолгих встреч, при которых будущий брак обсуждается открыто — в таких встречах не должно быть ничего внушающего подозрения и тем более непристойного. При заключении брака учитывается то, насколько будущие супруги подходят друг другу. А потом каждый из супругов начинает исполнять свои обязанности. Мужчина обеспечивает семью всем необходимым, а женщина заботится о доме и детях, и главенство мужчины в данном случае — вещь совершенно естественная и правильная. Именно он должен принимать быстрые и продуманные решения, основанные на изучении обстоятельств. При этом он обращается за советом к супруге и другим членам семьи, они помогают и дополняют друг друга.

Супружеские отношения строятся на основе взаимного доверия. Кроме того, в них должна быть человечность — в общении и в отношении друг к другу. А в обеспечении семьи должна быть умеренность, чтобы супруг не сгибался под тяжестью непомерных расходов. На него не возлагается ничего сверх его возможностей, и точно так же от супруги не требуется ничего непосильного для неё — только выполнение обычной её работы. При этом принимается во внимание её состояние: здорова она или больна, или беременна, или у неё менструация и.т.д.

Супружеские отношения должны находиться на золотой середине между серьёзностью и решительностью и снисходительностью и мягкостью; между любовью и строгим исполнением своих обязанностей; взаимным уважением, учётом желаний друг друга и стремлением к довольству Аллаха без упущений и преувеличений.

Семья всегда находится между частичностью и тем, чтобы объять всё. Она трудится непрерывно и достигает своих целей поэтапно, устраивая свою жизнь шаг за шагом. Она не осуществляет разом все свои мечты, но и не желает довольствоваться малым, а её отношения с родными полны искренности, милосердия, живости и любви.

Что же касается того, что семья учитывает как постоянное, так и изменяющееся, то она уважает основы ислама и его жизненную программу, которой необходимо следовать, и при этом обращает внимание на положение дел в современном мире и изменения, которые происходят в нём, а также строит прогнозы на будущее. Супруги регистрируют брак официально и приводят свидетелей, которые могут подтвердить, что брак заключается ими добровольно. Женщина не требует большого брачного дара (махр) и содержания, и семья ни в чём не противоречит Шариату Всевышнего.

Как создаётся семья?

Создание семьи предполагает строительство дома для будущей семьи, а также формирование самой семьи с шариатской и воспитательной точек зрения.

Дом, в котором обитает мусульманская семья, — пристойный и тихий. Из него никогда не доносится шум, и в нём не разговаривают на повышенных тонах. В него не входят чужие, а окна его расположены высоко и занавешены так, чтобы скрыть от посторонних глаз его обитательниц — так оберегается их честь. Кроме того, в нём не сидят вместе чужие мужчины и женщины, и обитатели его не смешивают благие дела с дурными. В этом доме царствует исламская нравственность и соблюдается исламский этикет. Из него не доносится звуков, которые беспокоят окружающих, а также музыки, которая нарушала бы покой соседей. И, само собой разумеется, в этом доме никто и никогда не слышит ругательств, поношений и оскорбительных, мерзких слов. Вместо этого в нём звучит призыв на молитву (азан) и восхваление Аллаха. Когда в доме радостное событие, его отмечают так, чтобы не беспокоить живущих по соседству людей громкими звуками даже днём, не говоря уже о ночи. А если в семье случается горе, никто не слышит рыданий, криков и иных выражений несогласия с предопределением Всевышнего.

Члены семьи спокойно, со смирением и довольством переносят испытание, посланное им Аллахом. Если они богаты, то они втайне дают нуждающимся еду и деньги. А если они бедны, они проявляют скромность и не ходят с протянутой рукой, и те, кто не знает об их положении, считают их состоятельными из-за их поведения. Они проявляют терпение и спокойно воспринимают как радость, так и горе, и трудятся они так же спокойно и размеренно, ничего не делая напоказ людям. Когда дело касается велений Всевышнего, они не боятся упрёков упрекающих, а лица их всегда приветливы и радостны.

Они говорят тихо — так, что голос их ближе к молчанию, чем к звуку, а лица их озарены светом Корана и молитвы как днём, так и глубокой ночью. Взоры их мужчин никогда не падают на посторонних женщин. Они опускают взгляд, оберегая его от запретного, потому что взгляд на запретное хуже ядовитых змей. И они не проявляют высокомерия, не превозносятся над другими людьми и не смущают их демонстрацией роскоши, в которой живут, и экстравагантными поступками. Они не хвалятся своими домами и машинами. И они никому не завидуют, независимо от того, бедны они или богаты, и не бросают алчных взглядов на то, что принадлежит другим.

Стыдливость — их отличительная особенность, а вера неотделима от их сердец. Они говорят благое или молчат, и избегают многословия. Они гневаются, только когда нарушаются запреты Всевышнего Аллаха и оскверняется святое. Их дома закрыты для нечестивых и порочных людей, а их руки и ноги никогда не двигаются ради того, чтобы причинить кому-то вред или нанести обиду. Они делают лишь то, что вызывает довольство Всевышнего Аллаха.

Они выстаивают молитву днём и ночью, исполненные смирения и богобоязненности, в скромном молчании и покорности Всевышнему. А в остальное время они трудятся, занимаясь дозволенным, а также делают добро людям через благотворительные организации или дарят подарки или подают милостыню обделённым, надеясь на награду Всевышнего. Или же они направляются в дома Аллаха, совершая там молитву, а также внося свой вклад в их строительство или ремонт.

Их дома просторны, и у прислуги (если она есть) имеются свои помещения, что позволяет свести их общение с членами семьи к минимуму.

Они совестливы, исполняют данные обещания, всегда говорят правду, возвращают доверенное им владельцу, соблюдают права других, а также договоры и соглашения. Они выполняют обязательства, взятые на себя, в соответствии с заключённым договором, не нарушая его и не расторгая без согласия другой стороны. Они снисходительны, щедры и великодушны. Они не знают, что такое скупость. Именно о них Пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал в первой части следующего хадиса, а о противоположным им — во второй:

«خِيَارُ عِبَادِ اللَّهِ الَّذِينَ إِذَا رُءُوا ذُكِرَ اللَّهُ وَشِرَارُ عِبَادِ اللَّهِ الْمَشَّاءُونَ بِالنَّمِيمَةِ الْمُفَرِّقُونَ بَيْنَ الأَحِبَّةِ الْبَاغُونَ الْبُرَآءَ الْعَنَتَ»

«Лучшими из рабов Аллаха являются те, при виде которых люди поминают Аллаха. А худшими из рабов Аллаха являются те, кто распространяет сплетни, разлучая любящих, и выискивает недостатки у достойных людей, не помышляющих о непристойном и порочном». (Ахмад; Ибн Абу Шейба; Ибн Абу ад-Дунья).

У дурных людей три признака:

1. Они распространяют нечестие и порок, любят ссорить людей и сеять между ними вражду.

2. Они стремятся уничтожить всякую любовь, сталкивая людей и делая всё для того, чтобы братья по вере начали питать отвращение друг к другу.

3. Они обвиняют людей в том, чего они не совершали, и к чему они не имеют никакого отношения. Они поносят и очерняют искренних и благородных людей и приписывают им всевозможные пороки и мерзости.

Автор: Шейх Вахба ибн Мустафа аз-Зухейли
Из книги: «Мусульманская семья в современном мире», стр. 18-25
Источник: islamdinr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *