ПРОРОК МУХАММАД (мир ему и благословение) СКАЗАЛ: "ПРИОБРЕТАЙТЕ ЗНАНИЯ, ИБО ЭТО - БОГОБОЯЗНЕННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ К НИМ - ЭТО ПОКЛОНЕНИЕ (ибадат), ОБСУЖДЕНИЕ ИХ - ЭТО СЛАВОСЛОВИЕ (тасбих), РАССПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С НИМИ, – ЭТО ДЖИХАД, ОБУЧЕНИЕ ИМ НЕЗНАЮЩЕГО - ЭТО МИЛОСТЫНЯ (садака), ПЕРЕДАЧА ИХ ДОСТОЙНОМУ – ЭТО ДЕЯНИЕ, КОТОРОЕ ПРИБЛИЖАЕТ К АЛЛАhУ. ЗНАНИЯ ОЧЕРЧИВАЮТ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ДОЗВОЛЕННЫМ (халяль) И ЗАПРЕТНЫМ (харам), ОНИ – СВЕТИЛА НА ПУТИ В РАЙ, РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОДИНОЧЕСТВЕ, ДРУГ НА ЧУЖБИНЕ, ТВОЙ СОБЕСЕДНИК, КОГДА ТЫ ОДИН, ПРОВОДНИК В РАДОСТИ И ГОРЕ, ОРУЖИЕ ПРОТИВ ВРАГОВ И ТВОЕ УКРАШЕНИЕ СРЕДИ ДРУЗЕЙ...
Главная > Мир Мусульманки, Читальный зал > СЕСТРАМ — МУСУЛЬМАНКАМ

СЕСТРАМ — МУСУЛЬМАНКАМ

Практика: как научиться молчатьПРАКТИКА: КАК НАУЧИТЬСЯ МОЛЧАТЬ

Да, дорогие мои якобы тихие омуты и их обладательницы, на самом деле тишина нам дается ох как непросто, и большинство из нас, девочек, имеют серьезные проблемы с тем, чтобы научиться молчать хотя бы тогда, когда сделать это крайне необходимо.

С появлением телефонной связи, затем пейджеров, мобильных телефонов и функции передачи СМС многовековая задача женщины — овладеть навыками своевременного молчания — усложнялась и усложнялась. Однако степень ее трудности достигла своего апогея, когда в мир технологий уверенной поступью победителя вошел WhatsApp.

Если раньше нам могли помочь проверенные дедовские (а более уместно было бы сказать — бабушкины) способы обуздания необдуманного словоизвержения, которые будут перечислены ниже, то сейчас нужно изобретать новые пути решения проблемы.

Ведь слово по-прежнему не воробей, и если оно вылетело, то вернуть его обратно уже не представляется возможным. Но сравнение с воробьем не такое уж и верное, потому что слово, сказанное в гневе или на эмоциях, — это уже не беспечная пташка, а разрушительное оружие (пуля, стрела или бомба), которое стремится уничтожить нечто создаваемое годами. Нейтрализовать такое оружие в действии практически невозможно. И восстановить место поражения не всегда получится. Поэтому давайте поговорим о способах научиться молчать, ведь о том, что молчание — золото, мы говорили уже не раз.

Лекций и призывов на эту тему мы слышим достаточно. Но все равно раз за разом восклицаем: «Господи, ну что ж я не промолчала-то?», потому что этот язык не только без костей, но чаще всего без удил и поводьев. А если вы пытаетесь его контролировать, то он, к этому не привыкший, сопротивляется.

Как сказано в назму (наставляющем стихотворении) шейха Саида-афанди аль-Чиркави:

Сможешь ли удержать свой язык за зубами?
Он подобен собаке, привыкшей к свободе.
Как ты сдержишь его, если всю жизнь, годами,
Будто конь без узды, он не знает поводьев?

Думаю, для вступления, которое должно побудить нас к поиску и применению на практике способов воздержания от лишних слов, уже достаточно. Попробуем перейти к жизненным советам, начав с древнейших.

Дедовские и бабушкины способы

Очень трудно удержаться от лишних и греховных речей, когда ты уподобляешься бабушке, сидящей на лавочке в группе товарок и грызущей от безделья семечки.

Начало всех пустых разговоров и сплетен — в праздности. И в этом одна из причин, почему наши деды загружали работой своих баб. Эту мудрость мне не единожды озвучивали именно представители мужской части населения из тех, кто еще хранит в памяти наказ этих самых дедов.

Помнится, в Афганистане я спросила, почему своих женщин они не пускают в мечети. Меня удивляла разница между религиозностью мужчин и женщин, и мне тогда казалось, что если женщины пойдут в мечеть, они там определенно научатся чему-то хорошему. Мне ответили, что я зря так думаю: «Наши женщины, если пустить их в мечеть, будут вести там те же разговоры, что и дома, когда они не заняты работой, только с более широкой аудиторией».

Я тогда не сильно поверила, и мне даже стало немного обидно за женщин. Однако вот уже годами слышу, как в наших мечетях, где есть отдельный женский зал, раздается с умоляющей или грозной ноткой голос имама: «Женщины, вы мешаете молящимся, ведите себя потише».

Это я не к тому, что нам не надо ходить в мечеть. Это значит, что, когда у нас есть свободное время, мы тратим его не туда, куда стоит, даже находясь в прекраснейшем месте, созданном для уединения со своим Господом.

Поэтому первый совет: долой праздность! Отсутствием свободного времени вы устраняете возможность для словоблудия.

Второй совет: если вы находитесь в кругу людей и вам нестерпимо хочется что-то сказать, задайте себе вопрос: «Действительно я умнее, лучше, чище, праведнее этих людей настолько, чтобы именно мое слово сейчас было важнее слов других?»

Обычно мы говорим не для того, чтобы принести пользу окружающим. Думая хотя бы о пользе для себя, вспомните пословицу «Молчи — за умного сойдешь»: тот, кто не бросает слова на ветер, пользуется в обществе большим уважением, чем другие.

Третий совет. Скорее всего, у вас уже просто сформировалась привычка обмениваться с другими потоком слов. При возникновении паузы в разговоре вы привыкли вставлять свои «пять копеек».

Если наступила тишина, а ваш язык уже готов «подхватить волну», отправьте его сделать десять кругов в закрытом рту. Он будет занят и не сможет производить слова, а ваше лицо в этот момент будет отражать работу ума (вы считаете круги). Вы будете выглядеть не как человек, которому нечего сказать, а как человек, обдумывающий свою речь. За это время вы сможете не только посчитать круги, но еще раз подумать, стоит ли говорить, принесет ли ваша речь пользу.

Тут уже никак нельзя без хадиса: «Пусть каждый из вас говорит благое или молчит». Вспомните его вовремя. Для того чтобы он лучше отпечатался в вашей памяти, повесьте его дома на зеркале, в которое обычно смотритесь перед выходом из дома или перед которым чистите зубы. Это был четвертый совет.

Совет пятый: на эмоциях и в конфликтной ситуации, перед тем как начать говорить то, что вы думаете, что наболело и очень давно хотелось сказать, сначала обязательно успокойтесь.

Но это не получится, если вы уже начали говорить. Поэтому, прежде чем будут произнесены первые слова, просто выйдите из комнаты. Попейте водички: десять медленных глотков. Можете идти обратно. Это очень действенно. Пока пьете, вспомните о том, почему молчание — золото.

Если удержать слова не удалось и они льются неуемным потоком, а вы все-таки еще помните, что надо молчать, — зажмите себе рот рукой. Лучше выглядеть дурой, чем отвечать потом в Судный день. Если все совсем плохо, под любым предлогом покиньте помещение и сделайте омовение, приняв холодный душ или такой, к которому привыкли.

Совет седьмой: очень действенно носить во рту камушки или небольшую ракушку, а также орехи — в общем, нечто мешающее говорить.

Одна замужняя женщина рассказала мне, как она опробовала этот способ.

Она ждала возвращения домой мужа, которому ей «было что сказать». Умом понимала, что ее слова приведут к очередной ссоре, но чувствовала, что не сдержится. Тогда она приняла трудное решение молчать любой ценой и вспомнила о вычитанном откуда-то совете про камушек в рот.

Молчала целый вечер. Встречая мужа с работы, только улыбалась. Так как ей надо было использовать жесты, чтобы выразить чувства, она обняла его, дав ему понять, что соскучилась. Нежно тронула и загадочно улыбнулась, когда подавала еду. Загадочно потому, что его взгляд к тому моменту был уже вопрошающим. Он не мог понять, почему она молчит, причем это было не напряженно-обиженное молчание, к которому он привык и за которым следует взрыв.

Когда она тоже присела поесть, то вынула изо рта камушек. Супруг засмеялся, поняв, что она сохраняла молчание изо всех сил. И он очень высоко оценил ее пусть и забавные, но труды во имя мира в их семье.

Совет шестой: что бы ни сказал ваш оппонент (особенно муж), помните о том, что ответить ему подстрекает вас шайтан, а испытание языка, сможете ли вы его обуздать, послано вам Всевышним.

Сейчас за вами наблюдает Создатель, ангелы и… злейший враг вашей души. Я не знаю ни одной ситуации, когда, начав читать зикр, человек не смог бы удержаться от лишних слов.

Используйте этот прекрасный способ сохранения своего языка и мира вокруг себя в чистоте. Он же помогает пребывать в благостном молчании и в обществе.

Ну а с пальчиками что делать?

Да, с нашими пальчиками, самозабвенно набирающими телефонный номер и сообщение, пишущими послание в стиле «бумага все стерпит»…

Какое это огромное искушение, когда ты можешь сказать все, не видя реакции. Причинить боль, избавив себя от необходимости видеть, как противник истекает кровью. Это как убить, наняв киллера.

Когда мы пишем виртуальные послания, а не произносим их, у нас создается ложное впечатление нереалистичности происходящего. Как будто это сказали понарошку, как в виртуальной игре, а не в реальной жизни. К тому же можно заточить «оружие» и блеснуть остроумием, ударив больнее, придумав самую изысканную формулировку. Ведь когда говоришь, не сразу красиво получается, а тут, пока пишешь, можно убедиться в красоте выстроенной фразы раньше, чем нажмешь «отправить».

Через простые СМС воздействовать сложнее, так как это все же платное удовольствие. А еще СМС не всегда доходят, а получатель не всегда отвечает. Поэтому лидирующие позиции в переписках людей сейчас занимает WhatsApp: пиши сколько хочешь; абонент, в сети он или нет, берет трубку или нет, все равно получит сообщение. Да и за количество знаков платить не надо — можно сказать все, что накопилось за долгие годы. Как с этим справляться?

Совет первый и единственный. Если вы не можете удержаться от лишних переписок с телефона и компьютера, у вас есть очень эффективный способ справиться с этой проблемой: купите фонарик и отключите Интернет. Вы, конечно, что-то потеряете, но ведь раньше вы как-то жили без всего этого. Приобретете намного больше, чем потеряете.

А если такие радикальные меры предпринять по какой-то причине невозможно или вы считаете, что все еще не так плохо, чтобы к ним прибегать, тогда, сталкиваясь с эмоциональными всплесками, хотя бы оставляйте телефон в другой комнате, пока не успокоитесь. Это так же, как выйти из комнаты в разгар конфликта, только тут вы не сами выходите, а выносите из комнаты телефон. Вернувшись, пейте водичку, читайте зикр и вообще на некоторое время лучше ограничьте свое пространство ковриком для намаза, пока ваш разум не возьмет верх над вашим сердцем и пока ваша душа не вернет себе чистоту благонравия и кротости.

Как же счастливы те, кто Аллаха познали
И сумели язык до конца обуздать!
Восхищается сердце мое мудрецами —
Теми, кто может меру в речах соблюдать.

Это, наверное, не все советы и способы, но использование хотя бы этих сможет помочь вам сохранить чистоту вашей речи и души. Главное —начать осознанно работать над собой. Ежедневные самоотчет и покаяние помогут вам трудиться не покладая рук над обузданием собственного языка. Я тоже тружусь.

Автор: Лейла Наталья Бахадори
Источник: musulmanka.ru


This post has been viewed 260 times.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Мир Мусульманки, Читальный зал

  1. Пока что нет комментариев.


© 2011 Danilin.biz — Создание сайтов на Wordpress
© 2011-2016 — Madrasah2.ru